Жена

       С Ольгой я, уже женатый на другой, познакомился в Москве на вечеринке по поводу защиты диссертации одного из общих знакомых. Узнав, что я из Одессы, она рассыпалась комплиментами в адрес города и сказала, что хотела бы там жить. Как правило, в таких случаях трафаретно предлагал приезжать в гости, зная о невысокой вероятности визита. Но она… приехала! Так начались отношения, логическим завершением которых стал брак и мой переезд на её родину в Оренбург.

        Совместная жизнь складывалась оч-ч-ень не просто. Дело в том, что она, «правильная», не разделяла, мягко говоря, моих взглядов на брак. Я, «неправильный», хоть и имел опыт семейных уз и сына от предыдущей жены, не сделал из этого никаких выводов и продолжал гнуть свою линию с новой супругой.

        Между тем, какой женщине могут нравиться заявления, что друзья важнее семьи? Что футбол важнее театра? Что совещание важнее уборки квартиры? Что деньги – пыль? Что запах спиртного – мелочь?

        Антисемейные декларации дополнялись форсированным темпом карьерных стремлений в научной среде. Молодому «эксдиректору» совхоза, в тридцать лет оказавшемуся ассистентом кафедры, хотелось до сорока защитить докторскую диссертацию, стать заведующим кафедрой. Вполне здоровые амбиции, если бы не одно обстоятельство – отсутствие диссертации кандидатской…

        Первый вариант, написанный за несколько лет до ухода на партийно – хозяйственную работу, надо было кардинально переделывать из-за недостатка архивных материалов. Где их взять? Иного метода, кроме поездок в центральные и региональные архивы, не существовало. Позвольте, но для этого нужны деньги, которыми ты, презирая их, привык сорить?!

        Короче, когда перед молодоженами во весь рост встала проблема управления семейным бюджетом, функции распорядителя финансами добровольно взяла на себя женщина. Зарплата «слабой половины» - кандидата наук – составляла около двухсот пятидесяти рублей. «Сильная» - ассистент без диссертации – довольствовалась суммой в два раза меньшей. Карьера мужа оказалась в руках жены. Осознание сего неоднозначного для мужчины факта явилось первым звеном в моём открытии Ольги как Человека.

        Следующим звеном, поразившим до мозга костей, стал эпизод во время завтрака.

        Завтраки готовил я - «жаворонок» - подымающийся с рассветом. Утром на кухне встречались редко, лишь когда совпадали первые «пары» по расписаниям. В один из таких дней перед «парой» я должен был переговорить с деканом. Потому спешил, есть начал, не ожидая жену и в момент, когда она открыла дверь на кухню – подавился. Вы бы видели, с какой скоростью Оля подставила сложенную ковшиком ладонь под мой рот! В этом рефлекторном порыве было много чего – я позже анализировал. Но больше всего она напомнила мне маму. Вспомните, как они бросались к нам, детям, попавшим в беду? Тогда я понял, что жена для меня не просто любимая. Она фактически стала второй матерью. Не стыжусь признать. Горжусь ей.

        Горжусь и в связи с ещё одним обстоятельством, которое, как правило, скрывают мужья. Речь идет о так называемой «общей культуре». Ну, это когда муж, зачастую хороший специалист своего дела, выглядит нелепо на фоне широко образованной жены. Разумеется, наша разница в кругозорах была не столь заметна, да и «просвещали» мы друг друга взаимно, но тем не менее.

        Филолог, защитившая кандидатскую диссертацию на стыке с философией, очертила передо мной тот минимум литературы, который, по её мнению, человек, вращающийся в научной среде, прочесть ОБЯЗАН. Параллельно, страстная почитательница оперы, балета, симфонической музыки подтянула мою компетентность в этих сферах до оценки «хорошо». Словом, деликатно «окультурила» мужа.

        …Вот пишу и думаю: «Всё это хорошо – помощь, мать, «окультуривание». А как сказать о борьбе с моим пьянством? Но что поделаешь – из песни слов не выкинешь».

        «Попивал» с детства. Об этом, не таком уж редком для детей проживающих в винодельческих районах, явлении подробно написал в книжке «Пьяная жизнь». Запивать же начал с 1992 года, сорока лет от рода. И не развал СССР в том причина. Просто за треть века контактов со «Змием» организм начал давать сбои.

        Началось с того, что после очередного застолья не захотелось идти на работу. С квартиры-то вышел, но вместо чтения лекций студентам пошел изливать душу случайным собутыльникам. Заведующий кафедрой мягко пожурил, но на беду началось сокращение штатов. А процедура включала решение заседания кафедры персонально по каждому. Я судьбоносное заседание проигнорировал, и коллеги с чистой совестью меня сократили. Оказался без куска хлеба, правда, на водку находил. Как, правда и то, что и работу находил, но зарплату почти полностью пропивал…

        Ой, не буду лить крокодильи слезы о своих бесконечных попытках «завязать» навсегда. Мои мучения ничто по сравнению с её. Те, кто был в нашей ситуации – поймут. В конце - концов не выдержала и прогнала. Уехал в Доманёвку, пожил с квартирантами, пока не нашли новое жильё, и, не остыв от обиды, убеждал себя, что в одесскую квартиру больше - ни ногой. Но, ведь известно: «Никогда не говори «никогда».

        Как и о пьянстве, я ранее уже писал о болезни Паркинсона, первые симптомы которой появились в Доманёвке. Однако, до самого последнего времени не представлял себе чудовищной силы коварной хвори. «Змий» против «Паркинсона» - робкий птенчик! Распознать его приятелям «Зеленого», даже бывшим, крайне сложно, ибо всё трясется и там, и тут. Ещё недавно я говорил о нем с иронией, а сегодня едва вожу рукой при письме, едва складываю слова в предложения, едва передвигаюсь по квартире. Из последних сил бреюсь, умываюсь, ем. Торжество противника – вопрос не лет, а месяцев. Примечательно, что полная капитуляция – лежачее положение – предел желаний. Так бы и лежал сутками, слушая радио «Шансон».

        И вот слегка трясущийся муж, после нескольких лет опалы, почти в полном смысле «сваливается» на голову жене. Ваши действия, если, на минуточку, он даже выписался из квартиры? А где гарантия, что кошмар не повторится? Да и вид у него явно нездоровый. Другая бы, как минимум, взяла время для раздумий. Эта же обрадовалась, широко распахнула двери, подхватила тяжелые баулы, приказала мыть руки и садиться за стол – разговоры потом. Почему?

        Потому, что взрывная, но быстро остывающая, давно простила. Зла не помнящая, отходчивая, сострадающая. Не просто из жалости отвечающая на просьбу о помощи, а помогающая без просьбы, от доброты душевной. Качество редкое, большинству не присущее. Постоянная готовность помочь.

        Отличительной чертой таких личностей является то, что сами они с просьбами практически не обращаются. С трудом вспомнил лишь два случая из нашей семейной истории.

        Первый произошел на завершающем этапе перед защитой моей кандидатской. Она, по собственной инициативе, взялась вычитывать рукопись. Зная, какая это важная и дорогостоящая (если платить редактору) работа, спросил какой подарок она желает в награду:
        - Привези мне из Доманёвки дощечку для кухни.
        - Какую «дощечку»?!
        - Ну, мамину, старую, которая висит над плитой. На ней так удобно резать…
       
        Второй – когда я отвозил её на операцию. Стараясь отвлечься от тревожных мыслей, наигранно оптимистично нес всякую чушь, пока она не прислонилась к моей груди:
        - Не волнуйся, не расстраивай дочку. Поцелуй меня и следи, чтобы она хорошо кушала.

        В этих просьбах – вся Ольга. Её жизненное кредо – семейный очаг. Не встречал и не слышал о женщинах, которые так самозабвенно берегут своё гнездо. Она не любит покидать квартиру ВООБЩЕ, ни по какому поводу! По своему разумению создала мир уюта, комфорта, теплоты. Проявила талант в кулинарии. Я удивляюсь экспериментам в создании новых блюд, учитывая, что до замужества кулинарное творчество ограничивалось яичницей с колбасой.

        За первые три – четыре года замужества значительно расширила круг интересов. Экономика, сельское хозяйство, медицина, архитектура, спорт. Но самое неожиданное – политика?! Понимаю – не без моего влияния, и все же поражает внутренняя трансформация на первый взгляд безнадежно аполитичной женщины. А коренная причина эволюции всё та же – создание гармонии с интересами мужа, укрепление семьи. Так что сегодня имеем домашнего аналитика, консультанта, эксперта, живую энциклопедию текущей внутренней и внешней политики.

        Думаю, открытием для каждого из мужей становится жена в роли матери. Я не исключение – потрясла. Предполагаю, что играть эту суперсложную роль безупречно желает и может небольшой процент от числа родивших. Осторожность моей гипотезы объясняется слабостью критериев оценки. Действительно, кто и как оценивает успех? Во всяком случае меня, хоть и «заинтересованное лицо» - таки потрясла. Честно – не ожидал.

        Так же открытием, правда со знаком «минус», в моих «гусарских» представлениях о семейной жизни стала её экономность. Часто упрекал, психовал, пока не наступили смутные 90-е. Пока не стали вместе с ней в ряды продавцов нажитого и доставшегося в наследство добра. Пока не пошли за бесценок посуда, одежда, украшения. Вот когда я признал её «плюшкинизм». Теперь иногда ворчу, увидев, как бережно она перебирает вышедшие из употребления вещи, не решаясь их выбросить, но замолкаю, вспомнив холодное железо торговых столов одесского рынка «Южный» в начале 90-х…

        Став пенсионеркой, с университетом не рассталась. Освоила компьютер, и с нашествием «коронавируса» читает лекции, принимает экзамены дистанционно. Из океана «сети» черпает нужную научную информацию.

        …Наверное, можно было бы и дальше перечислять достоинства, ради объективности написать о недостатках. Зачем? Хватит и этого, чтобы понять её место в моей судьбе. Абсолютно очевидно – ВСЁ тащила и продолжает тащить на себе.
 
        Под финал земного пути четко осознаю – ни одна другая из круга бывших и возможных жен не сделала бы для семьи и половины. Благодарю Бога. Только не понимаю - за что такая милость?


Рецензии
Ветшают за спиной потрёпанные крылья,
нетронутый пером томится чистый лист,
мы по ночам ведем беседы с лунной пылью,
и сумрак наших грёз прохладен и лучист.

Скучает паучок на крохотном оконце,
архангел не трубит картонною трубой,
ведь то, чего мы ждём, затмит собою солнце,
и солнечная тень накроет нас с тобой.

Одни,всегда вдвоём,наедине друг с другом,
переживая мир, как способ бытия,
затейливым вином пои меня, подруга,
ведь жизнью мы уже пьяны-и ты, и я.

Unit   19.02.2021 10:38     Заявить о нарушении
Какие замечательные строчки! Если это форма оценки моей публикации, то лучший критерий трудно придумать. Не нахожу адекватных слов для выражения благодарности.

Валерий Варзацкий   19.02.2021 18:59   Заявить о нарушении
Да, прочитав твою историю, я подумал, что эти старинные строчки очень созвучны ей

Unit   19.02.2021 19:03   Заявить о нарушении