О категории жизнь
Гегель ввел категорию жизнь в Логику. Таким образом, был разрешён, во-первых, важнейший вопрос; куда же относится этот «термин»; к разделу ли «философии духа», «природы» или, как оказалось впоследствии, к Логике. Во-вторых, стало понятно, что всё движение категорий впадает, подобно впаданию рек, в данную категорию, что, в своем роде, она, одновременно становится и завершением Логики и её истинным, наполняющим всё собой основанием. В этой связи, для постижения этой «науки наук», когда вся работа по доказательству приведения к категории «жизнь» остальных, всех отвнутренних, сущностных категорий с избытком уже проделана, главной задачей может теперь быть поставлено именно это всеобщее и всевбирающее со стороны завершённости, понимание круга жизни; оживотворения и исключения жизненности, это единство «всё и ничто», абсолютного и относительного... Преподавание Логики, потому, в случае, если сам разум взыскующий совершенного проникновения в вещи ещё сохраняет в себе, эту всеобщую основательность и причастность, может теперь совершаться гораздо скорее и проще, чем это могло иногда показаться при первом взгляде на «устрашающий, многостраничный кирпич» с одноимённым названием. Кроме того, становится невозможным перевернуть Логику, сократить или как то обрезать. Идея становится жизнью для понимания. В качестве таковой она есть источник всякой конкретности и действительности; она,- абсолютная суть, сладость познания, цель, основание и причина,- первое,- а смертельная пустота, тяжестность есть лишь последствие отчуждения от неё.
Цитаты:
ЖИЗНЬ = ИДЕЯ
«Непосредственная идея есть жизнь. Понятие реализовано как душа в некотором теле, по отношению к внешности (;u;erlichkeit) которого душа есть непосредственно соотносящаяся с собой всеобщность.» (см. «Энциклопедия Философских Наук» Том 1).
ЖИВАЯ ЖИЗНЬ = АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ
«Идея как процесс проходит в своем развитии три ступени. Первая форма идеи есть жизнь, т. е. идея в форме непосредственности. Второй ее формой является форма опосредствования или различенности (Differenz), и это есть идея как познание, которое выступает в двойном образе, в образе теоретической идеи и в образе практической идеи. Процесс познания имеет своим результатом восстановление обогащенного различием единства, и это дает третью форму — форму абсолютной идеи; эта последняя ступень логического процесса оказывается вместе с тем подлинно первой и лишь через посредство себя сущей ступенью.» (см. «Энциклопедия Философских Наук» Том 1.)
ЖИЗНЬ = ПОНЯТИЕ
«Жизнь на самом деле так мало представляет собой нечто непонятное, что в ней мы имеем перед собой само понятие, или, говоря точнее, существующую как понятие непосредственную идею.» (см. «Энциклопедия Философских Наук» Том 1.)
«Живое есть, правда, наивысший способ существования понятия в природе» (см. «Философия природы»).
ЖИЗНЬ = СУЩНОСТНОСТЬ
«Но, что же такое сущность? Не что иное, как жизненность. А что такое действительная жизненность? Не что иное, как целый организм.» (см. «Философия природы»).
«…жизнь заключается в том, что живое является. Натурфилософы не достигают жизни, потому что не доходят до ее явления, а останавливаются на мертвой тяжести.» (см. «Философия природы»)
ЖИЗНЬ = СУБЪЕКТИВНОСТЬ
«жизнь по существу своему есть субъективность, живое» (см. «Лекции по философии религии прочитанные 1827г.)»
Ссылка на схему: https://vk.com/club186985692?z=photo-186985692_457239..
«Мысль включить ж и з н ь в логику понятна – и гениальна…» (см. В. И. Ленин «Философские тетради»).
Свидетельство о публикации №221021600847