Разговор монаха со старцем о ночном бдении...

Отче, в  прошлый  раз в  разговоре  об  умном  делании  ты  обмолвился о трех практиках исихии – ночном  бдении, богомыслии  и созерцании, а  не  мог  бы  ты  рассказать мне о  них подробней ?

- А зачем тебе это  нужно знать ? – с  некоторой усмешкой переспросил  старец,  - уж не собираешься ли  ты  заняться исихией ? Здаётся мне молод  ты  ещё для этого  делания. Исихия – удел  схимников  и отшельников, которые  оттачивают  ум  до различения  духов в состоянии священного  безмолвия, а ты ещё  проходишь  ступень  киновии  или коллективного монашества.

- Я  просто хочу понять что это такое,  чтобы  решить нужно мне  это или  нет.

- То, о чём  ты спрашиваешь,  - это  аспект  не  теории, а   практики  и  это  очень  высокая  ступень  духовного  познания  и  делания, на  которую  ступают  только  совершенные   и  которой  невозможно миновать никому,  кто  идёт путём  умного делания, поскольку  другой  ступени  достижения  совершенства  духа  просто нет. 

- Но  разве можно становится  на  путь, отче,  не  узнав  прежде  обо всех  ступенях на  этом  пути ?

- Тут  ты прав,  дорогой. Знание – это  карта  движения  ума,  задающая  направление движению сил  души,  и без  точного  знания нет никакого  делания, ни мирского,  ни душевного,  ни  духовного.  Названные три практики -  ночное  бдение,  непрестанное богомыслие и молитвенное созерцание  есть основа исихии  и  высшая  заключительная ступень  умного  делания.

Эти практики – удел продвинутых  в молитвенном  делании иноков, отречённых от мира,  умерших  ветхим  человеком  и  взошедших на ступень Льва, которая символизирует  схватку  с  духами  зла  для  обретения даров силы. Об  этом  делании простым  верующим  намеренно не  говорится,  дабы не  искушать  их незрелые умы  и  души тем, что  намного выше их представлений.

- Отче,  эти  три практики осуществляются  только вместе или их  можно осуществлять и  порознь?

- Существуют  они порознь, а  в  умном  делании  они просто  соединяются  вместе, как самые  действенные, которые сливаются  в  одно  делание вместе в  покаянием. 

Ночное бдение – это  одна из очень древних духовных практик, берущая начало в  знании магов,  волхвов  и аскетов  древности, которые одними  из  первых поняли, что сон – это подобие загробного бытия и  посмертного  состояния  души, в  котором она  пребывает в  духовном мире  и  напрямую соприкасается с  его обитателями. Из  этого  открытия они и сделали  вывод  о  том, что сон – это тайная  дверь  души  в  духовный мир  через  которую  можно туда проникать.

- И как они использовали это знание? – поинтересовался  монах.

- Для изучения духовного мира через  дверь  сна  и сновидения.

- Отче,  а  где находится эта  дверь?

- В душе,  где  же  ещё,  - ответил старец.

- В смысле где  именно  она находится в  душе  человека, в  каком  месте  души?

- В духовном  сердце,  разумеется,  как  малой  клети  из  которой и  открывается видение клети  большой  небесной  или  божественного  космоса  обителей Царства Божьего. 

- А с  чем можно сравнить  эту потайную дверь?

- С дверью и можно сравнить, с  чем же  ещё, если  сам  Господь назвал её так «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».  Если  тебя интересует более  образное сравнение,  то её можно сравнить с  окном иллюминатора  в  каюте  корабля из  которого открывается  вид на океан.

- И как  они  смогли  открыть эту  дверь ?

- Духовным  усилием, конечно, как  открывается любая запертая  дверь и после  того, как они  её  открыли,  они  увидели  океан Духа  и  почувствовали  его  свежее  дыхание и  захотели  его  исследовать,  поскольку  были  отважными  первопроходцами,  ведомыми  жаждой  духовного познания.

- И  что  они стали дальше делать ?

- Они стали вылезать из  этого иллюминатора в  духовный  океан и  изучать  его окрестности и  обитателей,  которые оказались совсем не  так  дружественны, как  хотелось  бы.  Первое,  что  они обнаружили  в  этом  океане духа,  были  бесы,  которые  подобно  акулам,   во множестве  подстерегают  там  всех,  покидающих наш  мир.  Именно об  этом  и  предупреждал Христос, когда 7 раз повторил в Евангелие «Там  будет  плач  и скрежет зубов». Поэтому никто, выходящий  за пределы  нашего мира, не может избежать  встреч  с  ними.

- Это и есть та  причина по  которой  отцы запрещают  доверять  снам ? – переспросил  монах.

- Да,  именно по  этой причине отцы и  запрещают доверять снам, как  той  двери, через которую в  душу может  войти не  только  Господь, но  и  зловещие  обитатели этого  духовного океана. Это касается  в  основном  молодых и неопытных иноков,  не  имеющих  здравого и  трезвого  ума, а  опытные  могут  себе  позволить  использование этой  двери для исследования  содержимого снов.

- Отче,  а  как  возможно  исследование  сна и его  содержания?

- С помощю  особого внимания  или  трезвения  во  время  сна.   Это особый вид  трезвости  во  сне, такой  же  которая  бывает у  человека в  повседневной  жизни.  Практика  ночного бдения  - это  и есть способ молитвенного  контролирования сна и  выработки особого типа внимания – внимания  бдения  и контроля  сна.  Внимание  сна – это  то же самое внимание, только  не  тела, а самой  души.

-  И что позволяет это внимание души?

- Оно позволяет отслеживать  и контролировать  духовный  мир,  развивая духовный  опыт и  ум  внутреннего духовного человека, который  как  бы  учится  во сне  видеть  глазами  души  духовный мир  и  всех  его обитателей. Это  зрение  и  внимание  души  и помогает  инокам  ориентироваться  в  этом  духовном  океане  во  время  своих  выходов  за  дверь,  избегая  встреч  с  его опасными обитателями. Это и есть духовное видение или созерцание.

- А ты  можешь сказать мне как  осуществляется созерцание ? – переспросил монах.

- Об  этом я  расскажу  тебе позже, а пока тебе  нужно  понять, что ночное бдение – это одна  из основных практик исихии и умного  делания.   Вот как  об  этом  сказал учитель всех  монашествующих преподобный Исаак Сирин;

«Всякая ночная молитва полезнее тебе всех дневных подвигов. Ночью ум в краткое время воспаряет как бы на крыльях и возносится до услаждения Богом, скоро приидет в славу Его и по своей удобоподвижности и легкости плавает в ведении, превышающем человеческую мысль.

Поэтому избери себе делание усладительное – непрестанное бдение по ночам, во время которого все отцы совлекались ветхого человека и сподоблялись обновления ума».

- А что  бывает потом, когда делатель  ночного бдения продвигается в развитии внимания   сна? – поинтересовался  монах.

- Потом  он  может пользоваться сном  и сновидением как реальным  источником получения  важной духовной информации обо всём.

- А  где  гарантия, что  это  достоверная  информация, а  не  ложная ? 

- Такой  гарантии нет,  особенно для  начинающих  иноков.  Канал сердца и  бдения снов  – это общий  источник по  которому поступает информация и  от Бога  и от  бесов и  единственный инструмент  для её  различения  - совершенный ум  человека.  Поэтому канал  сна и отвергать не  разумно,  но  и слепо доверять ему также  не  стоит.

Ты  не  забывай о  том, что именно во сне многие пророки общались  с Богом,  во сне Господь говорил  с Авраамом и Соломоном, во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду, через  сон жена  Пилата узнала  о праведности Иисуса и т.д.

Сон – это инструмент совершенных  о Господе  и преподобный Никита  Стифат говорит, что «Тщательный может и по  сновидениям угадывать движения и расположения души, и соответственно тому  направлять попечение об устроении своего духовного состояния», поэтому то, что недоступно новоначальному, доступно совершенному.

К слову, я  тоже многое  и  о тебе  и  о  том, что  должно произойти в моей  жизни, узнаю именно из  снов, которые точно карта  знаков  описывают те  или  иные важные для  души события. К слову отцы первых  веков достигали  такого совершенства духа  в  ночном  бдении, что  даже бесы  им  повиновались  и прислуживали, как псы,  хотя  сами  отцы им  только сочувствовали и испытывали презрение.  Вся чёрная магия  была  основана на использовании бесов  и  духов тьмы.

- А чем делание отцов отличалось от магии ? – поинтересовался монах.

- Целями и  задачами  отличалось. Отцы  искали свет  Истины  и свободы  духа  по  слову Христа «и познаете истину  и сделает  вас  свободными», а маги искали  духовную силу и могущество.

- А почему так  сильно различались  их цели и  задачи ?

- Потому что отцы проходили через крестную смерть  и  распятие собственного эгоизма  и страстей, а  маги  стремились достичь   духовной силы  не  умерщвляя  до конца эгоизма  и страстей.  В  итоге  и  те  и  другие  получали  дары  силы,  но  отцы  при  этом были  безстрастны  и  свободны,  а  маги  и волхвы  пристрастны  и  зависимы  от  этих  сил.  Но  ты  не  обольщайся,   первые отцы  по своим  духовным  силам  и возможностям мало  чем  отличались от  магов  и  волхвов,  разве  только  безупречностью,  чистотой  совести  и  нравственности.

- Отче, а  обычный  человек может пользоваться  снами  для получения информации?

- В  такой  степени как  это  делали  отцы в  ночном  бдении  и  созерцании уже  определённо нет,  хотя  какие-то  подсказки  и может получать  через  вещие  сны.

- А как это происходит,  отче,  ты  мог  бы мне сказать?

- Я  уже  вижу как у  тебя  от нетерпения загорелись глаза,  - с  улыбкой заметил старец.

 – О том, как это происходит не  знает никто, поверь, поскольку  толкование снов  - это один из  даров Духа,  имеющий отношение к пророчеству. Просто  есть такой духовный принцип, связанный с  умом,  когда  ум достигает  нужной степени утончённости и чистоты, он сам получает возможность проникать в  духовный мир  и черпать оттуда нужную информацию.

Точнее информация  как  бы  сама поступает оттуда в  чистый  ум  через сон.  Ум  ведь во сне  продолжает  активно  работать,  только  на  другом  и  более  глубоком уровне.  Сложность  обычно  заключается в  том, что информация  из  духовного мира  поступает  уму  в  виде символов  и образов, которые  ещё  нужно суметь  правильно прочитать и  расшифровать. В  этом и возникает сложность.

- А как узнать правдивая это информация или  ложная?

- Заранее никак не узнать,  пока не пройдёт время и не подтвердится – вещий  это был  сон  или ложный. Вот  поэтому отцы  и не рекомендуют очень  сильно доверять снам.  Пророческие  сны  бывают  толко  у  совершенных, а у  обычных  людей  бывают  вещие.  Вещие  сны  бывают   обычно  наиболее  яркими и бывают  под  утро, оставляя самые  глубокие впечатления.  

Бог  имеет способ  всегда  достучатся  до  души,  когда  нужно,  ты  уж поверь,  поскольку   любит человека,  несмотря  на  всё  его невежество и  глупость, а потому  через светлые силы находит  способ  посылать  душам  подсказки о самых важных для  них событиях в  жизни. Но  и  бесы при  этом не  дремлют и решают  свои  задачи.

- А какие задачи решают  бесы, отче?

- Известно какие -  поимку души в  свои  сети  для  увлечения в свой  мир, как  дойной  коровушки,  которая  будет кормить их  там  тёплым молочком  энергии души,  но  не  энергией радости,  а  энергией  тоски, отчаяния, безысходности и страдания. К сожалению бесы используют для  этого тот  же самый канал сердца, который использует и Бог и  кроме чистого ума человека  и сердца  у  человека  нет  другого инструмента  для различения этой  информации,  но самые  совершенные  иноки умеют  и  её  различать  особым способом.

- А ты  мог  бы  сказать какой это способ ?

- Нет, этого я   сказать тебе  пока  не могу, поскольку  это  очень  сокровенное  знание. Может, позднее я  и сообщу  тебе об  этом  удивительном  инструменте, который  подтверждает  верность  любой информации из  духовного мира.  Это божественный инструмент,  но  не  он  главное.

Главное  для тебя – это  понять, что ночное  бдение – это та  уникальная  практика, которой  нет  ни в  одной  другой  религии  и конфессии,  которая и позволяет вырабатывать внимание сна  или другое внимание,  без  которого соваться в  духовный мир просто недопустимо по учению  отцов.

- Отче, но ведь того ночного бдения,  о котором  говоришь  ты, сегодня  в  церкви  уже нет ?

- Нет, к сожалению,  и  это одна  из причин утраты умного  делания. Ночное  бдение,  о котором  я  тебе  говорю, - это бдение по  учению  первых  отцов – подвижников, как   практиков умного делания.  В силу  его сложности и искусительности,  оно ещё  в  7-м  веке  было упрощено и  заменено обычной храмовой всенощной  службой,  которая есть  обычная молитва,  не предполагающая упражнения  во  внимании сна,  хотя  на  Афоне и в  других  местах,  где ещё  есть  исихия, данная практика по-прежнему  существует.

Тебе  нужно  понять главное - целью ночного  бдения по  учению  отцов  является полное и окончательное  совлечение ветхого человека  и  пробуждение человека  нового, как совершенной души,  обладающей духовным  умом и  духовным  вниманием. Как сказал преподобный Ефрем  Сирин «праведные, проводившие ночи во бдениях, живы и по смерти».

Ночное  бдение более  всего  уплотняет тонкое  тело души и делает его светозарным и в  этом душе  помогает другая практика – непрестанного богомыслия.

- Непрестанное богомыслие – это  как  непрестанная молитва? -  поинтересовался монах.

- Не  совсем  так. Непрестанное  богомыслие – это  больше  постоянное думание  и размышление о Боге - Троице в самых  возвышенных  понятиях и представлениях.  Непрестанное  богомыслие -  это неисходное пребывание  ума в  духовном  сердце, которое  зрит Бога  и на  основе  этого  созерцания   порождает самый тонкий  вид духовного ума, постигающего Бога не через  нравственный образ Христа, а  через нетварные энергии  Бога Отца и Святого Духа. 

Данное делание очень  похоже  на  молитву, но в  отличие  от молитвы – это именно думание,  т.е.  напряжение  ума через рассуждение  и  размышление  о Боге -  Троице, как внутреннем  духовном  Солнце, которое питает светом  сознания и  энергиями  жизни всё  живое  и  одушевлённое,  постоянно испуская  подобно  солнцу  зримому,  невидимые  лучи эманаций божественных энергий.

-  Но  я никогда  не  встречал в церковном учении и богословии подобного знания  и представления,  - заметил  монах.

- Это и  не  мудрено,  - ответил  старец. – Это  знание и представление в  современном  богословии  полностью  отсутствует, как  мистическое. Оно есть только в  святоотеческом предании у  отцов - подвижников первых веков, которые  владели  мистическим  богословием,  которое позднее было  заменено  западным  нравственным.

- А в  чём отличие мистического  богословия  от нравственного,  отче?

- Отличие в  том, что  нравственное  богословие  описывает  Бога исключительно через нравственный образ Иисуса Христа, как  воплощённого  Богочеловека,  а  мистическое богословие  описывает все  три ипостаси  по  отдельности  через нетварные божественные энергии. Это совершенно разные описания  одного и того же Бога.

-  Разве  это может  быть? – удивился  монах.

- Может,  но это не  вина церкви, а вина  человеческого  и  религиозного невежества, которому проще  и  легче  воспринимать  Бога  в  образе  Богочеловека,  а  не  энергии  и Духа, который не  имеет образа  и формы.  Идея  нравственного  Бога, завязанная  на  мораль и благочестие, очень близка и  понятна простому  человеку, а  идея  абстрактного Бога  Духа очень мистична  и непонятна,  поэтому в  массовой  религии знание  об энергийной  стороне Бога негласно  считается табуированным и  запретным,  хотя отцы  именно этой  стороне  и  отдавали предпочтение. 

К  сожалению это ещё один  итог примитивизации религиозности  и  утраты духовной  основы религии  с  подменой её  сугубо  моральной  и  внешней  обрядовой стороной.

- А  что  особенного в  описании Бога через нетварные  энергии?

- Особенно  то, что нравственность и мораль  к  этому  описанию  не  имеет никакого отношения, поскольку Бог описывается  и созерцается  в  духовном  аспекте  исключительно  как  внутренний  нетварный  свет и  энергия. К  тому  же источником этих  нетварных  энергий  и света  является  не Христос, а  только  Бог Отец, понимаешь ?

- Нет,  не понимаю, -  честно признался  монах.

- Вот, это и есть  результат  схоластического  нравственного  богословия. Ты не  понял фактически  самого главного – того, что стало причиной  большого   раскола  христианства  на Западную  и Восточную  церковь.

- Чего я  не  понял,  отче, проясни? – спросил  монах.

- Ты  не понял  ложности  принципа  филиокве, что  значит  и от Сына.   Речь  об  исхождении энергий Святого Духа.

Дело в  том, что по  учению  отцов  Восточной Церкви  эманации нетварных энергий Святого Духа  исходят только от Бога  Отца, как  Солнца – Бога и  ни  от кого  более.  Христос – это  только Сын,   который  причастен  и  единосущен  Отцу,  но не  Он  порождает  Святой Дух, а  один  только Отец. В  этом  суть.

- И  что это значит ? – удивлённо переспросил  монах.

- Это  значит всё  для  стяжания  нетварных энергий,  поскольку если  ты  делаешь для себя  единственным  Богом Христа, забывая  об Отце, как  первоисточнике Святого Духа,  ты делаешь  единственным  своим  Богом  только  дверь  и  лестницу  к Отцу  и  не видишь первоисточник энергии и  духовной  силы – самого Отца.

- Но ведь Христос сам  сказал – «Я есмь путь и истина и жизнь» - удивился монах.

- В тот-то и  дело, что Он сказал «Я есмь  путь..», т.е. движение,  а  не «Я есмь  Бог»  и ещё  Христос добавил  для  умных  – «никто не приходит к Отцу, как только через Меня».  Ты  слышал – «через Меня», а  не ко  Мне.  По  учению  отцов Христос никогда не  считал себя Богом, а  считал только посланником Отца  и  меньшим чем Отец, а  потому  и славил  только  Отца. 

Вдумайся в  слова Христа – «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».  

- Но почему так  получилось, что в  христианстве и православии совсем забыли про Бога Отца, как  первоисточник  энергии Святого Духа?

- Забыли  и по умыслу и по невежеству, поскольку с одной стороны, минуя Христа, нельзя достичь  Отца, а с  другой – в  церкви, как институте душевности и  нравственности,   знание  об  Отце  искусительно  и  опасно,  как  самый   сладкий  соблазн.  Познание Отца  - это  вершина  и  удел  только  единиц  совершенных и  отшельников,  проходящих к  Отцу через Христа после долгих искушений.  Если  для  верующего  познание двойственной  богочеловеческой  природы Сына - это  невообразимая  трудность,  то представь себе насколько труднее  познание всей Троицы  и особенно  Отца.

Монах опустил  голову и  задумался.

- То, что  ты сказал,  отче, ударило мне болью в  самое  сердце. Почему никто мне не сказал об  этом раньше?  Почему я  только  от  тебя сейчас  узнал об Отце  и  отношении Отца  и  Сына?

- Тебе этого не сказали из святой  любви к  твоей человеческой немощи и  глупости,   которой не  нужно раньше времени заигрывать  с  высшим  знанием  и реальной духовной силой, а  нужно упражняться  в  морали и  нравственности, как переходной и подготовительной  ступени  к знанию.

Но я  вижу, что  твой ум достаточно крепок для  этого откровения  и  я  дал  тебе  его,  раз  мы  говорим  о  непрестанном  богомыслии.   Это  упражнение  для  твоего  ума,  который  учится  усваивать  нечто  потвёрже  манной  каши обрядоверия и морализма. Это  знание  и есть  основа  и  пища  для делания  богомыслия и  понимания Бога  как энергии, струящейся только  от Отца  через Христа.

- Отче, мне всё  равно трудно понять  то, как от Христа не  может исходить Святой Дух,  - несколько обескураженно спросил  монах.

- А ты  посмотри  на  это с  другой стороны, -  что не от  Христа,  а  через Христа исходит благодать Святого Духа от Отца и все проблемы исчезнут. Проще  говоря,  постарайся  понять, что благодать Христа -  это Отцовская благодать в  Сыне  и всё  и всё.  

Согласись,   вроде бы  мелочь,  но эта  мелочь открывает  у  тебя в  душе  расширение от Христа, как Сына,  до Отца  и  это первый  шаг к  твоему рассуждению и  богомыслию, которое  исходит из  твоего сердца. Это богомыслие простирается  от Христа  к  Отцу, как Солнцу  бытия,  и постигает всё  устройство большой клети  небесной.

- А ты  знаешь  что открывается уму в  этом познании большой  клети?

- Открывается  то, что  большая клеть небесная  похожа на  гигантский  купол  или  необъятную  луковицу  со светящимся  ядром, подобным  солнцу,  расположенным  наверху.  Никто не  может  взглянуть   на  это светозарное  солнце,  поскольку  это  солнце Бога Отца.  

Эта  луковица  клети небесной  имеет  множество слоёв, плотно отделённых друг от друга,  и каждый такой слой – это полноценный  мир,  точнее  полноценная вселенная, а  наш мир – это лишь  один  из слоёв, который  расположен  посередине, в  этой  безмежной  луковице жизни. Как тебе  такое представление ? – с  улыбкой  переспросил  старец?

- Это потрясает и захватывает мой дух,  - ответил  монах, а  старец  продолжил:

- Ближе к светящемуся  солнцу  ядра  от середины  луковицы  расположены миры восхождения, именуемые райскими, которых не  менее 9, а далее к краю от середины  расположены  более  тёмные  и удалённые  от Бога  миры нисхождения, именуемые  адскими, которых  тоже не  менее 9. 

Все спасшиеся  души  обитают  в  верхних  мирах,  а  прочие  идут в  нижние.  И вот  так в  обмене  энергией  душ  существует  Царство Боже. Глубокое осознание этого  величия  и есть непрестанное богомыслие, которое  позволяет  человеку не  забыть  кто  он в  этой божественной игре эманаций.

- Я к  этому  не  готов,  отче, давай  оставим  эту  тему,  поскольку  она  взрывает мой  разум,  -  взволнованно  сказал монах.

- Давай  оставим,  - спокойно  ответил  старец.  – Зато теперь ты имеешь представление о  том, что такое реальное богомыслие, а  не  морально-нравственное.  Теперь   поговорим о третей практике, которая  тебя  так  интересовала,  -  молитвенном  созерцании или  феории, которое есть прямое видение нетварных  божественных энергий.

Эта практика является неотъемлемой  частью первых двух, поскольку созерцание –это практическое восприятие Бога через нетварные божественные энергии,   которые могут  восприниматься через  нетварное свечение  и  нетврный  свет, именуемый Фаворским  светом. Этот свет на  определённой стадии очищения ума начинают видеть  внутренним зрением все исихасты и практики умного делания.

- Они все  видят  его одинаково ? – поинтересовался монах.

- Не совсем,  -  ответил старец.  – Видение  Фаворского  света  - это  по сути  восприятие божественной  энергии  внутренним  зрением не  тела, а  самой  души, как  тела  энергетического.   К  созерцанию и  видению нужно  долго идти  молитвенным  путём, поскольку и  созерцание  и  видение осуществляются только из  духовного сердца,  добраться  до которого и является самой  большой  трудностью  инока.

Есть несколько градаций созерцания и  видения – от восприятия просто света и световых эффектов  до  более четкого восприятия энергии в  виде  светящихся  нитей  и  тончайшей  светящейся паутины.  В момент видения  осуществляется  ведение,  т.е. знание  и  постижение подлинной сути  объекта, предмета  или явления.  Проще  говоря, когда  видящий  что-то видит  энергетическим зрением  души,  в  этот момент   он  знает  о видимом всё   и  это самое подлинное  знание, поскольку  это  знание самой основы -  энергии  видимого.

- А  от чего зависит это видение?

- Оно зависит  от утончённости ума,  степени  безстрастия  и совершенства восприятия созерцающего энергию. Чем  грубее и пристрастнее ум  созерцающего,  тем  более неопределённые и  туманные  световые  формы он воспринимает и  наоборот -  чем более  утончён и безстрастен ум  созерцающего,  тем более  устойчивые и чёткие  формы  он созерцает. 

-  А  между  видением  и созерцанием  есть разница ? – поинтересовался  монах.

- Есть, - ответил  старец.  - Созерцание – это более  грубое  восприятие  просто  некого  света  или свечения  энергии, а  видение духовное – это самое чёткое духовное  восприятие конечной энергетической  структуры,  которая постоянна и  неизменна.

Важность  созерцания  и  духовного видения в  том, что  именно  духовным  видением осуществляется различение духов  и сущностей в  духовном мире  по типу  и характеру свечения  их  внутренней  энергии. И созерцание  и видение может осуществляться только восприятием  души,  восприятие  тела не  обладает  такой  разрешающей способностью, чтобы  различать тип  энергии.

- А с  чего начинается созерцание ? – поинтересовался монах.

- Молитвенное созерцание  начинается с сердечной  и чистой  молитвы,  о которой  мы   уже  говорили. Когда  инок достигает в  молитве духовного сердца, как малой клети, в  этот момент  и происходит изменение в восприятии, поскольку  привычный  материальный  мир  полностью  исчезает.  В  этот  момент  и открывается  созерцание   и человек  впервые переключается  на  внутреннее  восприятие  и  созерцает  духовный  мир, как  бесконечную  световую  сеть  Божественных энергий. Эта сеть  и  именуется  большой клетью небесной.

- А потом ?

- А потом он упражняется в расширении и углублении созерцания  до  видения энергии  отдельных  одушевлённых  объектов,  включая  и Бога,

- Разве  можно видеть Бога? – удивлённо спросил  монах.

- Можно созерцать  Солнце  Бога,  но только очень  мимолётным  душевным взором,   поскольку  созерцание  и  видение – это прямое  соединение  с  энергией  воспринимаемого  объекта,  а  энергии Бога обладают  такой силой,  интенсивностью и чистотой,  что ничто живое не  способно их  выдержать без разрушения по слову  апостола  «Бог наш есть огонь поядающий».

- А созерцание не духовного мира, а  обычного повседневного тоже возможно?

- Ну конечно,   созерцание – это новый  для  души  навык расширенного восприятия, который  может  быть направлен на  что  угодно. К примеру человек созерцается как светящееся  яйцо.  Теперь  ты  понимаешь, почему на  иконах Воскресения Христова, Христос почти всегда  изображается в  светящемся  яйце  или шаре ? – переспросил  старец.

- Нет, не  понимаю,  - несколько растерянно  ответил  монах.

- Светящееся  яйцо – это сакральный символ  совершенной  души  и Христос в  светящемся  яйце  обозначает нового  духовного  человека, воскресшего в  новом  духовном  теле  в  жизнь  вечную.

- Но  об  этом  же  нигде не  говорится в  церковной литературе.

- Конечно, поскольку  это мистическое знание  из  святоотеческого богословия  и согласного учения  отцов, которого нет  уже  более  тысячи  лет. Именно  поэтому данному  знанию  не  учат ни в  одной семинарии и  духовной академии,   поскольку  это  знание передаётся только достойным, как святыня, в процессе  обучения умному  деланию.

- Отче, а  как осуществляется  созерцание повседневного  мира ?

- В каком  смысле  как?  - переспросил  старец.

- Я имею в  виду  должен  ли  человек  для  этого погружаться в отрешённую молитву  или  он  может сохранять обычное восприятие и  одновременно созерцать?

- На  два  способа восприятия одновременно ни у  одного смертного нет  такого количества  энергии души, поэтому  можно или воспринимать  мир объектов  или воспринимать  мир  энергии,  только  что-то  одно.  Первое  время созерцание  даётся очень  трудно и человеку  нужно действительно как  бы отключаться,  настраиватся  и входить в отрешённое состояние. Но со временем  он может в  этом преуспеть  и  выработать  такую гибкость  и координацию ума, что переключение между восприятиями будет происходить очень  быстро и почти незаметно для стороннего наблюдателя.

- Как  это возможно?

- Внутренним  усилием  совершенного ума.  Ум  человека  в  определённый момент умного  делания становится  настолько расширенным и координированным, что переход  от повседневного мирского восприятия к  сугубо духовному созерцанию  духовным  сердцем может  осуществляться  очень быстро и  почти  моментально.

-  Я потрясён,  отче, тем, что  ты  говоришь.  Никогда  бы  не подумал, что  религиозность  может  быть  такой  сверхъестественной.

- Мы  с  тобой говорим  сейчас  не о религиозности,  заметь, а  о высшем  духовном делании  и совершенстве  обоженного  человека, который уподобляется Христу  и самому Богу Отцу -  Орлу. Это  запредельный   и  наивысший  уровень  возможностей  человека, созданного по образу  и подобию  Отца.  Та религиозность, которую  знают  все,  – это первая  и  низшая  ступень в  этом восхождении  к  вершине духа. 

-  Монах  был потрясён  словами  старца  и  переживал это  духовное  откровение  с чувством  благоговения  и  неизъяснимой  радости.

Видя  потрясённое  состояние монаха, старец решил завершить беседу и сказал – На  сегодня  давай  завершим, поскольку  для  твоего ума  знания  на  сегодня  уже достаточно.

- Отче, а  можно  ещё  один  вопрос, который  мне  давно не  даёт  покоя. 

- Ещё  один  можно,  - с  улыбкой  ответил  старец.

- Отче,  а  что чувствует  в своём  сердце  человек после  того, как у  него  открывается дар созерцания ?

- В  тот  момент, когда  у человека открывается  дар  созерцания, он чувствует  невыразимую безмятежную  радость  сердца  от  ощущения  божественности  всего, что  его окружает, ведь  он видит  не  мир  объектов, а  мир света и  божественных энергий, которые  вокруг него  и  повсюду и сам  он  есть  только свет  и  энергия,  дискренне  думая, что  он  твёрдый  материальный  объект и  тело.

Это видение мира,  как света  и  божественной  энергии, так  сильно  потрясает  человека, что у  него исчезают  последние  сомнения  в  том, что  повседневный  мир  -  это  совершенная иллюзия, созданная  Богом  для  воспитания  душ  познанием  добра  и  зла  посредством   игр  в  долгий   поиск  выхода  из  этой  иллюзии  в миры  более совершенные и  подлинно божественные. Это и есть задача спасения  души.

На этом  всё, мой  дорогой.

- Благословите,  отче, за  назидание  и вразумление.

- Бог благословит…

Из  книги “Согласное учение святых отцов Восточной Церкви  о  душе, святоотеческая православная  психология”, Учение  отцов  об  умном  делании.


Рецензии