Записки из жизни секретаря партийной организации

В тысяча девятьсот восемьдесят пятом году  Генеральным секретарем КПСС  был избран Михаил Горбачев. Он  заявил о программе перестройки в России, и  я решила вступить в партию.Это решение было неслучайным. Мне давно предлагали, но я отговаривалась, что морально еще не готова. В вечерней  же школе я столкнулась с несправедливостью со стороны директора школы; и только потому, что он был коммунистом, его на поруки взял Райком партии, и   все спустили на тормозах:  его пьянство, прогулы без причины по две недели, неадекватное поведение по отношению к учителям. Я дала себе слово, что вступлю в партию, чтобы таких, как наш директор, в ней не было. Святая простота! Да, я открыто на педсовете  заявила о своем несогласии с директором, но мне, как и другим несогласным, а таких было больше половины коллектива,  пришлось уйти из школы, чтобы не портить себе биографию, как сказала на прощанье  работник РК партии  Сполохова Д.П .Еще хорошо, что  я ушла работать в другую школу без проблем, а ведь могли мне дать “белый билет”- это когда тебя не берут на работу по специальности. Мой отец когда-то “это”  испытал на себе.

     Перейдя на работу в дневную среднюю общеобразовательную  школу №1 в качестве замдиректора по воспитательной работе, я подружилась с завучем школы Раисой Яковлевной  Лесовой, секретарем  партийной организации,  и старшей пионерской вожатой Валентиной Михайловной Тарасовой. Они стали моими надежными друзьями и коллегами, и я захотела быть рядом с ними, а они были коммунистами,  и предложили мне  вступить в партию.Правда, как заместитель директора, я обязана быть коммунистом; была установка партии, что все руководители должны быть партийными и обязательно окончить Университет Марксизма-Ленинизма. Целых два года я обучалась на факультете “Научный атеизм” и окончила с отличием.Поездки на сессию в Петрозаводск мне очень нравились: я любила учиться, а это своего рода отдых от работы и возможность культурного времяпровождения. Мы с подружкой вечерами  ходили в театр, кино, в гости к сестре и брату.Я также ездила в Матросы проведать родителей Вейкко.

       Целый год у меня был испытательный срок И я его прошла успешно. Мои друзья  стали моими поручителями при вступлении. И вот первого февраля тысяча девятьсот восемьдесят  шестого года мне в РК партии в торжественной обстановке вручили партбилет. Я была рада этому. Все свои новые идеи я проверяла на них, своих друзьях,  и если они их  принимали, то я старалась   внедрить в жизнь школы. Я  могла смело опираться  на них.Мы всегда выступали единым фронтом на планерках при директоре при решении важных вопросов. И просто стали неразлучными.

         Юбилей школы мы готовили, согласовав все мероприятия с партийной организацией и назначив коммунистов ответственными за важнейшие участки работы.Так, благодаря Вере Иосифовне Бильдюг, ветерану школы и партии, мы смогли открыть школьный музей”Школьные годы”; именно она все годы собирала и хранила дома материалы о выпусках всех лет и об учителях. Хочется  вспомнить заслуженного учителя Карелии Константина Васильевича Демидова, который возглавлял спорт в школе и команды под его руководством  всегда были в числе первых в городе.Валентина Михайловна Тарасова, лучшая пионервожатая,была инициатором многих начинаний в школе и в городе.
   
         Надо заметить, что  партийная  организация  в педагогическом  коллективе имела большой вес: она могла строго спросить, как с рядового коммуниста, так и с руководителя за неправильное поведение, а могла и защитить. Руководители школ прислушивались к голосу коммунистов и за свою работу они отчитывались перед коллективом по решению парткома. Работал Народный контроль в школе, и все важные вопросы жизни школы он строго контролировал. Личная жизнь коммунистов тоже была под прицелом парткома. Если в семье возникали спорные  вопросы  или конфликты, то люди шли сюда за советом, за помощью.И это действительно работало. Многие семьи были спасены. Я возглавляла конфликтную комиссию парткома и часто задушевная беседа решала больше, чем выговор. С людьми надо разговаривать. Особенно с женщинами, ведь их энергия заряжает детей,  мужа и все пространство в семье. Комфорт в семье, уют зависят от позитивной энергии женщины, а в школе работают в основном женщины.

      Особо стоял вопрос о вере в Бога.Райком партии ввел в обязанность секретарей партийных организаций и руководителей школы контроль за семьями верующих.И я должна  была посещать Никольскую церковь по выходным и наблюдать, кто из наших детей ходит сюда с родителями, а потом проводить с ними воспитательные беседы.Коммунистическая идеология не позволяла верить в Бога.Она пронизывала всю нашу воспитательную работу, общественные организации: октябрят, пионеров и комсомольцев.Каждый свой шаг надо было сверять с установками партии. Это лишало детей и взрослых  желания творить, проще было делать все по шаблону, не задумываясь.Но меня это не устраивало и я стала искать новые формы работы с детьми.Мне понравилась методика Игоря Иванова” Организация коллективных творческих дел”, а   овладев ее, я  стала внедрять в работу школы.Это было благое  время, когда можно было отходить от жесткой коммунистической идеологии и давать простор творчеству.Это была Перестройка многих областей жизни.И это благодаря М.С. Горбачеву.
 
       Я уже работала в общеобразовательной средней школы №5 второй год, и меня избрали секретарем партийной организации. Однажды мой муж Вейкко вместе со своими другом  Александром Якименко  возвращались домой после мероприятия, были веселы и пели песни, шагая  по Бульвару в сторону дома Александра на улицу Строителей.Друг нес лыжи в чехле, он завтра должен был уехать на соревнования. И вдруг, оступившись, он падает и роняет лыжи. Вейкко стал ему помогать подняться, когда услышал окрик со стороны  полицейской  машины, которая остановилась рядом. Их попросили пройти в машину. Привезли в медвытрезвитель и продержали там до утра. Это было смешно. Правда, “самим нарушителям спокойствия”, как их назвали было не до смеха.Об этом происшествии сообщили по месту их работы, и меня, как жену и  секретаря партийной организации, вызвали в Райком партии. Два часа разговаривали со мной о проступке моего мужа, убеждали, чтобы я занялась его воспитанием. Это был очень неприятный разговор.Меня поразило, что никто разбираться не стал с неправильными действиями милиции, никто не заступился за тренеров, которые были хорошими работниками.Это был последний день месяца, и как в педколлективе   сделали вывод- милиция выполняла план по медвытрезвителю и ребята попали” под раздачу”.

      Другой неприятный эпизод произошел с директором нашей школы. Мария Филипповна Домасева - волевая,  передовых взглядов, всегда со своим  мнением, идущим часто в разрез с официальной точкой зрения,  вызывала огонь на себя, критикуя высшее начальство.Город Сегежа,благодаря  трудовым бригадам из учащихся старших классов  за лето становился более чистым и благоустроенным. Мэр же города не уделял достаточного внимания городу в данном вопросе, за что его постоянно критиковала наш директор и ставила вопрос на партийной конференции о несоответствии занимаемой должности. Мария Филипповна всех “достала”.Меня, как секретаря партийной организации школы,  снова  вызвали в Райком партии.
 Целых три часа меня убеждали меня   помочь им   утихомирить своего коммуниста.Но этот долгий разговор с первым секретарем не дал никакого результата.Я встала на защиту Марии Филипповны,  считая ее  правой.  В газете “Ленинец”, которая освещала события жизни города и в которой я часто печатала свои статьи на темы воспитания, на другой же день  появился материал по итогам нашей беседы с первым  секретарем РК партии.  “Каков секретарь-таковы и коммунисты”- был сделан вывод о нашей партийной организации. Мы с Марией Филипповной попали в список неблагонадежных, и это создавало определенные проблемы в работе школы. Но прогибаться под начальство было нам не характерно.

Мария Домасева -четырнадцать лет руководила школой и за это время в коллективе было немало обиженных, затаившихся до поры до времени.В тысяча  девятьсот девяносто первом году большая группа учителей работала в трудовом лагере в поселке Толвуя на уборке турнепса. Профсоюз, защищая права учителей принял решение: за переработку дать учителям по две недели отгулов. А был сентябрь, начало учебного года и директор отказалась выполнить это решение. И она была права, сократив количество отгулов до недели.Но председатель профсоюза,  Галина Волкова, опираясь на несогласных, стала собирать подписи против директора.В  это время стала модной тенденция выбирать руководителей. И как ни странно, и в РОНО и в Райкоме партии согласились с письмом коллектива. Им представился случай избавиться от неудобного директора. Ей оформили “творческий отпуск” на год, чтобы как-то подсластить пилюлю.

        Так они практически заставили Марию Филипповну уехать из города. Она тяжело это пережила, долго болела. Да,  не такого окончания своего  директорства она хотела.Как директор,  она  была хорошим сильным  руководителем, очень многое сделала для школы. Благодаря ей школа стала лучшей в  городе и республике, пилотным проектом министерства образования Карелии. И вот в одночасье-потеряла  все: авторитет, уважение, любовь и работу, в которой души не чаяла. Врагу такого не пожелаешь!  Я же для себя сделала важный вывод: надо быть внимательнее  к нуждам учителей и более семи - десяти лет на одном месте на руководящей должности не работать.В дальнейшем я так и делала.

В тысяча девятьсот  девяносто первом году, Ельцин пришел к власти и отменил КПСС, партийные организации распустили, выдав на руки партбилеты.Спустя года два возобновили работу отдельные организации и мне предложили вернуться, но я отказалась. Я уже не хотела никаких партийных игр, тем более то, ради чего я вступила в партию, ради справедливости, ее там не нашла. Я пришла в партию вместе с Горбачевым и с ним ушла.вместе с ним. Пять лет я честно работала в качестве секретаря партийной организации школы. Это были очень насыщенные годы работы.  Мои друзья-коммунисты по духу,  и мы с ними до сих пор дружим и готовы прийти всегда  на помощь, не теряем друг друга из виду. И это не только слова, от осознания этого на сердце теплее и хочется поделиться теплом со всеми.

        Я всегда буду с благодарностью вспоминать Раису Яковлевну Лесовую, мою подругу, которой уже нет среди живых.Вечная ей память! В две тысячи первом году она переехала в Санкт-Петербург к своему сыну, чтобы помочь в воспитании внуков. И случилось невероятное: она с детьми переходила дорогу через пешеходный переход, когда машина, за рулем которой сидел выпивший человек, выехала прямо на людей. Раиса Яковлевна, моментально приняла решение: спрятав  детей за себя, приняла удар. Она погибла под колесами машины, но детей спасла. По-другому она не могла поступить!


Рецензии