Авангард в Ростове на Дону
В подвале дома № 46 в Газетном переулке (угол Газетного переулка и Большой Садовой улицы) в годы моей юности находился общественный туалет, ныне ставший достопримечательностью Ростова.
В начале XX века в тесных помещениях этого подвала располагалось кафе «Подвал поэтов», богемное заведение с миниатюрной сценой, облюбованное местными поэтами-ничевоками. 15 августа 1920 года на сцене «Подвала поэтов» впервые в Ростове выступил «Председатель земного шара» поэт Велимир Хлебников.
Хлебникова тогда нашел на ростовском вокзале Илья Борисович Березарк ,сын ростовского купца первой гильдии Рысса, через сестер породнившийся с семьей Шпильрейн и Карлом Либкнехтом. Березарк оставил интересные воспоминания о Хлебникове, человеке необычном, ни на кого не похожем .
«У нас сейчас, конечно, другое представление о новом человеке будущего коммунистического общества. Вряд ли жизнь Хлебникова может быть примером для подражания. В его представлении о новом человеке было немало туманного, утопического, наивного. И всё же он стремился жить по-своему, так, как по его мнению должен жить человек, очищенный революционной бурей. Советской поэзии и стихи Хлебникова, и весь его „поэтический подвиг”, вся его жизнь — всё это по-своему ценно. Те, кому пришлось знать Хлебникова, на всю жизнь сохранили воспоминания об этом кристально чистом, необыкновенном человеке и поэте.»
Ростовский театр «Театральная мастерская» поставил в «Подвале поэтов» пьесу Хлебникова «Ошибка смерти» (реж. А. Надеждов ). Это была первая театральная постановка в творческой биографии Хлебникова. Автор присутствовал на репетициях.
«Сценка Хлебникова «Ошибка смерти» превратилась в своеобразный “гиньоль”. В кафе между столиками ходила барышня Смерть в соответствующем условном одеянии, в руке она держала шамберьер — большой хлыст, которым в цирке укрощают лошадей. За столиками среди зрителей сидели двенадцать её гостей в причудливых полумасках. Конечно, сценическое раскрытие пьесы было не особенно глубоким, но всё же спектакль был интересен как первый, кажется, опыт театрального воплощения драматических произведений Хлебникова. В день спектакля подвал поэтов был украшен большим портретом Хлебникова (автором его был талантливый художник М. Кац). Следует отметить, что роль одного из гостей в этом спектакле играл молодой актер “театральной мастерской” — Евгений Львович Шварц.» - пишет в своих воспоминаниях И. Березарк
На премьере подвал украшал большой портрет Хлебникова работы художника Мане Каца
Имя Мане Каца почти не известно большинству ростовчан , но мне, живущей в Хайфе, оно хорошо известно Споткнувшись об это имя, я заинтересовалась и другими именами тех, кто бывал в том знаменитом ростовском подвале. Интересно также и то, как сложилась их дальнейшая жизнь.
Арапов, Анатолий Афанасьевич (1876—1949) — живописец, график, сценограф.
Большинцов, Мануэль Владимирович (1902—1954) — кинодраматург и режиссёр.
Вейсбрем, Павел Карлович (1899—1963) — театральный режиссёр.
Гнесин, Михаил Фабианович (1883—1957) — композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.
Костомолоцкий, Александр Иосифович (1897—1971) — советский актёр.
Литвак, Анатолий Михайлович (1902—1974) — режиссёр, продюсер, сценарист, монтажёр. Работал в Германии, Франции, США.Литвак снял едва ли не первый в истории мирового кино антифашистский фильм – «Признания нацистского шпиона» (1939)
Надеждов, Аркадий Борисович — российский театральный режиссёр.
Сарьян, Мартирос Сергеевич (1880—1972) — живописец-пейзажист, график и театральный художник.
Тусузов, Георгий Баронович (1891—1986) — актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР.
Холодов, Рафаил Моисеевич (1900—1975) — актёр Московского театра сатиры. Репрессирован. Жил в Воркуте, работал в местном театре
Шварц, Евгений Львович (1896—1958) — актёр, русский советский писатель, драматург.
Шварц, Антон Исаакович (1896—1954) — артист эстрады, мастер художественного слова.
Идея кафе «Подвала поэтов» родилась не на пустом месте. Ее привезли из Парижа дети ростовских купцов, побывавших или знакомых с богемным парижском кабаре «Черный кот».Позже похожие кафе открылись в Петербурге ( Бродячая собака) и в Барселоне.
В Ростове-на-Дону поэты-ничевоки проводили свои вечера поэзии в «Подвале поэтов». Группа просуществовала около двух лет, 1920—1921 годы, и являла собой российский отголосок известной европейской группировки дадаистов.
Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»
Ничевоками в 1920 году были опубликованы «Манифест от ничевоков» и «Декрет о ничевоках поэзии».
В 1922 году ничевоки опубликовали манифест «Да здравствует последний интернационал Дада мира». Прославился на одном из вечеров, Владимир Маяковский, который вместе с другими футуристами проводил «чистку» русской поэзии. Ничевоки, выйдя на сцену, предложили, чтобы Маяковский отправился к Пампушке на Твербул (то есть к памятнику Пушкину на Тверском бульваре) и там чистил сапоги всем желающим. Публика одобрительно приняла заявление, что Становище ничевоков отрицает за Маяковским право «чистить» поэтов. В Ростове Маяковского не любили
Создателем и вдохновителем "Театральной мастерской" был Павел Карлович Вейсбрем. В 1918 он поставил здесь «Незнакомку» А. Блока и «Пир во время чумы» А. С. Пушкина, а в 1919 — «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка и «Семь принцесс» М. Метерлинка. Но, перед уходом из Ростов-на-Дону белых в 1919 году Вейсбрём с родителями покинул Россию, уехав в Париж . В ноябре 1921 года Павел Вейсбрём-Куклимати поставил в «Передвижном Театре на Столах» в Париже синкретическую драму-буфф «Театр ужасов», главную мимическую роль в которой сыграл Валентин Парнах.
В 1925 году он вернулся на родину, но уже не в Ростов а в Петроград ( Ленинград) Семья Вейсбрем осталась в Париже.
Павла Карловича продержали в тюрьме, сначала в Ленинграде, потом в Москве. Допрашивали, выясняли, почему вернулся, и наконец отпустили. Казалось, он мог вновь заняться любимым делом. Но нет — среднее звено, все эти работники отделов культуры, райкомов, горкомов и обкомов, на всякий случай проявляли бдительность, и Павел Карлович неизменно выпадал из всех списков на присвоение званий, награждений, спектакли его закрывались или подвергались травле в печати.
Его любили в театрах. Он ставил интересные, острые по форме, яркие спектакли. Работал много и успешно, но сломить ситуацию это не могло. Он постоянно получал шлепки. Впоследствии, когда с авангардом было покончено, работал в филиале БДТ, был режиссёром Ленинградского ТЮЗа; и БДТ, ленинградского Нового театра ( Театр им. Ленсовета); затем вновь вернулся в Ленинградский ТЮЗ.
А «Театральная мастерская» жила, тем временем, своей жизнью. В августе 1921 в мастерской ставилась пьеса Гумилёва «Гондла». О постановке узнал автор и будучи проездом в Ростове встретился с артистами. Вот как встречу описывает актриса мастерской З. Шубина:
«Уже закончился сезон, и никаких спектаклей не было… Однажды вечером мы собрались в театре, и вдруг входит мужчина и представляется: «Я — автор «Гондлы» Гумилев». Можете себе представить наше состояние. Онемели. Гумилев просил нас показать спектакль, но сезон окончен — ни декораций, ни осветителей, ни бутафоров. Спектакль показать нельзя. Мы предложили читать отрывки. Антон Шварц играл и читал Гондлу, здесь же присутствовала и Халайджиева, играющая Леру. Началось чтение, обсуждения, разговоры на литературную тему. Гумилев пришел в восторг. «Я вас здесь не оставлю, переведу в Петроград». Ему надо было ехать на вокзал. Мы пошли его провожать… Халайджиева сказала Гумилеву: «Поклянитесь, что Вы нас не забудете». Гумилев торжественно поднял руку и сказал: «Клянусь».
»
В сентябре 1921 года труппа театра начинает переезжать в Петроград. В январе 1922 года начались спектакли «Театральной мастерской» в зале Владимирского клуба. Но, в скором времени, так и не прижившись на новом месте, «Театральная мастерская» распалась.
Свидетельство о публикации №221021601753