12. Открытки Тихомировых. 1911г. Зимний дворец

     Сохранившиеся открытки 1911 года сами по себе настолько интересны, что приходится посвятить им отдельные главы.

     Первая, пришедшая из Санкт-Петербурга 22 март 1911, открытка с цветной (раскрашенной?) фотографией с видом Зимнего дворца снятого со спуска к воде со львами. Видна ограда дворцового сада. Письмо простое, поздравительное.

Восточная Ж.Д.
Ст.Назия.
Василию Афиногеновичу
г-ну Тихомирову
            Дорогой Вася
            поздравляю тебя съ
            днем Ангела
            и желаю на
            много много ле
            тъ благоденств
            и добрую Дуничку
            позд с д. именин
                А.И.Огородник

      Открытка выпущена акционерным обществом Гранберг в Стокгольме
полное название издательства — «Акционерное Общество Гранберг в Стокгольме». Деятельность издательства была весьма масштабной (более 8000 наименований). Основная масса изданных открыток — репродукции с картин художников передвижников. (http://postcards.sgu.ru/ShowPublisher.php?var=8).

     Несколько объектов, отраженных на открытке, сегодня выглядят совершенно иначе. Так видны: ограда дворцового сада, отсутствует мост, видна высокая башенка на крыше.

     Сад и ограда появились не сразу. Вначале у западного фасада дворца располагалась площадка для развода дворцовых караулов. Сад был заложен в рамках работ по обеспечению безопасности царской семьи после покушения народовольцем С.Н. Халтуриным в 1880 году на Александра II - взрыва в подвале Зимнего дворца, под обеденной залой. Взрыв не принёс желаемых террористами результатов — Александр II не пострадал, вместо него погибли 11 солдат— героев недавно закончившейся русско-турецкой войны, за своё отличие зачисленных на службу в императорский дворец и нёсших службу во дворце, 56 человек ранено. После покушения Халтурин перебрался в Одессу, где в 1882 году участвовал вместе с Н. А. Желваковым в убийстве прокурора В.С. Стрельникова. Желваков выстрелом из пистолета в упор смертельно ранил Стрельникова, а Халтурин, переодетый извозчиком, не смог помочь Желвакову скрыться. Они оба были задержаны прохожими. Желваков и Халтурин, назвав следствию ложные имена, были по распоряжению Александра III преданы военно-полевому суду и повешены 22 марта 1882 года неопознанными в ограде Одесского тюремного замка.

     Строительство сада было начато 1896 году. Отсыпан грунт, поверхность была поднята примерно на метр. Ограда была установлена только в 1902 году, еще до строительства постоянного Дворцового моста, его начали строить в декабре 1911 года. Пристань со львами находилась там, где сейчас проходит весь транспорт на мост, ее перенесли к Адмиралтейству при строительстве постоянного моста. 
После революции ограда разрушена, вензеля и герб Российской империи были сбиты. Восемь звеньев решётки были демонтированы и в 1925—1926 годах установлены в качестве ограды Сада 9-го Января на проспекте Стачек.

     Долго искал, как выглядело пространство между Дворцом и Адмиралтейством.
На репродукции с картины художника Беггрова хорошо виден Дворцовый проезд, молодые деревья, еще не этого сада, а сквера у Адмиралтейства, и спуск к Неве как они выглядели в 1881 году из окон Зимнего дворца. На заднем плане виден Николаевский мост (так назывался Благовещенский мост в период с 1855 по 1918). Дворцового плашкоутного моста невидно, он чуть правее.
     Алекса;ндр Ка;рлович Бе;ггров  человек с очень интересной судьбой, русский живописец-маринист, академик и почётный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. В чине прапорщика Корпуса инженер-механиков поступил на службу на Императорский Балтийский флот и отправился в плавание на фрегате «Ослябя», а затем на фрегате «Александр Невский». При возвращении в 1868 году «Александр Невский» потерпел крушение у берегов Дании и затонул. Пожилой художник главного морского штаба маринист Алексей Боголюбов, которому были заказаны две картины, изображавшие гибель фрегата, выполнял их по рассказам и эскизам свидетеля кораблекрушения, спасшегося с частью экипажа, Александра Беггрова. Будучи офицером винтового фрегата «Светлана», Беггров сопровождал Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании в 1871—1872 годах. В 1874 году Беггров выходит в отставку и уезжает в Париж. Во Франции он знакомится с группой русских художников-передвижников (в том числе с Репиным, Савицким и другими). С 1874 года Александр Беггров участвует в выставках Товарищества передвижных художественных выставок и в 1876 году становится полноправным членом Товарищества. В 1878 году А.К. Беггров назначается художником Морского министерства. С 1906 года безвыездно живёт в Гатчине. Последние полтора года жизни из-за тяжелой болезни был вынужден оставить занятия живописью. В 1912 году пожертвовал Императорской Академии художеств 63900 рублей для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам». В ночь с 14 на 15 апреля 1914 года Александр Беггров, измученный неизлечимой болезнью, покончил с собой выстрелом в сердце.
     На фотографии плашкоутный мост, впервые построенный в 1727 году у Сенатской площади. Фотография не ранее 1986 гола, так как тогда его перенесли на место будущего строительства постоянного Дворцового моста. В 1912 плашкоутный мост возвращен к Сенатской площади и там, в 1916, сгорел.
     Строительство мостов дело не быстрое. Дворцовый постоянный мост задумывался еще в 1882. До конкурса проектов дело дошло в 1901 (сразу по двум мостам: Дворцового и Большеохтинского). Потом помешали Русско-Японская война и революция 1905 года.
     В 1908 году обсуждался вопрос о трассе моста. Где строить: по трассе Исаакиевского наплавного моста, против арки здания Адмиралтейства; против истока Зимней канавки (с заключением её в трубу) с въездом на мост под аркой Эрмитажного театра; по оси Мошкова пер. и прочее, и прочее. Пока строили, началась Мировая война. Пешеходное движение открыли в 1915г. В 1916 приняли решение открытии движение по недостроенному мосту. Сделали деревянные перила, Дощатый настил разводной части, на неразводных пролетах была торцовая мостовая. Движение началось с 23 декабря 1916 года. Чугунные перила появились только в 1939г.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Дворцовый_мост

     На открытке удивляет башня, возвышающаяся над крышей рядом с Телеграфной шестигранной башенкой, теперь ее нет. Это высокая стройная лифтовая башня, чем-то напоминающая Александрийскую колонну, появилась в 1886 году. Там разместили оборудование гидравлического лифта, «подъёмника», установленного на лестнице. В 1895 году к этой башне подвели воздуховоды из жилых помещений, и она стала вентиляционной. Однако после появления нового, более совершенного лифта и реконструкции системы вентиляции нужда в ней отпала. В 30-х годах двадцатого века её разобрали (https://excursovod-spb.livejournal.com/16408.html).


Рецензии