Первомайская демонстрация

История, которую я хочу рассказать, произошла в 1987 году, во время первомайской демонстрации. После окончания школы, я начал обучение в Новочеркасском Ордена Трудового Красного знамени Политехническом институте имени Серго Оржоникидзе.
Этот Институт являлся кузницей Инженеров для Юга России, но в силу наличия в Советском Союзе системы распределения молодых специалистов, выпускники НПИ трудились на просторах всего СССР и их диплом был весьма уважаем. Доказательством этого было не только наличие двух конструкторских бюро работающих на Космос, но и история создания самого Института. В царской России было принято решение построить несколько Высших учебных заведений. Согласно Высочайше утверждённому 2 марта 1907 г. положению Совета Министров, было установлено: «признать целесообразным учреждение Донского Политехнического института в городе Новочеркасске в составе отделений: горного, инженерно-мелиоративного, механического, химического и коммерческого, предоставить министру торговли и промышленности открывать таковые отделения по мере надобности и в зависимости от имеющихся средств» (3 ПСЗ. Т. 27. № 28966). Усилиями командированных из Варшавского политехнического института служащих был сформирован первый педагогический коллектив ДПИ во главе с директором - доктором математических наук, профессором Н.Н. Зининым. Большая Советская Энциклопедия писала: " В 1973/74 уч. г. обучалось ок. 22 тыс. студентов, работало 1,5 тыс. преподавателей, в т. ч. 38 проф. и докторов наук, св. 500 доцентов и кандидатов наук. Н. п. и. имеет право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации"
Одним из первых моих знакомств с НПИ стала абитуриентская практика, сразу после вступительных экзаменов. Это была работа в столярной мастерской, напротив Главного корпуса. Мы вместе с Александром Пряжниковым, оба после неудачного поступления в Военные училища по состоянию здоровья так сказать, работали по очищению здания мастерской от накопившейся стружки. И уже позднее, когда мой старший сын Ярослав, пойдя по стопам своих предков поступил в ЮРГТУ(НПИ), я узнал что Мы с Александром очищали от мусора Советской хозяйственной деятельности, Католический костёл, построенный на против Главного корпуса, для тех самых Командированных из Варшавы служащих. Анализируя эти события, я могу предположить, что это либо был божий промысел либо подготовка моего возращения на Этническую Родину моих предков.
В ряду красных дней календаря, официальных праздников Советского Союза, выделялся Первомай. Думаю, что весеннее настроение, желание людей после зимы, выйти на улицы, а после неминуемое празднование на природе с шашлыками и водочкой, делало 1 Мая, всенародным праздником. Мы студенты, первый раз принимали участие в этом шествии трудовых и студенческих коллективов в качестве самостоятельных взрослых людей. Нашу колону в составе Строительного факультета вёл Заведующий кафедры Водоснабжение и Водоотведение Доцент Рождов Иосиф Наумович.
Этот человек удивлял меня своей жаждой к познанию профессии. Мне не раз посчастливилось присутствовать при общении этого Учёного со своими выпускниками, как правило директорами, главными инженерами или начальниками производственно- техническими отделами. Особым наслаждением было наблюдать за розговом сразу всех этих специалистов со своим учителем. Ведь вторым  фактором успеха выпускников, было особое чувство которое НПИ воспитывал в своих выпускниках. Для них не было важно, кто ты как личность, какая у тебя должность, для всех Нас было знаком качества всего спектра человеческих качеств, наличие Диплома НПИ. И что невероятное, но не смотря на то, что как говорят: "В семье не без урода", это отношение к выпускникам альма-матер, в нас не исчезало, при знакомстве с такими людьми. Причиной этому, тот факт, по мнению Иосифа Наумовича, что в НПИ поступали в большинстве своём дети из Донских  станиц, имеющие связь с Казачьим  укладом жизни их отношению к труду.
Я помню день, когда во время каникул зимних, Отец мой Комоцкий Вячеслав Генрихович, Главный инженер Управления Кавминводоканал, взял меня с собой на работу. Он старался в такие дни совершать объезд объектов, возможно он видел что мне это нравится, возможно просто понимал, что так мне будет более интересно проводить время с ним. В ожидании такой поездки я маялся у него в кабинете, в те времена на столе отца из вычислительной техники был только калькулятор, на проводе, а многие специалисты по прежнему использовали счёты. Помню, от рутинных разговоров, в смысл которых я не только не понимал, но и не имел такого желания, я что бы не слышать комплименты от сотрудников, залез под стол отца. И именно от туда я наблюдал картину. В кабинет зашла секретарь и сказала: "Вячеслав Генрихович, к Вам коллеги". В кабинет вошли двое, и Отец вместо обычного своего приветствия произнёс:
                "На камнях потемневших дочерна,
                На слоённой годами пыли,
                Кто-то вывел размашистым почерком,
                Я люблю тебя НПИ"
На лацкане пиджака одного из зашедшего в кабинет, Отец заметил небольшой значок с тремя священными для него буквами "НПИ". Как выяснилось у этих людей во время их командировки на ГАЗ 69 разбилось лобовое стекло. В условиях дефицита, да ещё и вдалеке от своего предприятия, для любого это было сильной проблемой, да ещё и зимой.  Они справедливо полагаясь на помощь коллег, заехали в Кавминводоканал. Напоив чаем, и оценив сложность ситуации в которой оказались НПИшники, Отец распорядился снять одну из двух частей лобового стекла со своей машины и установить её на машину его гостей. В тот день я не увидел сооружений на которые Отец планировал совершить объезд, но из под стола я мальчишкой увидел нечто большее, святое отношение к НПИ.
Мой Отец не единственный кто старался окружить себя выпускниками НПИ, и это небыли удобные для него люди, чего стоял его Главный Инженер Магомед Бастанов, но это были всегда специалисты высочайшего уровня.
И Рождов Иосиф Наумович, приезжая в командировку в любой водоканал, всегда был окружён не только вниманием директоров и главных специалистов, но и многих других его учеников работающих в коллективе. И его отличительной особенностью, было отсутствие видимости его превосходства. Он умел расположить к себе и Мы все его ученики, делились с ним своими наблюдениями, иногда открытиями в нашей профессии, а он как губка впитывал всё услышанное, что бы выжать на головы своих студентов живительную влагу аккумулированных им знаний.
Во время шествия по Новочеркасскому проспекту от Новочеркасского Кафедрального собора, мы часто останавливались и у нас было время для бесед.  Во время такой беседы, обсуждая Сочинский Водоканал, в котором в это момент работало 80 выпускников НПИ, под руководством Директора Ракульцева и Главного инженера Мащицкого, а в колоне со мной находился сын Ракульцева и дочь Мащицкого, я спросил Иосифа Наумовича, почему столь успешную практику подготовки кадров не используют другие водоканалы?
Иосиф Наумович ответил мне притчей.
Когда у Келдыша спросили журналисты: "Почему две сверх державы США и СССР осваивают Космос, но США послали человека на Луну, а СССР нет?" Келдыш ответил: "Нет человека". Журналисты удивились: "Как, нет человека, который хотел бы полететь на Луну?", "Нет, нет человека, которому бы это было нужно"-ответил Келдыш.
Я в своей работе, всегда смотрел есть ли человек, которому нужно, что бы я полетел на Луну, и сам старался людям, для которых в силу своей должности я был таким человеком", показывать своё твёрдое убеждение намерении отправить их для покорения ими Вселенной профессии которую мы выбрали сами, или кому на неё указали Родители.


Рецензии