Как интересно и с пользой провести время в Москве,

Вы знали, что Антон Павлович Чехов рисовал? А что мог одним пальцем подобрать понравившееся произведения на пианино? Эти и многие другие интересные факты о нём и членах его семьи можно узнать в доме Любощинских-Вернадских.

15 июля в Государственном литературном музее началась выставка «Чеховская Москва».
Зайдя в здание и поднявшись на несколько лестничных пролетов, глаза находят цитату Антона Павловича Чехова: «Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич».
В первом зале куратор выставки Эрнест Орлов обращает наше внимание на письмо Антона Павловича к Н.И.Янковской от 12 августа 1898, которое не вошло в сборник сочинений.
«Если выбор между Москвой и Киевом, то, моему мнению, первую стоит предпочесть. Москва тоже скучна, особенно на первых порах, и вновь поселившимся кажется она суровой и нелюдимой. Жизнь в ней дорога, хороших квартир почти нет и проч., и проч., но Москва тем хороша, что в год-два к ней можно привыкнуть, и кто пожил в ней 5-10 лет, тот уже считает ее своим родным городом… Как-никак она всё-таки культурный город, и ничто европейское ей не чуждо,-несмотря на отвратительные азиатские мостовые.
Есть прекрасный театр, по субботам симфонические собрания; предполагаются интересные лекции, будет женский клуб, а главное в Москве нет сплетен; можно прожить в одном доме более 20 лет и совершенно не знать своих соседей по лестнице».
Это лишь небольшая выдержка, но даже она показывает удивительную проницательность Антона Павловича Чехова. Ведь спустя век в этом городе ничего не изменилось. Это удивительно!

Переходим в следующий зал, где рассказывается история семьи. Здесь можно узнать о силе воли отца и талантах матери и брата Николая.
Последний был одинаково хорош в живописи и графике. По замечанию Эрнеста Дмитриевича: «Особенно в миниатюрах»
Тут же видим портрет Антона, написанный его братом,но не завершенный до конца. Мазки наложены мастерски, а интерьерные миниатюры в письмах имеют детальную  проработку. Какие штрихи!

Однако не будем задерживаться. Впереди знакомство с гостиной и кабинетом писателя. Пойдемте.
Рабочий стол, чернильницы, портреты членов семьи-все эти предметы создают ощущение, что сейчас зайдёт сам Антон Павлович.
На стене у входа цитата из письма к Алексею Сергеевичу Суворину: «Никакого другого лекарства от скуки и  дурного настроения я не посоветовал бы Вам так охотно, как писание пьес и повестей. Это занятие тихое, кропотливое и любопытное уже потому, что имеешь дело не с цифрами и не с политикой, а с людьми, которых сам выбираешь по личному своему произволу».
По стенам висят обложки и страницы журналов, с которыми сотрудничал писатель. Здесь и «Будильник», и «Сверчок», и «Осколки», и многие другие.
А также иллюстрации к «Свадебному сезону» в журнале «Зритель» 1881 года. По словам самого Чехова: «Не стоит употреблять настоящие имена и фамилии, должен быть художественный вымысел. В противном случае можно и «по шапке получить»
Мы смеемся, ведь ситуация из ряда вон выходящая. И к тому же очень забавная.
В гостиной висят подлинные работы Николая, некоторые пейзажи Маши Чеховой, которая переписала для брата Антона несколько работ Левитана.
«На гулянье в Сокольниках» в левом верхнем углу Николай Павлович изобразил лицо Александра Сергеевича Пушкина, которым восхищались в семье Чеховых.
В библиотеке Антона Павловича есть Некрасов, Островский, Пушкин и 3 том собраний сочинений Шуберта.

Самым интересным и интригующим для меня стал «Кабинет художественных и «крылатых» фраз» на территории выставки. Кроме слов, здесь ещё и предметы, имеющие особое значение в разных произведениях Антона Павловича Чехова. Тут и жёлтые ботинки, и облако в форме рояля, и засушенная, маринованная вишня, и пистолет, и зелёный ремешок и многое другое.
Атмосфера в этом небольшом помещении поистине завораживающая.

Последний зал посвящен театру. А точнее постановкам пьес Антона на сцене.
Первые самостоятельные издания таких пьес как «Дядя Ваня», «Леший» и «Три сестры». Карикатуры. Афиши с показов. И мраморный бюст писателя, созданный в 1908 году.
Александр Иванович Куприн памяти Чехова написал:
«-Отчего вы не напишете пьесу?-спрашивал он иногда.
-Да напишите же, в самом деле. Каждый писатель должен написать по крайней мере четыре пьесы. Но тут же он соглашался, что драматический род сочинений теряет с каждым днём интерес в наше время. «Драма должна или выродиться совсем, или принять совсем новые, невиданные формы,-говорил он.- Мы себе и представить не можем, чем будет театр через сто лет»»

Посетите выставку. Пройдите сквозь время. Узнайте новое. Приходите. Вам понравится. Обещаю.


Рецензии