14. Открытки тихомировых. 1911 г. Пароход Валаамъ

     Следующее письмо пришло из Царского Села в Тихвин. Написано 24 октября, два почтовых штампа «ЦАРСКОЕ СЕЛО 25.10.11» и штамп «ТИХВИН НОВ 26.10.11» Открытка отпечатана книжным магазином в Сортавале.

     Письмо раскрывает несколько новых фактов.
Во-первых, адресовано в г. Тихвин (тогда Тихвин входил в Новгородскую губернию) – переезд, новое назначение? На станции Назия Тихомиров служил более двух лет.

     Во-вторых, открытка написана и подписана мамой, но мать Василия Варвара Ивановна жила вместе с ним.

     Третье, автор едет «дня на 3 на щот земли». С одной стороны, это говорит об экономических действиях и состоятельности, с другой о малой грамотности, что почерк и подтверждает.

Город Тихвин
Василию Афиногеновичу
Г-ну Тихомирову
           24-го окт
           Дорогия Вася Дуня и Зоя
           шлю сердечный
           приветъ. я
           еду  въ Манту
           рово(?) дня на 3
           на щотъ земли
           когда вернусь
           то напишу
           вам подроб
           Желаю здоровь
                ваша Мама
                Письма я ваши
                получила очень рада что
                вы пишите

     Кто едет: мать или тёща? Куда ехала? Почему открытка с видом Валаама?

     На сайте rivertourist.ru - Форум речных туристов в теме «Пароход на Валаам» рассказано:
     «Первым основателем линии пароходного сообщения был Петр Николаевич Вышинский. В 1843 году он пустил свой пароход "Валаам" от пристани близ Смольного монастыря. Этот пароход совершал рейсы только одно лето, потому что имел слишком медленный ход. В следующем году он был заменен пароходом "Петр Великий". В 1854 году П.Н. Вышинский передал это дело Эммануилу Нобелю (отцу Альфреда Нобеля), который в свою очередь передал пароход в общество Северного пароходства. Однако так как судно не отличалось хорошими ходовыми качествами, а на Ладожских линиях появилась конкуренция, то общество, находя это дело невыгодным, прекратило свои рейсы. В начале 60-х годов главными конкурентами были компания "Легкого Невского пароходства" господина Тайвани и "Сердобольское или Финско–Ладожское общество"– пароход "Валамо" (90 сил – самый мощный на Ладоге, до 280 пассажиров, 150 метров в длину, построен в Англии в 1859 году). У Тайвани на линии Валаам – Сердоболь (Сортавала) ходил пароход "Летучий" (до 300 пассажиров, 156 метров в длину, построен в 1845 году) и "Чайка" (эксплуатировался с 1860 по 1862 год, когда этот пароход сел на мель). Дорога на Валаам и обратно занимала четыре дня. Вероятно, в 40-х годах регулярного сообщения не было, а с 1850-го пароходы ходили сначала один раз, затем два раза в неделю. Стоимость поездки в конце 50-х годов составляла примерно 20 – 25 рублей, что было совсем недорого. На судах были каюты и места для пассажиров 2-го и 3-го класса. Как писал один из паломников: "Кое–кто спал, завалившись под полушубок или рогожу на носовой половине палубы и под енотовые шинели и шубы на кормовой ее половине. Работал буфет, а в кормовую каюту лакей мог принести ...зеленые щи, микроскопической величины благодетельные бифстексы и жаренного цыпленка, разбитого пополам...". Для жителя Петербурга подобное путешествие было восхитительным, особенно при воспоминании о возможной тряске в дорожных тарантасах. И земным раем кажется тогда всякий пароход , пусть даже под вашим носом будут расставлены кадушки с сельдями, с маслом."..» …   «В 1896 году Валаамский монастырь приобрел уже в частную собственность большой товаро-пассажирский пароход "Ладога", также переименованный при покупке в «Валаам».»

     Это тот пароход «ВАЛААМЪ», что изображен на открытке. На сайте несколько фотографий этого парохода.

     «Он был рассчитан на 450 пассажиров, но при необходимости мог брать на борт до 600 человек. В июле и августе, когда в обители отмечались главные престольные праздники, такая необходимость возникала постоянно.» 

     Однако, на часть вопросов, возникших при чтении этой о открытки, есть ответы в открытке, посланной через 2,5 месяца в Царское село. 

Царское-Село
Угол Госпитальн
И Магазейной ул.
Дом Матвеева
Ульяне Родионовне
Г. Елисеевой
              Дорогая Мама!
              Я Зоя и Вася
              Поздравляем
              тебя с Новым
              годом желаем
              всего хорошего а
              главное здоровья
              я тебе писала закры
              тое письмо незнаю
              получила ты или
              нет. Крепко целу
              ем.
           Твои Дуня Зоя и Вася

    Угол Госпитальной и Мангазейской улиц в 800 метрах от парка и в одном километре от дворца. Название «Магазейная улица» появилось в начале XIX века по располагавшимся вдоль неё магазейнам - складам-магазинам. В 1911 году существовал также вариант «Магазинная улица». И Госпитальная и Магазейная улицы в Пушкине сохранились. Возможно ли, что дом 78/32 – это тот дом, в котором жила мать Дуни Ульяна Родионовна Елисеева?


Рецензии