Николай Отрада 1918-1940

Николай Карпович Отрада
26.12.1918-04.03.1940

Настоящая фамилия поэта - Турочкин. Николай - выходец из деревни Николаевка Воронежской губернии.

Окончил девятилетку в Сталинграде, поступил в Сталинградский педагогический институт и одновременно на заочное отделение Литературного института им.Горького. Писал стихи с детства.

В декабре 1939-го, проучившись всего три месяца, ушел добровольцем вместе со своими однокурсниками на финский фронт.

4 марта 1940 года под Суоярви вместе со своим отрядом попал в окружение, бросился на прорыв с криком "Москвичи не сдаются", завлекая за собой своих товарищей, но был убит. Отряду, к слову, удалось вырваться. Лишь его близкий друг, тоже поэт, Арон Копштейн, попытался вернуться за телом товарища, но был настигнут вражеской пулей уже на обратном пути.

Посмертно принят в Союз писателей СССР. При жизни успел издать книгу стихов под названием "Счастье".

О Николае Отраде сохранилось не так много информации.
Но самое главное - сохранились его стихи. Вот, послушайте:


Некогда

Клены цветут.
Неподвижная синь.
Вода вытекает в ладонь.
Красиво у Дона,
И Дон красив,
Тих и спокоен Дон.
Вот так бы и плавал
В нем, как луна,
У двух берегов на виду.
И нипочем
Мне б его глубина,
Вода б нипочем в цвету.
Вот так и стоял бы на берегу
И в воду глядел, глядел;
Вот так бы и слушал
Деревьев гул, —
Но много сегодня дел.
Я считаю, что это очень взрослое стихотворение, хоть и написанное парнем в 19 лет.

Представлю Вашему вниманию еще несколько, особенно мне понравившихся:


Мир

Он такой,
Что не опишешь сразу,
Потому что сразу не поймешь!
Дождь идет...
Мы говорим: ни разу
Не был этим летом сильный дождь.
Стоит только далям озариться —
Вспоминаем
Молодость свою.
Утром
Заиграют шумно птицы...
Говорим: по-новому поют.
Всё:
Мои поля,
Долины, чащи,
Солнца небывалые лучи —
Это мир,
Зеленый и журчащий,
Пахнущий цветами и речистый.
Он живет
В листве густых акаций,
В птичьем свисте,
В говоре ручья,
Только нам
Нельзя в нем забываться
Так,
Чтоб ничего не различать.
. . . . . . . . . . . . .
Чтоб цвела земля во всей красе,
Чтобы жизнь цвела,
Гудела лавой,
Старое сметая на пути.
Ну, а что касается до славы —
Слава не замедлит к нам прийти.


Осень

Сентябрьский ветер стучит в окно,
прозябшие сосны бросает в дрожь.
Закат над полем погас давно.
И вот наступает седая ночь.
И я надеваю свой желтый плащ,
центрального боя беру ружье.
Я вышел. Над избами гуси вплавь
спешат и горнистом трубят в рожок.
Мне хочется выстрелить в них с плеча,
в летящих косым косяком гусей,
но пульс начинает в висках стучать.
«Не трогай!» — мне слышится из ветвей.
И я понимаю, что им далеко,
гостям перелетным, лететь и лететь.
Ты, осень, нарушила их покой,
отняла болота, отбила степь.
Предвестница холода и дождей,
мороза — по лужам стеклянный скрип, —
тебя узнаю я, как новый день,
как уток, на юг отлетающих, крик...


Попутно

Я, кажется,
Будто все спутал,
Чувства стреножил со зла.
А ты говоришь:
– Попутно,
Нечаянно как-то зашла.–
Минуты проходят в молчанье,
Нам не о чем говорить.
И будто совсем случайно:
– Поезд уйдет до зари,
Поезд уходит скорый...–
Его не вернуть назад.
Я ждал тебя
И без укора
Хотел тебе все сказать.
Сказать,
Что при этой погоде
Непогодь в сердце,
Дождь.
А ты говоришь:
– Проводишь?
К поезду не придешь?–
На улицах воздух мутный –
Это идет весна.
Ушла
И с собой попутно
Радость мою унесла.


Сейчас мало кто помнит этого замечательного поэта, ушедшего так рано. Но в Волгограде есть улица, названная в его честь.


Рецензии