Юность, опалённая войной. Часть 3

На выпускной фотографии 10а класса 1940 г., справа, рядом с Иваном Беляковым, стоит Михаил Дьячков. Проводя дальнейшие поиски, было установлено, что он тоже был в составе 266-го олб., и его фронтовая судьба сложилась так же, как и у Ивана Белякова. Михаил погиб 9 марта 1942 г. в районе д. Селище.

Точно такая же судьба оказалась и у их одноклассника Анатолия Слотина.

Из воспоминаний одноклассницы, Е. Алексеевой (Иконниковой): «Анатолий Слотин в школе, сидел за одной партой с Германом Ручкиным. Он был небольшого роста, очень подвижный, с гладко зачёсанными назад волосами. Учился неплохо. Вообще надо сказать, что наши мальчики были все умные, способные. Я не знаю, кем бы кто из них стал в жизни, но вот Толю мы все звали «Доктором». Скорее всего, потому, что отец его был фельдшером, ну а мы своего Толю хотели видеть не менее, чем доктором. Правда, окончив школу, он учился в Архангельске на курсах пионервожатых. Но вот началась война, и наш Толя тоже оказался в числе солдат.

Кажется, семья его получила всего одно письмо с красноармейским треугольником. Писал он из Ярославля, и не было тревоги в письме, оно казалось таким мирным: о городе, о погоде, о садах, даже о магазинах. Кончалось тоже просто: «Обо мне не беспокойтесь. Всё будет хорошо».

Я думаю, что нашему «Доктору» было очень трудно в походе, небольшому, не очень сильному, бережённому, единственному сыну в семье. Но я уверена, что он не стонал, не прятался за спины товарищей, а шел рядом со всеми, в длинной шинели, в больших ботинках, с вещевым мешком за плечами, с винтовкой в руках».

Как оказалось, и он был в этом же 266-м олб., служил вместе с Иваном и Михаилом, и сложил голову на Смоленской земле, вблизи д. Ананчино, 25 марта 1942 г.

Если взглянуть на топографическую карту, где располагались деревни, возле которых погибли трое одноклассников, то видно, что они были расположены на одном квадратном километре, на расстоянии около 500 метров друг от друга, практически на прямой линии с севера на юг, Селище, Никоны, Ананчино. В таком же порядке, примерно через одинаковое количество дней, погибали школьные друзья, Михаил, Иван и Анатолий…

Погибших в этих боях похоронили там же у близлежащих деревень. Деревни эти давно уже не существуют. Сохранились ли там воинские захоронения, или были куда-то перенесены, это так же предстояло выяснить. Вполне возможно, что все захоронения из разрушенных и исчезнувших деревень, были перенесены в общую братскую могилу в какой-то близлежащий населённый пункт, который не был уничтожен в период боёв. Связавшись со смоленскими краеведами, я получил письмо от историка-краеведа Николая Андреевича Казакова, который в течение многих лет, занимается воинскими захоронениями Великой Отечественной войны на территории Велижского района Смоленской области. Он подтвердил, что в списках воинского захоронения № 3, д. Беляево, Велижского района Смоленской области, на основании имеющихся документов, имеются фамилии Михаила Дьячкова, Ивана Белякова и Анатолия Слотина.

На самом обелиске, имена погибших бойцов не указаны, слишком много их тут лежит, и указаны они только в карточке захоронения. Судя по надписи на обелиске, в этом захоронении числится 4548 похороненных бойцов, имена 924 человек известны, не известными остались 3624 бойца. Здесь, на Смоленской земле, и покоятся останки трёх друзей, трёх одноклассников…

Фото слева: Анатолий Слотин.
Фото справа: выпускники 10а класса, 1940 г.
Верхний ряд: Дятлов Леонид, Фирсов Анатолий, Галасьева Инна, Иконникова Евлалия, Коренева Мария, Петров Костя (слева направо);
Средний ряд: Душин Василий, Соболихин Леонид Павлович, Ковешников Пётр Иосифович, Беляков Иван, Дьячков Михаил (слева направо);
Нижний ряд: Корнишина Галина, Баёв Тимофей, Ларионова Клавдия (слева направо).


Рецензии