Восьмидесятые в Москве, лыжный марафон

Зимой хочется написать о лыжах. Не лишён желания и я. С детских лет я мечтал о своих, настоящих лыжах.  Но иметь лыжи в деревне в пятидесятых было не каждому дано. Их могли купить своим детям только родители с достатком, каковым я никогда не был. Зарплаты моей матери-доярки едва хватало на пропитание нас двоих.

На улице я с завистью смотрел на ребят,у которых были настоящие фабричные лыжи. В лога кататься я всегда брал санки у дяди Андрея-брата моей матери. В воскресный день мы подростки собирались после завтрака и всей компанией шли кататься. Расстояние до горок   в два километра для нас было зимней прогулкой, которая всегда радовала нас.

 Мороз в двадцать градусов нас не смущал. Тёплые валенки, скатанные Андреем Ивановичем, связанные матерью рукавицы, позволяли быть на морозе весь день. Вместе с друзьями со своего края деревни, с рассветом, мы  шли через деревню по накатанной дороге. По пути число желающих провести выходной день в логах, возрастало до десятка и более. Дружной компанией мы весело шли через деревню.

Пройдя крайние дома деревенской улицы, мы выходили в поле, которое заканчивалось спуском с первой горки. Лыж у моих друзей  не было, и нам неописуемую радость доставляло катание на санках.

С появлением в школе лыж для занятий физкультурой, их  можно было брать себе на выходной. Этой услугой мы пользовались постоянно. Первые соревнования в школе меня не особенно радовали, результаты были весьма скромными. Но меня это не огорчало, я начинал тренироваться самостоятельно, совершал длительные переходы  в компании своих старших товарищей в логах. Вскоре мои результаты позволили участвовать в школьных соревнованиях, а потом и в районных.

Учёба в ПТУ позволила улучшить мои результаты на дистанции пять и десять километров. Неоднократно пришлось участвовать в лыжных соревнованиях на первенство учебных заведений города Новосибирска.  Армейская служба, с кроссами, лыжными переходами только укрепили моё желание заниматься лыжным спортом.

Поэтому неудивительно, что после демобилизации, я оказался в команде отдела милиции по охране метро. Деревянные лыжи, металлические палки, это был не тот инвентарь, который можно приобрести сейчас в любом спортивном магазине. Но другого у нас не было и первый спортивный разряд по лыжам на дистанции тридцать километров я выполнил на лыжах "Эстония".

Продвижение по служебной лестнице, после окончания Университета, не позволили заниматься в команде, и на лыжах я бегал только в часы занятий общефизической подготовкой  в разных подразделениях. Однако, тренироваться в свободное от службы время, я не прекращал никогда.

В период службы в Академии МВД я впервые пробежал лыжный марафон пятьдесят километров на первенстве МВТУ. Дистанция далась не легко, но из четырёх сотен участников, мой результат был в первой сотне финиширующих. Это был мой первый марафон, но не последний.

После Олимпиады в Столице в восьмидесятом году, интерес к лыжному спорту возрос. Впервые стали проводиться соревнования:- Лыжня Россия. Эти соревнования вскоре стали ежегодными, число участников возрастало из года в год.

Пройти мимо лыжных соревнованиях такого масштаба я не мог и уговорил своих коллег принять участие.  В установленное время, от Министерства, на служебном автобусе, мы выехали к месту проведения соревнований. Из-за глубокого снежного покрова автобус пришлось оставить далеко от места старта. К старту пришлось бежать, чтобы успеть. Не хотелось стартовать в конце колонны.

Две многотысячные коробки участников выстроились на ровном заснеженном поле в ожидании команды:- Марш!  В первой коробочке должны были стартовать участники на дистанцию шестьдесят километров, они имели красные нагрудные номера, Участники на дистанцию десять километров-синие номера. Мой номер был Двенадцать тысяч сто семьдесят.

Мы все члены нашей команды планировали пробежать десять километров, но хорошие погодные условия, отличное скольжение изменило мои планы уже в ходе прохождения дистанции.

Участники замерли в ожидании общей команды. Выбранное поле оказалось не самым лучшим местом старта. Глубокий снежный покров, узкий коридор между лесными сколками, не позволил быстро развернуться колоннам во время начала движения.

Со старта колонна участников двинулась, утопая в снегу. В течение нескольких минут пришлось идти шагом, опасаясь наступить на лыжные задки впереди идущим лыжникам. Был риск, что и сам можешь оказаться без задков, но всё обошлось, если не считать, что ботинки вскоре заполнил снег, летящий от впереди идущих участников общей коробочки на десять километров.

Скученность и теснота во время начала движения наблюдались на протяжении первых десяти километров. Не обошлось без поломок палок и креплений лыж. Кому-то прервать дистанцию пришлось уже на первых километрах. Но наша команда прошла первые километры без поломок, но мы потеряли друг друга уже на старте.

После пятого километра ход участников несколько выравнялся, "дёрганье" прекратилось, лыжники втягивались в гонку. Дистанция в десять километров считается скоротечной и наиболее сильные участники сумели оторваться от основной массы уже на первых километрах.

Вскоре поле закончилось и четыре полоски, оставленные участниками с красными номерами пролегли в лесной массив. Лыжня стала более твёрдой и скорость возросла. Усталости не чувствовалось. Яркое солнце, десятиградусный мороз радовали и заставляли держать общий праздничный настрой. Трасса менялась часто. Небольшие подъёмы сменялись спусками, продолжительные "тягуны" переходили в равнину и опять лыжня убегала в лесной массив.

Указатель  километража отметил пять километров. Далее трасса раздваивалась,- на десять и на шестьдесят километров. Раздумывал минуту. Раньше уже бежал пятьдесят километров, нужно попробовать пробежать и шестьдесят. Погода благоприятная, трасса не сложная,-выдержу. Итак решение принято. Иду на шестьдесят.

Число впереди идущих участников резко сократилось.  Несколько участников с красными номерами, повернули на пятёрку, но я уже шёл по новому пути.  Теперь опасения, что кто-то наступит на лыжи не было. Более сильные участники ушли далеко вперёд и сейчас шли середнячки и рискнувшие проверить себя на большую дистанцию. После двадцатки первая подкормка участников. За пол - километра до пункта, достаю припасённую шоколадку, не спеша жую. Запью чаем на пункте питания, а иначе захлебнёшься слюной.  Попил чая и опять на трассу. После двадцати километров, скольжение лыж ухудшилось. Твёрдая смазка стёрлась, нужно было подмазываться.

Остановился, чтобы подмазать лыжи. Рядом остановился ещё участник и поинтересовался, скоро ли будет финиш. Узнав, что он проскочил поворот и оказался в числе участников, идущих шестьдесят километров, удивился. Но назад поворачивать было поздно. Натёрли быстро лыжи и снова в путь.

После сорока пройденных километрах, усталость дала о себе знать. Бежать и гнаться за кем-то уже не хотелось. Важно было дойти. Лыжня вновь углубилась в лесной массив. Спины редких лыжников мелькали впереди. Да и позади участников было совсем не много. Лыжня после прохождения десятков лыжников была довольно твёрдой, лыжи катили хорошо. Дальше лыжня шла между деревьями,и только двое могли, не задевая друг друга, рядом продолжать движение. Пошли спуски. На отдельных участках скорость возрастала и были опасения врезаться в стволы близко стоявших деревьев.

Кое-где приходится даже тормозить из за опасения упасть и остаться без лыж.Но несмотря на быстрое скольжение, успел рассмотреть что на некоторых стволах близ стоящих у трассы, матерчатые матрасы. Для чего? И тут до меня дошло. Матрасами обвязаны стволы деревьев на уровне человеческого роста, для того, чтобы случайно налетевший на дерево лыжник не получил травмы.

Порадовался за организаторов, -всё предусмотрели.  Вскоре лыжня вышла на пятикилометровую дистанцию, проложенную  в Битцевском лесопарке. Оставалось пройти всего несколько километров. Они были самыми трудными. Усталость накатывала с каждым взмахом  рук, каждым шагом. Но финиш медленно приближался. Ещё несколько минут ходьбы и долгожданный финиш.

Судьи уже заканчивали свою деятельность, но моё время было ещё не последним. Грамоты и значки у них уже закончились, потому, что участников прошедших шестьдесят километров оказалось больше заявленного числа. Но они меня успокоили, что дадут мне персональную грамоту, если я приду к ним в офис. Они сдержали своё слово:- я получил персональную грамоту, кучу значков, которыми остался вполне доволен.

Друзья меня дождались, но были крайне удивлены моим "подвигом". Без серьёзных тренировок отважится на марафон никто из них никогда бы не решился. Сейчас, когда я вспоминаю этот марафон, деревья укрытые матрасами, я начинаю понимать, что упорство в достижении своей цели, всегда даёт положительные результаты.


Рецензии