Витиеватая история-как Маша музыке училась...

Неожиданные вещи случаются в моей жизни на всём её протяжении. Хотя что  может быть в нашей жизни ожидаемо? Ничего.

Я хочу рассказать вам  одну витиеватую историю- целую историческую эпопею моего обучения игры на фортепиано, вернее, моих попыток научиться играть на пианино и что из этого вышло.

Нет, я совсем не музыкант и не знаток и вообще дилетант и вечный ученик. Но история,  произошедшая со мной и длящаяся  годы, не без интересна, весьма поучительна и с определённой долей юмора, что  совсем немаловажно.

В далеком советском прошлом, в моём прекрасном детстве, я будучи шестилетней девочкой, как тогда было принято, была отправлена мамой в музыкальную школу, учиться игре на фортепьяно. Пройдя прослушивания и получив вердикт, что слух у ребёнка есть, я была благополучно зачислена и стала гордой ученицей подготовительного класса детской  музыкальной школы .

Училась я, надо сказать,  довольно успешно. По сольфеджио у меня было даже отлично. По специальности, успехи были не выдающиеся, но какие-то были.

Хорошо помню, что моя учительница по специальности была дама средних лет, довольно высокая, со строгим серьёзным лицом, брюнетка с причёской а-ля кудряшка.  Звали её Татьяна с каким-то сложным отечеством, которое по прошествии времени забылось. Мне, как ребёнку,  она казалась не особо симпатичной. Наверняка она была неплохая женщина и может быть хорошей учительницей музыки. Но страшно скучная, нудная и какая-то бесцветная,  на мой тогда, детский взгляд . Учила меня игре на пианино не  интересно, помню безмерную скуку на её уроках. Я засыпала, боролась со сном и мечтала только об одном, чтобы это мучение побыстрее закончилось.

Будучи её ученицей мне не нравились наши уроки и понятно, почему. Я не снимаю вины с себя. Я ленилась, как любой нормальный ребёнок, была не особо прилежной и мотивированной. Однажды моя мама застала меня сидящей за пианино с ногами на клавиатуре. Это я так  упражнялась и "карпела" над выполнением домашнего задания, играя и руками и ногами. Просто виртуоз!

В этот момент моя дальнейшая судьба в музыке была решена. Мама с горечью признала, что её дочь однозначно не ждёт великое музыкальное
будущее, что меня совершенно не расстроило.

Было ещё одно интересное и немаловажное обстоятельство, которое необходимо упомянуть в моём рассказе.

Каждые полгода  в нашей музыкальной школе проходили отчетные концерты, в которых должны были принимать участие все учащиеся.  Как я боялась этих концертов, нервничала и переживала, сложно описать. Это было важное , торжественное и очень волнительное мероприятие, к которому все учащиеся готовились долго, прилежно и старательно. И я, как и все ученики школы занималась в особом режиме- режиме подготовке к заключительному отчётному концерту. По итогам концерта выставляли оценки,  это было очень ответственно.Я  репетировала, учила,  старалась как могла. Я помню, что меня даже хвалили.

Но когда приходило время концерта и я выходила на сцену нарядно одетая с обязательными белыми бантами в косичках и в праздничных белых колготках (обязательный атрибут, показатель торжественности происходящего момента) и красивом платье, очень взволнованная и серьёзная, садилась за фортепиано,  стоящее на высокой сцене в актовом зале нашей музыкальной школы, я вдруг превращалась в деревянного человечка. Я шла на глазах у всего зала и строгой комиссии, ноги мои становились ватными, я помню что я их совершенно не чувствовала от страха и волнения. Мои руки превращались в две деревянные культяпки, скованные страхом, как только я должна была начать играть. Помню, что я сидела перед инструментом ни живая ни мёртвая, боявшись взглянуть в зал. И в таком состоянии сильного волнения я начинала играть свою программу одеревеневшими  руками.

Как я могла сыграть, так волнуясь? Конечно же я играла плохо, значительно хуже, чем во время подготовки к концерту. Я допускала ошибки, там где раньше играла без запинок, сбивалась посредине исполнения. В Общем, позорилась по полной программе и получала соответствующие моему "мастерству" не высокие оценки. Можно себе представить, какой стресс переживал бедный ребёнок, то есть я. После концерта я долго плакала от обиды за плохую оценку, горечи провала и злости на себя. И сиё действо повторялось из концерта в концерт, из года в год при переходе в следующий класс.

Всё это сыграло роль и отбило у меня всякое желание и интерес к продолжению  обучения музыке в те года. Как 6-9 летний ребёнок может определить, что ему нравится или нет? Только по тому, интересно ему этим заниматься или нет, доставляет ему это удовольствие или нет. Мне было не интересно и продолжать эти мучения совершенно не хотелось.

Я могла бы рассказать ещё много интересного, но не хочу отягощать ваше внимание долгими воспоминаниями тех далёких времён. Скажу только, что моё обучение игре на фортепиано в детской музыкальной школе закончилось  ровно через три года после его начала. Произошло это по нескольким причинам.

Началось с того, что в нашей семье появился ещё один ребёнок и мои родители решили поставить кроватку для новорожденного в мою комнату, так как другого ,более подходящего места в нашей маленькой двухкомнатной квартире просто не было. По этой самой причине пришлось убрать из моей комнаты, взятое напрокат  пианино и освободить место для детской кроватки. Сакральная жертва случилась...

Ещё одна немаловажная причина завершения моего обучения в музыкальной школе в моём далёком детстве: я перешла в другую школу.  Маленькая Маша начала учиться в физико-математической школе, которая находилась далеко от дома. И мне, девятилетней девочке приходилось ездить на другой конец города на автобусах, что занимало немало времени.

Я не успевала посещать ещё и музыкальную школу. Честно говоря, я  радостно вздохнула, освободившись от этого груза, тяготившего меня.

С тех пор прошло много лет. Иногда, будучи ещё школьницей старших классов, я жалела, что не продолжила учёбу в музыкалке, бросила на пол пути. А иногда-нет, не жалела.  Жизнь шла своим чередом, всё менялось. Я взрослела. В моей жизни  происходили события -счастливые и не очень, события разного калибра и масштаба, изменившие мою жизнь кардинально и навсегда. Жизнь, в которой не было ни времени, ни возможности, ни сил, ни мысли о возобновлении моих занятий музыкой.

Я начала новую жизнь, в эмиграции и первые годы боролась за своё выживание  в новой стране, в прямом и переносном смысле этого слова. Я обустраивала  и организовывала свою новую жизнь.Не до музыки мне было совсем,и про игру на пианино я не вспоминала очень долго.

Но!
Всему своё время и это время пришло весьма неожиданно, спустя немалый срок, а конкретнее - целых 32 года!  Не удивляйтесь, такое тоже бывает.

На тот момент времени у меня была уже своя  семья- муж и маленький ребёнок( пока только один),сын  Дэвид. Нужно объяснить дислокацию и рассказать краткую  предысторию к истории. У меня,  как всегда, всё не просто и с витиеватыми изгибами судьбы.

Дело в том, что за за семь лет, до описываемых мной событий, по дороге на работу на автобане со мной случилось дорожно-транспортное происшествие, несчастный случай. В меня на маленькой скорости, слава Богу, так как мы стояли  в пробке,  въехала другая машина. Водитель был голландец, который по невнимательности, засмотревшись в карту (в те времена ещё не было навигаторов в машинах),так сказать “поцеловал” мою машину в зад. В результате этого " поцелуя", то есть сильного толчка сзади, я получила сотрясение мозга из за удара затылком о подголовник моего сидения.

Вы спросите, какая связь между дорожно- транспортным происшествием произошедшим со мной за семь лет до описываемого периода времени и моими занятиями музыкой? А связь есть и она самая прямая и непосредственная. Рассказываю дальше...

Юридические тяжбы между адвокатами длились долгих семь лет с множеством судов. Решение вопроса о моей “стукнутой” голове и доказательства вины противоположной стороны усложнялось тем, что въехавший в меня на автобане невнимательный водитель был голландцем. И в многочисленных судах, в юридических разборках столкнулось немецкое и голландское правосудие и долго бодалось друг с другом.

Наконец-то, спустя много лет , судебные тяжбы закончились. Вопрос разрешился и я получила выстраданное и долго ожидаемое справедливое возмещение ущербу моему драгоценному здоровью в виде довольно скромной денежной компенсации, в  недостойных моей  драгоценной головы , размерах. Но лучше получить хоть что-то, чем не получить ничего. Я была рада, что дело завершилось.

Именно эти деньги, полученные за мою пострадавшую
"стукнутую" голову в результате ДТП семилетний давности, было мной решено инвестировать в покупку пианино.

Неожиданный поворот. Да! 
Но:“ Деньги имеют обыкновение быстро заканчиваться и исчезать неизвестно куда. А пианино останется- это вложение навсегда”,-подумала я и была права.

 Я помнила и подсознательно жалела о прерванной учёбе в музыкальной школе в далёком детстве и потерянной возможности научиться самой создавать красивые музыкальные звуки и играть прекрасные мелодии на пианино. Мне хотелось вернуться к этому занятию, но я этого долго не осознавала, отталкивала от себя эти мысли и боялась не справиться.

Было принято решение о покупке цифрового пианино известной японской фирмы. Подходящий вариант был найден и прекрасно звучащий, драгоценный инструмент был наконец то куплен и торжественно доставлен в нашу квартиру.

Так в нашем доме появилось пианино. И с этого момента начался новый этап в моей жизни. Этап возвращения меня к урокам музыки. Если стоит инструмент в квартире, то было бы глупо не открыть его и не начать на нём играть. Правда, есть маленький нюанс- нужно уметь играть. А я играть не умела. Точнее сказать, навык приобретённый в детстве конечно же остаётся навсегда, но очень многое было потеряно и забыто.

Я не садилась за пианино более 30 лет, я его боялась как огня. Но желание попробовать снова и интерес, победили. Начала я заниматься самостоятельно по самоучителю. Стала вспоминать и восстанавливать навыки из далекого детства. У меня была небольшая помощь в виде моей приятельницы хорошо играющей на пианино и она мне немного помогала в самом начале. Приезжающие в гости подруги из России, привозили мне ноты. Процесс шел медленно мизерными шажками. Я напрочь забыла ноты, особенно басовый ключ и подписывала себе каждую нотку карандашом. Тем не менее я что-то сама пыталась разучить, вспоминалось  кое-что из детства.

В каждый свободный момент времени я садилась за пианино, разучивала и играла как могла и это доставляло мне огромное удовольствие. Я вспоминала старые вещи, которые играла в детстве, разучивала новые. Мне это нравилось и нравится до сих пор.

Тем временем родился мой младший сын Даниэль, возможности для  занятий музыкой естественно не прибавилось, но для меня это стало одним из видов отдыха, отвлечением от бесконечных домашних дел, суеты и рутины. Некая эмоциональная и психологическая разгрузка. Помню, как я садилась за инструмент поздно вечером, когда дети спали и в доме наступала тишина и покой. Я одевала наушники ,чтобы моё музицирование не мешало детям и мужу спать и с наслаждением разучивала сама какие-то несложные пьесы. Засиживалась до поздна, но когда у меня получалось и я слышала мелодию ,я
 была счастлива.

Этот период моего варения в собственном соку и попыток что-то сыграть и разучить самостоятельно длился еще долгое время,  лет шесть- семь. Пока не подрос  мой старший сын Дэвид и в семилетнем  возрасте не изъявил желание учиться игре на пианино. Я очень обрадовалась его порыву и под этим весомым предлогом начала искать нам учителя музыки.

Нам повезло. Мы познакомились с прекрасным человеком и профессионалом, с очень хорошим преподавателем музыки. За годы нашей совместной работы с ней, она не просто научила моего сына игре на фортепьяно. Она привила ему интерес к музыке и он до сих пор занимается, играет на пианино ,учится дальше и при этом получает  удовольствие.

Я напросилась к ней в ученицы через пол года нашего знакомства. Она  начала со мной заниматься и учит до сих пор. У меня стало получаться и становилось всё интереснее и интересней, я шла и продолжаю идти  вперёд, получая от этого колоссальное удовлетворение. Не скрою, занятия музыкой  требует постоянной тренировки,  ежедневной игры на инструменте, прилежности, внимания и терпения. Но всё это даёт свои плоды и невероятное удовольствие, когда ты садишься за инструмент и из под твоих пальцев начинает звучать вполне складно красивая мелодия и ты понимаешь, что именно ты  создаешь её своими руками, своим умением. Это волшебное, не с чем не сравнимое, чувство .

Я  почти перестала подписывать себе  незнакомые ноты, потому что они стали мне знакомы. Я могу читать ноты с листа и разучивать сама понравившуюся мне пьесу, конечно же в облегченном переложении, но тем не менее я играю и классические произведения и современные композиции. Это огромное достижение для моего уровня. Мне очень далеко до мастерства и действительно реального умения играть на пианино. Но на моём очень  любительском  уровне, я играю как могу и получаю  от этого удовольствие и позитивную энергию.

Для меня игра на пианино это некий уход от ежедневных проблем, приятная смена занятий. Это вид отдыха и возможность психологической разгрузки, получение позитива и удовольствия. Это любимое хобби, приносящее  чувство радости и удовлетворения. Игра на пианино это и интеллектуальная нагрузка и механическая тренировка памяти пальцев,  и некая самодисциплина, положительно влияющая на настроение и здоровье.

Самое интересное и немаловажное, эта удивительная женщина-наша учительница музыки совершила невозможное. Она сумела переломить мой страх перед игрой на публике, уговорила  меня выступить на новогоднем заключительном концерте  перед учениками и их родителями. Я сопротивлялась и отказывалась как могла. Но она была настойчива и терпеливо объясняла , что всё у меня получится.

Она подбадривала, успокаивала, помогала и  вселяла в меня уверенность в себе. Я с трудом переборов себя и преодолев свой закоренелый детский страх и комплекс, в очень  взрослом возрасте  вышла на публику и сыграла на фортепиано выбранную и выученную мной пьесу. И всё получилось, я смогла! Я сделала это и была страшно горда собой. Сей подвиг был даже повторен мной неоднократно.

Наш преподаватель, наш музыкальный гуру, наша любимая учительница музыки и просто прекрасный добрый и умный человек, действительно умеет научить игре на пианино и детей и взрослых. Находит правильный подход к каждому индивидуально. Она  хвалила меня с самого начала нашей совместной работы и хвалит до сих пор, что даёт мне огромный стимул , желание и интерес к продолжению занятиями музыкой. Ученик сам выбирает понравившуюся ему пьесу, что  очень важно.  Каждый раз после завершения наших занятий, я ухожу с улыбкой на лице с хорошем настроении и жалею, что время нашего урока так быстро пролетело.

К чему я это вам рассказала, друзья?
К тому, что не важно сколько нам лет, не важно чему мы учились или не учились в детстве, не важно, чего мы добились или не добились в жизни, не важно кем мы хотели стать, и кем стали. Важно, чтобы наши  сокровенные мечты, наши невоплощенные, нереализованные, затаённые и потерянные в течении времени желания, когда-то были обязательно найдены и реализованы в нашей жизни.

Это касается всего чего мы хотим, всего, что нас интересует и приносит удовольствие , радость и позитив. И совершенно не важно в каком возрасте это случится, главное- чтобы случилось. И не нужно ничего бояться, нужно верить в себя и дарить  себе эту возможность. Это совсем непросто, это тяжело и трудно, но так упоительно, увлекательно и интересно! Не  лишайте себя этого удовольствия!

А мне уже некогда, нужно бежать. У нас с  Дэвидом, как  всегда , раз в неделю встреча с любимой учительницей - наш урок музыки!

Идите за своей мечтой и будьте счастливы!


Maria Gor
19.01.2021.
M;lheim an der Ruhr


Рецензии
Вдохновляющее произведение! Я не училась музыке, боялась экзамена на проверку слуха (хотя он у меня был) и категорически заявила маме, что не хочу!
А теперь у меня муж музыкант, играет все что пожелаешь и я бы тоже хотела попробовать. Своим чудесным рассказом, Мария, ты меня вдохновляешь на подвиг покорения клавиш!
Особенно где ты написала, что подписывала ноты! Я тоже так могу! А то все думала - как же их запомнить???
Век живи - век учить, можно же подписать!

Вера Салганская   19.02.2021 00:24     Заявить о нарушении