Как закалялась сталь

       “Ума нет, иди в пед”,-это ироничная  шутка была широко распространена в среде молодежи, и молодые люди, когда узнавали, что ты учишься в педагогическом институте,  недоверчиво  посмеивались в ответ.Но это только усиливало мое  желание стать настоящим учителем.И я с благодарностью вспоминаю наш Карельский пединститут, который помог в реализации моей мечты.Я собиралась учиться в университете имени Куусинена на историко-филологическом факультете, и слава Богу, что это не случилось.Университет давал хорошее филологическое образование, но там не готовили учителей для работы в школе.Вырастить, воспитать из вчерашних школьников учителей - процесс  трудоемкий.А для этого  нужен неординарный ум.
   
         Работая вожатой в школе, я поняла, что мне нравится работать с детьми, обучать их чему-то новому, а для этого надо учиться и именно в пединституте. Мой выбор был осознанным, и я об этом ни разу не пожалела.
    Учебный процесс в институте был построен таким образом, что кроме лекционных занятий большое место занимала педагогическая практика.Уже с первого курса каждого студента закрепляли за конкретным классом средней школы в качестве помощника классного руководителя. Это давало возможность проверить себя, свой выбор: сможешь ли ты расположить к себе чужих ребят, “заставить” их относиться к тебе с уважением и по-доброму, увлечь ребят своими интересными идеями и делами.У меня все получалось, и интерес только усиливался к педагогической деятельности.
   
        После второго курса мы все получили направление на летнюю практику вожатыми  в пионерские лагеря.Но перед практикой нас на целую неделю погрузили в работу лагеря: вывезли в пионерский лагерь в Кончезеро. Мы стали пионерами, отдыхающими  здесь, и на деле изучали режим жизни лагеря. В инструктивном  в нашу смену были три группы второго курса филологического факультета и две группы с факультета физического воспитания, которые на неделю стали пионерскими отрядами.Надо было видеть, как отряд Вейкко, в пилотках и красных галстуках на груди, под речевку по двое  в колонне входят на линейку.Высокие спортивные мужчины вели себя, как дети, они сразу же включились в игру. Наша группа 2Б тоже не отставала, во всех делах мы были впереди других отрядов. Зажигали на все сто! После отбоя “юные пионеры” устремились  на  свидания.Сама природа Кончезера располагала к этому. Места красивейшие с водопадом Кивач всегда привлекали туристов и путешественников.В начале восемнадцатого века, в 1703 году,   Петр Первый заложил здесь здравницу, которая работает до сих пор.
   
          И вот мы с Вейкко едем работать в лагерь “Волна”, недалеко от поселка Хелюля, что в тридцати километрах от города Сортавала: я старшей пионерской вожатой, а Вейкко-плавруком на две смены.Это было удивительное,  чудесное время! Лагерь расположился на берегу Ладожского озера, вокруг красивые леса и скалы.С педколлективом мы сразу нашли общий язык. Лагерь нам понравился.А вот начальник лагеря был “халявщик”, еще тот фрукт, которого волновали только свои интересы: он любил выпить и погулять, и даже не скрывал этого. Его работа сводилась к одному: обеспечить лагерь продуктами, а в остальное он не влезал.Оставит меня за старшую, как исполняющую обязанности  начальника лагеря,   и на своем Урале спешит к любовнице.       Три дня для вида “поработал” - и был таков!  Мне было сложно работать с кухней, вернее с шеф-поваром; почувствовав свою безнаказанность,она готовила из рук вон плохо и однажды едва не отравила детей.Мне пришлось вызвать СЭС в лагерь.Комиссия обнаружила множество нарушений: несоблюдение санитарных норм хранения продуктов и .  многое другое. Встал вопрос о закрытии лагеря.Нам повезло, в лагерь прислали другого повара, а старого заставили устранить все недочеты. И жизнь лагеря продолжилась.

        Мы готовились к открытию смены и к нам должно было приехать телевидение. Накануне меня покусали мошки, а моя кожа очень восприимчива к укусам,  и  глаза мои стали узкими, как у китаянки, а пальцы, как сардельки.Смотреть на себя в зеркало было невыносимо.Я попросила начальника Владимира Ивановича меня снимать только издали. Я проводила торжественную линейку по случаю открытия лагерной смены, и каждого командира  приветствовала салютом -  поднятием правой руки над головой.Это было очень комично со стороны.Потом меня  родственники спрашивали:

- Почему тебя почти не видно на открытии лагеря? Снимали почему-то издали?

-Это я попросила, уж больно выглядела  непрезентабельно после укусов мошки.

 
          После отбоя я проводила рабочие планерки с педколлективом, где мы анализировали прошедший день и планировали следующий.Мне нравились эти чудесные вечера за чашкой ароматного зеленого чая:я заваривала черную смородину, малину и мяту. Здесь в лагере мы с Вейкко решили осенью пожениться и стали жить вместе.Мы были не разлей вода.Я чувствовала себя более уверенно рядом с ним.У меня был еще один хороший помощник- Виктор-электрик. У него был свой катер “Прогресс,” и это здорово нам помогало в работе и организации нашего  отдыха.По Ладожскому озеру добраться до города Сортавала было быстрее, чем на автобусе. Едва ли не каждый день ездили мы по делам  в город на Прогрессе.Это было здорово! До сих пор эти морские поездки по Ладожскому озеру, самому крупному в Карелии, у меня  в памяти.
   
         Недалеко от Сортавала в районе Рускеала в семидесятые годы снимали кинофильм “А зори здесь тихие”, как раз тот эпизод, когда Женька Комелькова идет купаться, и плещется в холодной воде реки, игриво, шумно, с песнями, отвлекая фашистских диверсантов, а у самой уже начинается истерика.В тысяча девятьсот семьдесят втором году фильм вышел в широкий прокат.Мы чувствовали свою сопричастность к этому и были горды тем, что этот фильм снимали у нас в Карелии, в этих красивейших местах.
   
       Мы  с детьми с  удовольствием совершали походы-экскурсии, изучали историю края. Это были бывшие земли Финляндии, и мы часто встречали фундаменты домов, оставленные хозяевами, много фруктовых деревьев и плодово-ягодных кустарников.Работа в пионерском лагере давала возможность претворять в жизнь все свои идеи, соединяя воедино желания и возможности детей и самих себя. Это был коллектив единомышленников детей и взрослых. Лагерь каждый день дарил нам радость бытия,  и надолго оставил в нашей памяти самые лучшие воспоминания.
       После двух смен работы в лагере я вернулась домой, а Вейкко остался работать в стройотряде в Кааламо.Мы решили все деньги, заработанные летом , не тратить, а все пустить на  подготовку к свадьбе.. Определились с датой -первое ноября тысяча девятьсот семьдесят четвертого года и начали готовиться:заказали Вейкко костюм в ателье;   при росте метр девяносто два трудно подобрать готовый, купили кольца. Решили на три дня съездить в Ленинград и купить мне  свадебное платье  или материал, а также фату и туфли. Я заказала платье в салоне на Карла Маркса, в  одном  из лучших салонов Петрозаводска, из белого гипюра, строгое, но очень элегантное.
   
      Начался учебный год. Вейкко  в составе сборной Карелии по баскетболу  за две недели до свадьбы улетел на игры в Архангельск, нам же за два дня до  свадьбы  надо было уточнить меню в столовой №14 на Пр.Октябрьском, где праздновали свадьбу.Вейкко вовремя не прилетел,  была нелетная погода и они возвращались поездом. Я очень расстроилась.Я ждала Вейкко у них дома, в Матросах. Как потом рассказала Эйла Викторовна, мать Вейкко:

-Я  никогда не выйду за тебя замуж! Ты меня подвел! И я должна все делать сама!-

рыдая, твердила  ты во сне. И я очень боялась, что это может случиться. Ты мне очень понравилась и не хотелось бы  кого-то другого видеть рядом с сыном.Вы с Вейкко -очень хорошая пара. Ему повезло, что у него есть ты.
   

     Утром, обговорив меню с родителями, я,  со своей подругой и  свидетельницей Людмилой Шляхтицевой , поехали в столовую,  где уточнили меню  и оплатили счет. Я была довольна, что наших денег хватило на все свадебные хлопоты и не пришлось просить у родителей.Вейкко приехал в этот же день вечером. Свадьба получилась по-студенчески веселая, шумная, запоминающаяся.
   

        На третьем курсе у нас была уже активная педагогическая  практика:всю вторую четверть мы работали в своем закрепленном классе, вели уроки.Я работала в девятом классе и по программе мы изучали творчество Н.А. Некрасова.Это один из моих любимых поэтов.Помню первый конспект урока по биографии поэта - двадцать листов.Мне хотелось дать ученикам как можно больше информации по этой теме, чтобы они полюбили поэта, как и я.Мой куратор, учитель литературы Римма  Ивановна Осипова  подсказала мне один секрет:

-Вы хорошо владеете материалом и поэтому не пишите все в конспекте, а делайте тезисный план.Вы  легко будете ориентироваться  и структура урока будет более четкой.


       И в будущем я так и делала, а если мне надо было зачитать какое-то высказывание, то его записывала на карточку. К каждой теме у меня был целый набор учебных карточек.Римма Ивановна была сильным литератором,  и я у нее многому научилась.Она была моей землячкой, родом из Сегежи, и мы с нею очень подружились.Я посещала все ее уроки, потом мы вместе их анализировали. Она умело меня направляла, помогала и практику я прошла на “отлично”.В завершении мы вместе подготовили и провели с ее классом вечер”День девятнадцатого века”, сделав себе костюмы в стиле эпохи. У меня была стильная стрижка “Гаврош”:пышный верх, и длинные волосы внизу.  Готовясь к вечеру я сделала себе высокую прическу с локонами. Римме Ивановне она очень понравилась и она спросила:

-Как тебе удалось сделать такую прическу?

-Это просто! Я свои волосы завила, начесала и подняла наверх, сзади приколола     шиньон с локонами,- с удовольствием рассказала я.

-Боже мой, как же тебе повезло с волосами, они у тебя густые, а у меня три волосинки, отчего я сильно страдаю.Вот бы мне такой шиньон! А где ты его взяла?-

настойчиво спрашивала меня она.

-Я его сделала из своих волос, когда отрезала косу. Моя подруга-парикмахер, и она научила меня этому.-отвечала уверенно я.


       Позже, в один из  выходных  Римма Ивановна пригласила к себе домой на обед и подарила мне праздничное издание книги”Как закалялась сталь” Н. Островского. Я же помня ее тоску по волосам, сделала ей ответный подарок- шиньон с локонами, сделанный моими руками. Ее счастью не было границ!


-Галина, дорогая! Ты меня буквально спасла! Спасибо тебе огромное за такой божественный подарок! - в волнении она обняла меня и расцеловала.


Мы расстались друзьями.
  А в конце декабря меня вызвал декан факультета Всеволод Васильевич Лузгин на разговор:


-Галина, почему на моих лекциях вы спите? Я узнал, что вы ночами работаете санитаркой в городской больнице.Для меня важнее, чтобы вы работали на моих семинарах по методике литературы. Вы пока студентка и должны учиться. Я запрещаю вам работать! Сегодня же сходите в больницу и получите рассчет.Вы меня поняли? Иначе мне придется этому сделать самому.


-Всеволод Васильевич! Я схожу в больницу,  и уволюсь,-утвердительно ответила я.

-А теперь слушай, зачем я тебя пригласил. Вирандозерская средняя школа.    Беломорского  района  попросила помощи-прислать студентов на практику на третью четверть. Деканат решил послать тебя.Жаль, что методику ты еще не изучила, но думаю, на практике ты ее усвоишь быстрее.Направление мы тебе уже
сделали. Выезжать можно после зимних каникул, -

 говорил утвердительно декан, как об уже решенном вопросе.
 
        После каникул, нагрузив две большие сумки методической литературой и конспектами, мы с мужем поехали в Беломорск, а оттуда уже в Вирандозеро,  куда ходил поезд. лишь раз в сутки.

       Поселок достаточно большой, за один раз сразу и не обойдешь. Для студентов-практикантов выделили комнаты в бараке. Когда мы пришли в комнату, где мне предстояло жить, были крайне удивлены :комната отапливалась печкой, а дров не было,  а на дворе январь,  двери плотно не закрывались, были большие щели, из которых сильно дуло.Жить в такой комнате было весьма проблемно.На следующий день Вейкко уехал, а ко мне подселили практикантку с  естественно-географического  факультета Елену Михалкову.На двери, чтобы меньше дуло, мы повесили одеяло.Вдвоем жить стало веселее.Позже мои ученики из девятого класса взяли надо мной шефство:пока я была на работе, они топили печь,  и я уже приходила в теплую комнату.А вообще я допоздна  работала и домой приходила только спать

      .В школьной библиотеке было огромное количество методической литературы, некоторые книги еще ни разу не открывали, никто ими не пользовался. Я пожалела, что тащила всю “методичку” из дома сюда, если б я знала...Кстати, в поселок раз в месяц приезжала автолавка; и я купила в ней очень редкие книги, которых в городе просто не достать.Я  придерживалась правила: все, что мне нужно для работы, должно быть дома, чтоб не терять зря времени на поиски.Мне дали  учебную нагрузку в шестом, восьмом и девятом классах. Больше всего мне нравилось работать в девятом, там больше уроков литературы, и  мне нравилось беседовать с учащимися, слушать их высказывания, собственное мнение, а не заученные шаблонные  фразы.Мы начали изучать творчество Л.Н.Толстого, и вот однажды я веду урок по композиции романа “Война и мир”, рисую на доске две трапеции, символизирующие войну и мир.Вдруг с первой парты слышу голос ученика:

-Галина Макаровна, а у нас на уроке сидит директор школы.

   Я действительно увидела Марию Алексеевну, которая старательно записывала все, что я говорила учащимся.После урока я подошла к ней:

-Мария Алексеевна!  Что вы скажете мне по уроку? Какие будут замечания?


-Галина Макаровна, какие замечания! Я ведь учусь у вас! На курсах я давно не была и мне нравится, как вы даете детям материал. Спасибо вам! - с чувством сказала она.- И если вы не против, я бы хотела походить на ваши уроки.


-Да, конечно, я не против.-ответила я.


       Нас на практику приехало пять девчонок с разных  факультетов:  в выходные мы с ними ходили по сопкам, катались с гор, изучали поселок-очень здорово подружились.На День Защитника Советской Армии мы подготовили большой праздник с участием всех школьников. Его посвятили тридцатилетию Победы в Великой Отечественной войне.Мы сделали мемориальный памятник и мимо него, как на параде проходили юнармейцы. Праздник в  школе получился,  и это стало  событием для поселка.Школа  являлась  центром культурно-просветительской работы, и председатель поселкового  Совета приглашал учителей школы читать лекции в поселковом клубе.По завершении третьей четверти за мной приехал муж Вейкко и председатель пригласил нас к себе домой на обед.Его жена Ольга Дмитриевна, учитель истории, с которой мы подружились,  очень хотела познакомиться с моим мужем. И вот мы в гостях у Ольги Дмитриевны. На десерт нам подают морошку в собственном соку. Это истинное наслаждение! Я до сих пор помню вкус той морошки.Мы тепло попрощались с хозяевами, сам же председатель, поблагодарил меня за работу на благо школы и поселка, и подарил пять белых заячьих  шкурок на шапку. Он был хорошим  охотником. А через неделю в деканат пришло письмо из  средней Вирандозерской школы, и декан на конференции по итогам практики зачитал его:


-Уважаемый декан! Верните нашу учительницу литературы  Галину Макаровну Мантере…-читая письмо, он даже прослезился и сказал в заключение с пафосом:


           -Я бы хотел, чтобы такие письма как можно чаще приходили в деканат.
   

         Эта практика была самой серьезной, когда нужно все решать самой без помощи наставника. И именно эта живая работа мне больше понравилась. И кстати, в две тысяча
десятом году вышло постановление о работе на Севере, в котором говорилось, что учителям, работавшим на Севере, начиная с Беломорского района к пенсии прибавляется пятьсот рублей.Вот тут -то и пригодилось то, что я два с половиной месяца работала в Беломорском районе.У нас на заочном отделении железнодорожного колледжа,  где я работала методистом,  был студент Леонид Смирнов из поселка Вирандозеро.Я написала письмо директору школы, чтобы она передала с ним выписку из книги приказов, в котором говорилось о назначении меня учителем русского языка и литературы.Эта история тянулась целый год. Оказалось, директора школы давно нет, а все архивы теперь хранятся в РОНО Беломорского района.И только благодаря тому, что жена Леонида работала в РОНО, эту справку   студент мне  привез.
   
          Я считаю, что педагогическая практика помогла в моем становлении как  учителя литературы, и когда я пришла  в вечернюю школу в тысяча девятьсот семьдесят шестом году после института, я была готова к работе и ничего не боялась. Спасибо родному пединституту за годы обучения, его преподавателям и декану.


Рецензии