Записки о поэзии Христина Кроткова, Игорь Северяни

                Предисловие

   Мир поэзии. Полнота чувств, переживаний, гармония света и ночи, непреходящей весны и золочёной осенней красоты природы.
   Стихи это всегда прекрасные строки талантливых, одарённых, способных замечать среди серой обыденности удивительное своей чуткой душой, её струнами воспеть краски природы, глубину переживаемых чувств.
   Поэзия это мир, созданный избранными талантами, непревзойдёнными поэтами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Апухтин, Бальмонт, Гумилёв, Блок, Маяковский, Ахматова, Цветаева и несть числа им, творцам, гениальным поэтам прежних лет и веков…
   В этой творческой работе постараюсь найти правильные слова и оттенки эпитетов, способных верно с позиции времени охарактеризовать то великое поэтическое наследие, которое было оставлено великими поэтами для, для благодарных потомков, способных высоко оценить  и сохранить поэтическое наследие наших великих предков.

                ХРИСТИНА КРОТКОВА (1904-1965)

   В последний месяц уходящего 2020 года я открыл интересный поэтический сборник, подаренный мне в день рождения: «Поэты пражского «Скита», СПБ, «Из-во «Росток», 2005г.
   Моё внимание среди включённых авторов привлекли показавшиеся крайне интересными стихи Христины Кротковой.

    «Почила тень по улицам густым
     И притаилась в углублённой нише.
     Предупреждающий встал трубный дым,-
     День поднялся и стал чуть выше…»
И далее по тексту:
    «В газонах чародейные цветы
     Рассыпали мертвеющие пряди…»

   Стихотворение посвящено Праге, оно так и называется.
   В нём видим тонкий наблюдательный взгляд на чешскую столицу-красавицу,
   С её старинными улочками, парками и архитектурой. Всё это донесено в поэтическом взгляде автора, эмигранта русской интеллигенции первой волны, исхода после октябрьского переворота в любимой России. Она, Христина Кроткова, как многие другие, не принявшие революцию, покинули страну, погрязшую в анархии и ужасе полного бесправия, голода, растущей преступности.

   Обратимся к биографии поэтессы. Она в общем обычна для русской интеллигенции конца XIX, начала XX века России.
   Русская поэтесса, литературный критик, журналист, Христина Павловна Кроткова ( в первом замужестве Франкфурт) родилась 13 января  в 1904 году в Самаре.  В Екатеринославе (Днепропетровск) закончила гимназию и учительскую семинарию, училась на металлургическом факультете Екатеринославского горного института. Автор книги  «Белым по чёрному».

   В 1922 году вместе с родителями эмигрировала в Чехословакию, где училась в Чешском высшем техническом училище, а затем в Карловом университете. В 20-е годы стихи Кротковой публикуются в чешской периодике, в журналах «Студенческие годы»,  «Перезвон», «Воля России».

   Она становится активным членом известного литературного содружества «Скит».  В 1929 году со своей семьёй переезжает во Францию, где вынуждена зарабатывать на жизнь вязанием. Она продолжала публиковаться в таких изданиях, как «Русские записки», «Современные записки». С 1937 по 1939 жила в Канаде, а затем в США, в Нью-Йорке, где работала диктором на радиостанции «Голос Америки». Печаталась в местных русских изданиях и собирала во время войны средства в поддержку Красной Армии и Чешской Республики. После войны работала в ООН переводчиком в Америке и Швейцарии. Её единственная прижизненная книга «Белым по чёрному»  увидела свет в 1951 году (Нью-Йорк – Париж, 1951г.).
 Женские мысли и строки из глубины души:

       «Войдёшь – я вздрогну. Снова пытка.
        Твои шаги всегда легки.
        Коснёшься тихо, без улыбки
        Моей недрогнувшей руки…» 3.12.1923г. «Белым по чёрному»

   Короткие, полные  тонких женских переживаний фразы.
Меня поразили строки другого стихотворения, написанного Христиной под впечатлением от Флоренции.
     «Далёких гор осенние вершины
      Встречают утро синих Апеннин,
      И облаков жемчужные лавины
      Окрасил рдяно утренний рубин…»

   Сколько красоты эпитетов, переданных в этом четверостишии, как образны облака, автор их сравнивает с жемчужными лавинами. А рубин утра, каково?
Изумительно и неповторимо.
      Отдельной строкой хочется отметить сонеты Христины Кротковой.
   Это серия стихов под общим авторским названием «Итальянские сонеты».
«Джоконда»,  «Лигурия», «Музей», «Дант», «Венеция» и другие. В них красочные картины Италии, её несравненных городов и памятников архитектуры, искусства.
               "ПОМПЕИ"
        « Над медленно подъятой головой
          Июльский зной навис тяжёлой крышей.
          Помпеи спят, и олеандром пышным
          Украшен их оставленный покой…»  «Воля России» 1929г. №2
Закончить свой краткий рассказ о творчестве русской поэтессы, литератора, переводчика Христины Павловны Кротковой хочется строчками её стихотворения «Старость», написанного в 1932 году и вошедшего в сборник «Белым по чёрному»:
         
         Преступая порог, оглянись
         На последнюю искорку света –
         За чертой ещё теплится жизнь,
         Что тобой рождена и согрета.
   
         Никогда, никогда до сих пор
         Я не знала такого покоя.
         Никогда, никогда до сих пор
         Не видала, что небо седое.

         Это вечность заныла, звеня,
         Это тайная весть узнаётся,
         Золотого печального дня
         Занимается тихое солнце.

         Издалёка донёсся и смолк
         Тонкий свист, покидаемый символ.
         Точно слёз накипевших комок,
         Бледный свет накопился и хлынул.

         Вот и старость стучится в мой дом.
         Полно, ветер, трубить о победе.
         Подплывает и машет крылом
         Долгожданный седеющий лебедь.

   Её сердце остановилось во время поездки в Москву в 1965 году. Похоронена на Химкинском кладбище в Подмосковье.


                ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (1887-1941)

  Игорь Северянин -  поэтический авторский псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Родился поэт в 1887 году в Петербурге.
  Публиковаться начал в 1905 году в провинциальных газетах. С 1905 по 1912 год выпустил за свой счёт целый ряд небольших (до двадцати четырёх страниц) книжек.

  Первый свой сборник, изданный в столице в 1913 году – «Громокипящий кубок», принёс шумную славу. Предисловие к книге написал Фёдор Сологуб. Очень похвально отозвался о стихах и Валерий Брюсов, который впоследствии, в 1915 году, написал подробную статью, посвящённую трём сборникам И. Северянина: «Громокипящий кубок», «Златолира» и «Victoria Regia».
     Казалось бы, вот она слава автора, поэта, обусловленная его ярким талантом. Однако даже сам  Игорь Северянин считал её двусмысленной:
            Двусмысленная Слава
            Моя двусмысленная слава
            Двусмысленна не потому,
            Что я превознесён неправо,
            Не по таланту своему, -
      
            А потому, что явный вызов
            Условностям – в моих стихах
            И ряд изысканных сюрпризов
            В капризничающих словах.

            Во мне выискивали пошлость
            Из виду опустив одно:
            Ведь кто живописует площадь,
            Тот пишет кистью площадной.

            Бранили за смешенье стилей,
            Хотя в смешеньи – то и стиль!
            Чем, чем меня не угостили!
            Каких мне не дали «pastilles»*… 
            *  -  (пилюли)
            
   27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был провозглашён «королём поэзии». Второе место занял Владимир Маяковский. Северянин, как и многие не принял революцию и в марте 1918 года уехал в Эстонию. Живя за пределами России, поэт выпустил несколько книг: «Вервена» (1920), «Менестрель» (1921), «Фея Eiole» (1922), «Падучая стремнина» (1922), «Соловей» (1923),  «Роса оранжевого часа» (1925), «Колокола собора чувств» (1925), «Классические розы» (1931), «Адриатика» (1932), переводил стихи эстонских авторов.

   Игорь Северянин остро чувствовал разлуку с родиной, мечтал вернуться.
   Он прожил короткую яркую жизнь настоящего поэта, глашатая своего времени. А каким видели это время другие творческие люди России?
   11 февраля 2021 года памятная дата – 110 лет со дня рождения инженера, мемуариста, заключённого - Дмитрия Панина. Вот как он описывал первые годы после революций 1917 года.

    Так называемая «февральская революция» ознаменовалась в моей детской памяти резким нарушением порядка, вежливости, обходительности. Началась эра грубости, ругани, хамства, зловещих митингов, грязных не подметённых улиц, налузганных под ногами семечек, застреленных собак, валяющихся на кучах снега, потерявших выправку солдат, шатающихся толпами, напряжённых разбойничьих лиц вооружённых молодых людей; исчезновения городовых, непрестанного звучания слова «слабода», оправдывающего любую низость. Вслед за этим позором, как из рога изобилия посыпались обыски, облавы, аресты, расстрелы… началась разруха, голод, холод…

    Таким оказался фон, действительность за окном у поэта Игоря Северянина.
Но поэта ожидал ошеломительный успех в тиражах его книг. По данным на конец 1918 года было продано свыше 31000 экземпляров  1 тома «Громокипящий кубок». Том 2 – «Златолира» -шесть изданий и тираж 9800 экземпляров. Том 3 – «Ананасы в шампанском», четыре издания с 195 года – 12960 экземпляров! Следующие тома поэта также имели большой успех. Общий тираж  произведений Северянина достиг внушительной цифры – 86 138 экземпляров! Какими стихами был обусловлен такой успех?
      
        - Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
          ……………………………………………………
          Я сливочного не имею, фисташковое все распродал,
          Ах, граждане, да неужели вы требуете крэм-брюле?
          Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа
          На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирэле.
    Или вот ещё:
          Затянут в чёрный бархат, шоффэр – и мой клеврет –
          Коснулся рукоятки, и вздрогнувший мотор,
          Как жеребец заржавший, пошёл на весь простор,
          А ветер восхищённый сорвал с меня берэт…

    Именно так, для простого народа, чтобы быть ближе к нему в вывертах слов, когда вместо шофёра пишется в строку «шоффэр». Так «изысканее».
И его набившие оскомину, ставшие нарицательным строчки:
          Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
          Удивительно вкусно, искристо и остро!
          Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
          Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

    Это один стиль Северянина, и лично мне приходят ассоциативно на память некоторые строки уже Владимира Маяковского в таком же девизном, глашатайном стиле. Вопрос: а не позаимствовал ли последний после успеха Северянина этот стиль в своём творчестве?
    В тот рубежный 1913 год дому Романовых исполнилось 300 лет, Северянину – 26, Маяковскому – 20, Есенину и того меньше – 18 лет! Славному вождю русских символистов Брюсову осталось жить 11 лет, а Александру Блоку ещё предстояло написать «Двенадцать» и «Скифы».
   Но был и другой, лиричный Игорь Северянин, написавший много красивых строк, лирически утончённый поэт.
                …Люблю октябрь, угрюмый месяц,
                Люблю обмершие леса,
                Когда хромает ветхий месяц,
                Как половина колеса…
   Или вот эти строки:
                Вы помните прелестный уголок –
                Осенний парк в цвету янтарно-алом?
                И мрамор урн, поставленных бокалом
                На перекрёстке палевых дорог?

   Такое впечатление, что написал эти замечательные строки совсем другой, умный, образованный в искренних чувствах человек. Он тонко подмечает красоту природы в традициях русской поэзии и литературы.
   Но в его творческом портфеле мы находим и такие помпезные бравурные строки триумфатора:
               Я, гений Игорь Северянин,
               Своей победой упоён:
               Я повсеградно оэкранен!
               Я повсесердно утверждён!
   Перу Игоря Северянина принадлежит интересное стихотворение, в котором автор мастерски демонстрирует свой творческий талант. Речь идёт о сонете, заключенном в акростих «В-А-Л-Е-Р-И-Ю Б-Р-Ю-С-О-В-У.
   И всё же одним из лейтмотивов творчества Северянина стала ироническая подача материала перед зарвавшейся толпой современников из числа богатых сытых обывателей.
               Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
               Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
               Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
               Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В поэтическом наследии Игоря Северянина много лирических, красивых стихов. Помните, известные строки:

               "ЭТО БЫЛО У МОРЯ…" (поэма-миньонет), 1910г.

                Это было у моря, где ажурная пена,
                Где встречается редко городской экипаж,
                Королева играла – в башне замка – Шопена,
                И, внимая Шопену, полюбил её паж…
И, наконец, не могу пройти мимо этих замечательных строк:

                «СИРЕНЕВЫЙ НОКТЮРН»

                В твоём саду бокальчики сирени
                Росою наполняют смеющийся Июнь,
                И сердце утопает в мелодиях курений,
                И сердце ускользает в развеянную лунь…

   Игорю Северянину принадлежат стихи – медальоны, посвящённые известным творческим публичным современникам поэта. Так мы находим стихи к Есенину, Блоку, Ахматовой, Зощенко, Брюсову, Бунину, Гиппиус, Горькому, Цветаевой. Безусловно не всем пришлись по нраву эти строки, в которых автор на всеобщий суд открывал личную жизнь и даже сокровенные чувства некоторых в их личной жизни. Кому это понравится?
   Возможно по этой причине Анна Ахматова в своей книге «Десятые годы» Издательства МПИ, Москва, 1989г., в письмах о 1910 годе, так упоминает о Северянине:
   «Конечно, в это, как и во всякое другое время, было много безвкусных людей, (например), Игорь Северянин и дутых репутаций, - подозрительна также «слава» Брюсова». Вот таким было мнение Ахматовой о Северянине.

   Умер поэт в 1941 году 20 декабря в оккупированном фашистами Таллинне.

                Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
                Не предавал тебя ни мыслью, ни душой…

   Сам он мог смело и скорбно написать о себе, о своём творчестве, обыграв знаменитые строки из стихотворения «Розы» Ивана Петровича Мятлева, острослова, стихотворца-любителя, чьи стихи и куплеты ценили Пушкин, Вяземский, Лермонтов.

                Как хороши, как свежи будут розы,
                Моей страны мне брошенные в гроб!

   Именно эти строки выбиты на его могильной плите на русском Внутреннем Городском кладбище в Таллинне.

PS В одном из своих стихотворных произведений поэт обозначил себя, как «экофутурист».

NB. Каждый год на Внутреннем Городском кладбище Таллинна в день рождения и смерти поэта Игоря Северянина собираются люди, поклонники таланта, литераторы, чтобы почтить память и возложить живые цветы на его могилу.

     Исследуя творчество Игоря Северянина, я написал два стихотворения, посвятив их мастеру поэтической строки. Они опубликованы на моей страничке портала стихи.ру:
это стих «Северянин» и «Ода».

 В материале записки использованы следующие источники:

1. Судьбы поэтов серебряного века, М., Из-во «Книжная палата» 1993г.,
2. Игорь Северянин, Лирика, Ленинград, Изд-во «Детская литература,1991г.,
3. Игорь Северянин, Лирика, Минск, Изд-во «Харвест» 1999г.,
4. Анна Ахматова, Десятые годы, М., Изд-во МПИ, 1989г.

        Февраль2021г.      


Рецензии