Лыжня Антикайнена

 
     Историческая справка. 5 января 1922 года отряд, сформированный из 136 карельских  и финских красногвардейцев, выпускников Интернациональной школы под командованием Тойво Антикайнена, совершил 1100 километровый  лыжный рейд по маршруту: станция Масельская - Паданы- Гонги-наволок - Пенинга - Реболы - Кимас-озеро - Ухта. В ходе полуторамесячного похода бойцы приняли участие в  восемнадцати боях.
За мужество и героизм, проявленные в сражениях с противником, Реввоенсовет республики удостоил 34 курсанта ордена Красного Знамени, 65 бойцов именными часами. Все участники боев на  Карельском фронте получили жетон “Честному воину Карельского фронта”.Лыжня Антикайнена оставила незабываемый след в народной памяти. Уже через несколько лет после рейда по этому маршруту стали проводить походы молодых бойцов Красной Армии и гражданской молодежи.Так легендарная лыжня стала школой воспитания, она принимала у молодых поколений экзамен на личное мастерство,мужество и выносливость. В годы войны опыт Тойво Антикайнена активно использовали.Он  писал:

-даже небольшой , но хорошо подготовленный лыжный отряд может в условиях северного бездорожья решать важные боевые задачи”.


    После войны походы по маршруту рейда Антикайнена возобновились.Но, согласитесь, пройти 1100 километровый маршрут далеко не каждому под силу.В январе 1968 года газета “Комсомолец” выдвинула идею заочных лыжных соревнований. Такая форма обеспечивала необычайный демократизм: в них могли участвовать все независимо от уровня подготовки. Соревнования назвали” Лыжня Антикайнена”.
Каждый туристический отряд имел право выбирать лыжный маршрут по своему усмотрению, исходя из своих  возможностей.В зачет шел любой поход- и многодневный, и двухдневный( в выходные дни).Главное, чтобы каждый участник соревнований в составе лыжного отряда прошел за зиму не менее ста километров, умел быстро поставить палатку и разжечь костер на снегу.В походе молодые лыжники должны были проводить вечера, выступать с лекциями и концертами, рассказывать о рейде Тойво Антикайнена,помогать ветеранам войны и труда.”Лыжня Антикайнена”-стала поистине массовым движением: 90 лыжных отрядов, 1800 участников вышли в свой первый старт.
Победителем этого первого старта стал лыжный отряд студентов Петрозаводского государственного университета “Сампо”, он был в числе лучших туристических клубов страны.

    Став студенткой пединститута в 1972 году,  я  первым делом пошла в университет и записалась в турклуб “Сампо”, он пользовался особой  популярностью среди  студентов. Я   всерьез занялась туризмом,. и каждое воскресенье ходила в походы выходного дня с турклубом  “Сампо”.Мне  мои   новые друзья-студенты университета   нравились,  и я  с большим удовольствием совершала воскресные выходы на природу вместе с ними. Мы шли налегке, захватив лишь по паре бутербродов и гитары.Пятнадцать-двадцать километров за городом  мы шли в среднем ритме, иногда с ускорением по лесным дорожкам.
Нас окружала  такая красота! Просто дух захватывало! Общение с природой подзаряжает, и мы возвращались домой  обновленными, готовыми к  новым делам.Настроение было у всех превосходное, хотелось всех любить, делать добрые дела.И это не могло остаться незамеченным.Однажды преподаватель физического воспитания Мухин Иван Николаевич вызвал  меня  к себе на кафедру для серьезного разговора.Он начал говорить так:

-Галина, я знаю, что ты ходишь в турклуб “Сампо” при университете и тебе это нравится.Мы хотели бы тебя попросить помочь организовать турклуб  у нас, чтобы и у наших студентов была такая же  возможность.Для начала мы  создадим  тургруппу из желающих принять участие в соревнованиях “Лыжня Антикайнена” из лучших лыжников, подготовку их мы берем на себя.Ты же должна попросить своего руководителя Ланева Виктора помочь разработать маршрут похода, тем более, что они являются победителями соревнований ”Лыжня Антикайнена”. У них есть  разработки  многих маршрутов. Или тебе слабо?!


-Да, отчего же! Принимаю ваш вызов! Вы набираете тургруппу, обучаете, а я занимаюсь разработкой маршрута вместе с Ланевым и программой культурно-просветительской работы с населением,- спокойно подвела я  итог разговора.

     И работа началась.Мы разработали маршрут: Петрозаводск- -Киммо Вары-Реболы-Муезерский -Петрозаводск на десять ночевок(семь из них на снегу, холодные)..

      Набрали группу в одиннадцать человек: четверо юношей и семь  девчонок, все отличные лыжники.Подобрали лыжное снаряжение, закупили продукты, распределили обязанности, провели несколько тренировок по отработке туристических навыков. Я разработала программу культурно-просветительской работы. Зимняя сессия завершалась.Тургруппа была готова к выходу на маршрут, ждали только меня, у нас  был последний экзамен по старославянскому языку.Сдав три экзамена на пятерки, я  была в хорошем настроении. Пришла на экзамен в первой пятерке. Села  за парту  и стала  ждать остальных, что-то напевая веселое.Вдруг неожиданно  в кабинет вошла преподаватель по старославянскому Нинель Ивановна. Увидев меня, весело поющую, она резко попросила  покинуть кабинет:

-Выйдите из кабинета, пожалуйста! Я позову, когда начнем, а там посмотрим, как вы запоете!

   В некотором недоумении  я  вышла из кабинета; свое плохое настроение преподаватель не сумела скрыть, но это никак не могло испортить моего хорошего.

Вытянув билет, я  села переводить текст,  легко справилась с ним, и пошла отвечать.
Преподаватель начала задавать мне  дополнительные вопросы по всему курсу языка.На свой   вопрос я  ответила правильно, а вопросы все продолжались,  я  поняла - меня  просто заваливают.


-Нинель Ивановна, извините! Я ухожу в поход по “Лыжне Антикайнена”, меня ждут. На вопросы билета я ответила. .Разрешите взять зачетку.- попросила я.

-Я ставлю вам “удовлетворительно”- с непонятным ожесточением сказала преподаватель и протянула зачетку.

-Спасибо и за это! - с легкой иронией ответила я .Мне  был неприятен сам факт получения тройки наряду с пятерками в зачетке, но некогда было переживать, меня  ждал поход.Взяв зачетку, я быстро  вышла из кабинета; друзья подали мне  рюкзак и мы  отправились на вокзал, к месту сбора группы.
      
     Наш маршрут начинался от поселка Киммо Вары, куда нас доставил пригородный поезд.Выйдя из поезда, мы стали надевать лыжи и вскинули рюкзаки на плечи, но не могли сдвинуться с места:рюкзак своей тяжестью, а весил он тридцать пять килограмм, давил так, что каждый шаг сопровождался падением”носом в лыжи”.Девчонки запаниковали:

-Что будем делать? Ничего не получается!

Командир принимает решение: на период похода девчонок закрепить за парнями для страховки и помощи.Ко мне  подошел Геннадий Ефремов и сказал жестко:

-Делай, как я!- и сделал первый шаг, упираясь палками  в снег и наклонившись вперед, затем второй. И глядя на него и делая,как он, девчонки пошли, равномерно перенося рюкзак  то влево, то вправо.Командир вел группу по карте Антикайнена, по зарубкам, оставленным с войны, и мы часто “плутали”, наматывая километры.26 января мы вышли из поселка Киммо Вары, а на другой день ударили морозы за тридцать градусов, а мы все были в лыжных ботинках. Ноги мерзли немилосердно!Первая холодная ночевка в шатре с печкой буржуйкой - это не передать словами.!Всю ночь дежурные по очереди поддерживали огонь в печке.А утром оказалось, что у всех парней обморожены носы и уши.К следующему поселку шли по озеру, по льду, поверх которого была вода.На лыжи налипал снег и идти становилось невозможно.Сняли лыжи и пошли по воде.А на берегу командир нашел сухостой и поджег дерево, чтобы мы смогли растопить снег на лыжах. В поселок Реболы  отряд пришел поздно вечером.Но  в зале клуба  было полным -полно народа, ждали студентов.

-Здравствуйте! Очень рады Вам! Вам что-нибудь нужно для концерта? - спросила меня  завклубом.


-Найдите, пожалуйста, несколько шелковых платков для танца и цветок,- попросила   я.

       И начала лекцию о международном положении. Слушатели-лесорубы были очень внимательны к тому,  о чем  я говорила, с живым интересом, как хорошие школьники,изучали новый материал.. В  заключение лекции я   объявила о победе вьетнамского народа в войне с США. Что произошло с ними? Они вскочили со своих мест и стали кричать от восторга,  выражая свою   солидарность с вьетнамцами, и бросать шапки в воздух.Долго не могли успокоиться! Меня поразила такая искренняя радость за совершенно чужой народ, будто это их победа.Я честно говоря, пожалела, что почти целый час говорила обо всем, что произошло  в мире,  надо было начать с этой главной новости.Подождав  минут пятнадцать, мы начали концерт.

         А концерт был  не совсем обычным; мы вдвоем с Геннадием Ефремовым выступали по очереди: пели, то я, то он, затем  я читала стихи “Счастье” и “Дочь лесничего” своего любимого поэта Владимира Морозова, которые были очень созвучны сегодняшнему  дню. Завершила я концерт танцем “Цыганочка”. Лесорубы с энтузиазмом  принимали все, что  им предлагали студенты и очень тепло благодарили  нас, артистов.
    На ночь   мы  разместились  в спортивном зале школы на матах.После холодной ночевки в лесу, где практически мы не спали из-за мороза,- заснули почти мгновенно, едва голова нашла опору. Это были просто царские условия для сна!  Студенты-народ неприхотливый! Могут спать даже стоя, как лошади в стойле.

      После завтрака туристы взяли направление на поселок Муезерский. В сильный мороз дышать было трудно, мерзло лицо, руки, ноги.От физических перегрузок все девушки “вышли из строя”.Надо было что-то срочно решать.Но в это время пришла срочная телеграмма из пединститута: “Завершить поход из-за сильных морозов”. Отряд из леса вышел на трассу, и командир стал останавливать проходящие машины, чтобы отправить девчонок в поселок.Нас разместили в средней  школе.Когда собралась вся группа вместе, мы попили горячего чая с бутербродами, привели себя в порядок, и пошли на встречу с выпускниками восьмых и десятых классов по профориентации.От каждого факультета выступал студент и рассказывал о своем факультете.Я в это время готовила обед и не успела одеться поприличнее: на мне были спортивные брюки, длинный вязаный  свитер бело-голубого цвета и большие, не по размеру валенки.Все уже выступили и позвали меня.

-Здравствуйте, я - Галина Руденко с  филфака,-  сказала я весело, вызвав  своим комичным видом ответные улыбки аудитории.Я рассказала о своем факультете и ответила на все вопросы ребят. В завершение встречи мы все  вместе спели несколько бардовских песен.Выпускники  с восторгом смотрели на студентов, мечта которых сбылась, а им еще все предстоит.Позже мы прошли в кабинет истории и ознакомились с историей поселка в годы  войны.Она здесь была широко представлена.

       .Поход был завершен по приказу деканата из-за морозов.Но он проявил  в каждом из участников все лучшие качества:умение терпеть невзгоды, выносливость,  чувство плеча, здоровый оптимизм.Мы прошли проверку морозами, правда, последствия ее еще долго не давали мне спокойно спать: руки и ноги сильно болели, ногтевые пластины  почернели, стали отслаиваться. Я могла ходить на занятия только в кедах, причем ноги были сверху, а не внутри.Меня  поселили в общежитии на Ленина, где жили старшие курсы филфака.Было удобно жить рядом с институтом: из одних дверей выходишь, а в другие входишь.Целый месяц шел процесс заживления ног. И теперь в морозы ноги и руки все время мерзнут, как память о том походе..Позже в газете”Комсомолец”  напечатали  мой  очерк о походе студентов пединститута по “Лыжне Антикайнена”.




.


-      


Рецензии