От казаков черноморских до кубанских ч. 6

После кровавой вылазки 27 августа 1788 г. турки не показывались в поле до 6 сентября. За это время на правом крыле была заложена новая параллель, а к 1 сентября окончено сооружение шести новых батарей, что вынудило янычар сделать очередную вылазку. Эта диверсия была отбита без особого урона для наших войск, не считая того, что бомбой разорвало несколько зарядных ящиков и ранило три десятка чел. В ответ на следующий день со всех батарей по турецкой крепости был открыт огонь. Турки в долгу не остались. Их канонерские лодки и бомбарды, стоявшие у о. Березань, снялись с якоря и с пальбой пошли к берегу. Навстречу турецкому флоту немедленно двинулась наша гребная флотилия. Назревало большое сражение, но турки решили не искушать судьбу и повернули вспять. Уход неприятельского флота лишило Березань его главной защиты. Одним из ярких подвигов верных запорожских казаков было взятие о. Березань с крепостью. Вот уже три месяца князю Потёмкину не удавалось захватить этот каменистый остров. Полководец нервничал, самолюбие его было уязвлено и тогда он обратился к секунд-майору (чин был пожалован за усердие с 27 июня 1787 г.) А. Головатому, который после гибели С.И. Белого, заведовал гребной флотилией. «Можете ли вы взять со своими запорожцами Березань, что обстреливает наши приступы и не даёт захватить Очаков?» Войсковой судья ответил хладнокровно: - Подумаем, как это сделать, Ваша Светлость, и обязательно возьмём. Главком Екатеринославской армии ген.-фельдмаршал Г.А. Потёмкин-Таврический не зря обратился за помощью именно к казакам.

Их предки были отважные мореходы и воины и в отместку за набеги татар и турок веками держали в страхе прибрежные владения османов. В тот же день в казачьем таборе закипела работа. Казаки точили сабли и ятаганы, насыпали порох в пороховницы, меняли в курках пистолетов и мушкетов кремни, осматривали и давали небольшой ремонт лодкам и т. д. На рассвете следующего дня Головатый послал к острову полкового старшину армии капитана Мокия Гулика, одного из наиболее грамотных и смекалистых казаков-разведчиков, вошедших навечно в историю Кубани. На трофейной плоскодонной лодке-кочерме Мокий под видом турка обошёл остров, установил дислокацию береговых батарей, а также заприметил место, наиболее удобное для высадки десанта. К вечеру А. Головатый уже владел ценными сведениями. Остров Березань находится в 2-х км от берега и в 7-ми км от устья Днепрово-Бугского лимана. Он имеет продолговатую форму, вытянутую с востока на запад, размером 852 м на 350 м. Поверхность наклонена к северу, в её южной части высота составляет 21 м над уровнем моря. Берега обрывистые, крутые (от 8 до 21 м), наиболее удобный подъём в низкой северной части острова. Крепость, расположенная в южной части Березани, имела форму почти равнобедренного треугольника с длиной сторон 220-270 м. По всему периметру её окружал земляной вал, усиленный частоколом, а с северной стороны - ров глубиной до 3 м с подвесным мостом. В южном углу и на юго-восточной стене находились два круглых бастиона.

Крепость была сделана примерно за 10 месяцев до штурма и располагала 21 пушкой. Единственные ворота выходили на запад, в сторону отмели. Гарнизон, видимо устал, так как янычары почти весь день носили от берега моря в крепость доставленные из Очакова дрова. По мнению одного из французских инженеров, крепость Березань хоть и была плохо устроена, но могла стать очень крепким орешком для казаков. По первоначальному замыслу Г. Потёмкина овладеть укреплением должен был А.В. Суворов, но по истечению небольшого времени планы Светлейшего были изменены. В районе Березани продолжала стоять турецкая эскадра. 4 ноября казачий кош получил уведомление от ген.-фельдмаршала Г.А. Потёмкина об уходе флота Гассан-паши на ремонт в Константинополь, что означало - лодкам казачьей гребной флотилии пришла пора овладеть Березанью. Её штурм ещё одна славная страница в истории казачества. Существует почти легендарный рассказ о том, как Антон Головатый будто бы из-за Георгиевского креста, обещанного Г. Потёмкиным, заставил черноморцев переодеться в турецкую одежду и таким образом, обманув турецкий гарнизон, овладел без особого труда неприступным укреплением острова, созданного иностранными инженерами. На самом деле сражение было хоть и недолгим, но довольно ожесточенным и кровопролитным. По приказу Светлейшего князя Таврического ветреной и тёмной ночью 7 ноября 1788 г. несколько десятков «чаек» вышло в море. Пока на вёслах дошли до о. Березань, уже наступил рассвет. Казаки ещё дружней навалились на вёсла, опасаясь губительной в ихнем положении турецкой картечи.

Лодки шли стремительно и открыто, так, как это делали запорожцы, решившись на абордаж турецких галер. Они обычно в море избегали стычек с превосходящим противником, но раз ввязавшись в сражение, шли напролом, и как правило, выходили победителями. Так было и на этот раз. В первой линии боевого порядка, шёл сам Антон Головатый. Выдерживая мощную канонаду и, отвечая залпами со своих фальконетов, казаки совершили маневр и зашли с той стороны острова, где берег был пологий и, где их не ждали. Пушки двух турецких батарей были направлены в другую сторону, где глубина позволяла подойти к берегу большим кораблям. Во вражеском лагере запаниковали, а казаки уже через мгновение вскочили в холодную воду и ринулись с двух сторон в атаку на турецких артиллеристов. Ещё большая суматоха поднялась среди гарнизона янычар, когда на рейде о. Березань появились 2 канонерских корабля под командой бригадира И.М. де Рибаса, а затем и канонерские лодки. Их артиллерийский огонь очень помог, высадившемуся казачьему десанту. А. Головатый приказал «чайкам» отойти от берега и также открыть огонь из фальконетов по укреплению. В ходе боя в руках у десантников оказались мощные береговые пушки. В ответ на картечный огонь из укрепления, казаки развернули захваченные орудия и начали вести из них беспрерывный огонь по укреплению. Турки совершенно растерялись: все было сделано так лихо, что они не успевали своевременно должным образом реагировать. И вот уже разбиты ядрами крепостные ворота и, казаки ворвались в крепость, где в рукопашной схватке был перебит почти весь турецкий гарнизон.

Жестокий бой длился около двух часов. Победа была полная! Когда турки увидели, что на подмогу казакам Головатого подходят ещё несколько фрегатов из Кинбурна, то выбросили белый флаг. В штурме участвовало 836 чел.: войсковой судья, ближайший его сподвижник полковник Мокий Гулик, 6 полковых старшин - Давид Белый, Василий Танский, Иван Семенков, Семен Бурнос, Никанор Орлянский и Яков Животовский; 2 есаула - Василий Осанчук, Иван Козловский; 2 хорунжих - Иван Чёрный и Григорий Горб, 22 куренных атамана и 802 казака. К обеду того же дня Потёмкину доложили, что остров и крепость Березань в наших руках. Потери десанта составили 29 казаков, среди них: - Петр Хундурат -Переяславского куреня, Тимош Бурсук -Пашковского, Иван Черный -Ведмедовского, Василий Перекрест - Кущёвского. 7 чел. было убито, 22 - ранено и, князь Потёмкин проявил особую заботу о героях - их немедленно отправили в армейский госпиталь. Трофеи казакам достались весомые; в плен взято 320 турок, захвачено 23 орудия, 150 бочек пороха, 1000 ядер, 111 ружей, 69 пистолетов, 49 сабель, 75 кинжалов, 13 знамён и большой запас продовольствия (в том числе 2300 четвертей хлеба). Григорий Потёмкин за каждое взятое турецкое отрядное знамя заплатил черноморцам по 20 рублей, а также дозволил забрать себе из захваченной добычи, ружья, пистолеты и кинжалы. Муку, крупы и ячмень главком приказал отдать ген. Платову. 15 ноября А. Головатый с несколькими старшинами по приказу Потёмкина прибыл в его ставку под Очаков «для изъявления им своего удовольствия и получения всем за хороший их подвиг награждения».

За взятие Березани, особо отличившихся представили к медалям, а войсковой судья, командир десантного отряда полковник Антон Головатый получил благодарность лично от главкома. Он был также награждён офицерским орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й ст. Казачий отряд, взявший Березань, назвал себя по имени крепости, и очень гордился этим. Впоследствии, казаки-черноморцы, назвали на Кубани одну из своих станиц – Березанской. Из нескольких источников известно, что штурм состоялся утром 7 ноября 1788 г. на виду частей русской армии и ставки князя Потёмкина. В его донесении царице от 17 ноября содержится самое подробное описание этого дела. Вот выдержка из него: «По удалении флота Турецкого, главнокомандующий, препоручив войску верных Черноморских казаков поиск на сей остров, приказал войсковому их судье подполковнику Головатому идти туда со всеми своими лодками и стараться взойти на берег, разбить неприятеля и овладеть крепостью. Предприятие сие пред лицом всей армии произведено в действо с совершенным успехом. Седьмого ноября поутру казаки приблизились к острову, выдержали с твёрдостью и мужеством сильный огонь неприятельский, потом сделав залп из пушек и ружей вскочили в воду и вспалзывая на берег, бросились с таким стремлением, что прогнали неприятеля, отняли у него батареи и преследовали до самой крепости, где встречены были картечами; в сём случае поворотили они против крепости орудия с батареи и с своих лодок взятые.

Продолжение следует в части  7                http://proza.ru/2018/01/24/539


Рецензии