15. 7 Четыре круга в человечестве

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского, слова Г.И. Гурджиева:
 
(стр.389) «Ранее, когда мы говорили об истории человечества, было указано, что жизнь человечества,  к которому мы принадлежим, управляется силами, исходящими из двух источников: во-первых, это влияние планет, полностью механичные и воспринимаемые как массами людей, так и отдельными индивидуумами совершенно невольно и безсознательно; во-вторых, из внутренних кругов человечества, о существовании и значении которых большинство человечества даже не подозревает, как  не подозревает оно и о влиянии планет.

Человечество, к которому мы принадлежим, то есть всё историческое и доисторическое человечество, известное науке и цивилизации, составляет лишь внешний круг человечества, внутри которого существует ещё несколько кругов.

Внутренний круг называется «эзотерическим». Он состоит из людей, которые достигли высочайшего уровня развития; каждый из них обладает индивидуальностью в самой полной степени, то есть неделимым Я, всеми формами сознания, возможными для человека, полным управлением состояниями сознания, всецелым знанием, доступным человеку, свободной и независимой волей. Они не могут производить действия, противоречащие их пониманию, или обладать пониманием, которое не проявляется в действиях. Вместе с тем среди них нет разногласий, нет различий в понимании. Поэтому их деятельность вполне согласована и ведёт к общей цели без всякого принуждения; ибо она основана на одинаковом понимании.

Следующий круг называется «мезотерическим» или средним. Люди, которые принадлежат к этому кругу, обладают всеми качествами, присущими членам эзотерического круга; единственная разница здесь в том, что их знание имеет более теоретический характер. Это, конечно, относится к знанию космического масштаба. Они  знают и понимают многое такое, что не находит выражения в действиях; они знают больше, чем делают.

Но их понимание столь же точно, как и понимание членов эзотерического круга; поэтому оно совпадает с ним. И между ними также нет разногласия, нет непонимания. Один из них понимает так же, как понимают все, и все понимают так же, как и один. Но, как было сказано ранее, их понимание, по сравнению  с пониманием эзотерического круга, более теоретично».

                Одни (внутренний круг) просто действуют, другие (средний круг) теоретически обосновывают их действия?

«Третий круг называется «экзотерическим», то есть внешним, и представляет собой внешний круг внутренней части человечества. Принадлежащие к этому кругу обладают многими особенностями, свойственными людям, входящим в эзотерический и мезотерический круги; но  их космические знания носят более философский характер, то есть более абстрактны, чем знания мезотерического круга; член мезотерического круга вычисляет, а член экзотерического круга созерцает. Их понимание не выражается в действиях; но и в их понимании нет различий: что понимает один, понимают и все остальные.

В литературе, которая признаёт существование эзотеризма, человечество обычно делится  только на два круга: «экзотерическим» кругом, в противоположность «эзотерическому», называют обычную жизнь. На самом деле, как мы видим, «экзотерический круг» - нечто от нас далёкое и весьма  высокое. Для обычного человека это уже что-то «эзотерическое».

«Внешний круг» - это круг механического человечества, к которому принадлежим и мы и который только и знаем. Первый признак этого круга заключается в том, что среди принадлежащих к нему людей нет и не может быть общего понимания; каждый понимает по-своему, и всё понимают по-разному. Этот круг называют иногда кругом «смешения языков», то есть кругом, в котором каждый говорит на своём собственном языке, где никто не понимает друг друга и не старается, чтобы его поняли. В этом круге взаимопонимание  между людьми невозможно, кроме редких, исключительных моментов или предметов, не имеющих особого значения и не выходящих за пределы данного бытия. Если люди, принадлежащие к этому кругу, осознают это отсутствие общего понимания и обретают стремление  понять и быть понятыми, тогда это означает, что они  обладают неосознанным стремлением ко внутреннему кругу, ибо взаимопонимание начинается в экзотерическом круге и возможно только там. Однако осознание отсутствия понимания обычно приходит к людям в совсем иной форме.

Итак, возможность понять нечто зависит у людей от возможности проникнуть в экзотерический круг, где начинается понимание.

Если  представить человечество в виде четырёх концентрических кругов, то можно вообразить на окружности третьего круга четыре входа в третий внутренний круг; через них могут проходить люди механического круга.

Входы соответствуют четырём описанным ранее путям.

Первый путь – это путь факира, путь человека номер один, человека физического тела, инстинктивно-двигательного-чувственного человека без особого развития ума и сердца.

Второй путь – это путь монаха, религиозный путь, путь человека номер два, с преобладанием эмоций. Ум и тело не должны быть слишком сильны.

Третий путь – это путь йогина, путь ума, путь человека номер три. Сердце и тело  не должны быть слишком сильными, иначе они станут препятствиями на этом пути.

 Кроме этих трёх путей существует ещё и четвёртый  - для тех, кто не в состоянии идти ни одним из первых трёх путей.

Фундаментальное различие между первыми тремя путями (то есть путями факира, монаха и йогина), с одной стороны и четвёртым, с другой, заключается в том, что первые три пути связаны с постоянными формами и общественными институтами, которые на протяжении долгих исторических периодов почти не менялись. В основании этих институтов лежит религия. Там, где существует школа йоги, они по внешности почти не отличаются от религиозных школ. В различные периоды истории в разных странах существовали и продолжают существовать всевозможные общества  или ордена факиров. Эти три традиционные пути суть постоянные пути, ограниченные нашим историческим периодом.

Два-три тысячи лет назад существовали и другие пути, ныне не существующие; а те, которые существуют сейчас, не были так разделены и примыкали друг к другу значительно ближе».

                Речь идёт об мистериях?

«Четвёртый путь отличается от старых и новых путей тем, что он не бывает постоянным. Он не имеет постоянных форм, с ним не связаны какие-либо общественные институты. Он возникает и исчезает, управляемый своими собственными законами».

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы.

 


Рецензии