Человек с дозиметром - часть 10 - Репатриация

Предыдущая часть:
http://proza.ru/2021/01/19/1133
===================
                Репатриация в Израиль.
               ("Чернобыльские" репатрианты.)

    Приближалась 5-ая годовщина аварии на ЧАЭС. Однажды по областному радио я услышал выступление архимандрита Гомельского, цитировавшего Откровение Святого Иоанна Богослова из Библии. Он читал то место Апокалипсиса, в котором говорится о падении на Землю звезды "Полынь". Ссылаясь на древнеславянские языки, в которых трава полынь называлась чернобылем, он говорил, что авария в Чернобыле и есть то падение звезды "полынь" на третью часть рек, от которого воды в этих реках сделались горькими и непригодными для питья, от чего умерло множество людей. Не берусь судить о верности этого предположения, не имея фактов, но ещё одно, написанное там же, говорило в его пользу - все евреи должны были собраться в Израиле, на Святой Земле. И, как бы хорошо мне не было в Гомеле, какие бы перспективы передо мной не открывались бы, я подчинился внутреннему зову вернуться на Землю Праотцев, иными словами, репатриироваться в Израиль.
 
    После семейного совета, на котором было решено ЕХАТЬ, были поданы документы в ОВиР. Я занялся изучением Иврита и совсем забросил учёбу в институте... Переезд совпал с путчем 1991 года и сопровождался большими волнениями. С собой взяли только самое необходимое, багажа собрался один маленький ящик.

    В скором времени после переезда в Израиль мы всей семьёй записались в ульпан (студию) для изучения языка. Но, как можно было выучить совершенно незнакомый язык за полгода?! Знакомые "настропалили" меня ехать в ульпан Шило (на так называемых территориях под Иерусалимом) для углубленного изучения Иврита. Наслушавшись героического пафоса учившегося и окончившего предыдущий выпуск этого ульпана, я согласился, будучи твёрдо уверенным в том, что получу знания языка для продолжения учёбы в институте. К тому же, за проживание и питание в ульпане платить  не надо было. Плюс, возможная подработка. Плюс возможность познакомиться с местной жизнью, плюс посмотреть святые места в Израиле, плюс, плюс, плюс...

    К началу занятий в ульпане я уже знал алфавит и несколько десятков слов на Иврите, но не знал, как из них правильно составить предложение. Через 3 месяца ульпана я мог довольно связано говорить на несколько тем. Государство финансировало 6 месяцев обучения, в числе которых 1 месяц был праздничных дней. Продолжению моей учёбы мешало отсутствие фокуса на изучении языка. Несмотря на то, что жили мы в военной йешиве "на всём готовом", и ежедневно занимались и в классах, и после, сама жизнь "на территориях" была весьма неспокойной. То теракт в Иерусалиме, то нападение арабов в соседнем поселении, то чью-нибудь машину закидают камнями по дороге, были и похороны молодых матерей, то все едут в столицу на митинг, то разбивают караванный городок, впоследствии объявляемый незаконным, хотя всё происходит на Земле Израиля...

    По субботам мы расходились по приёмным семьям. Нам попалась семья Йоны и Офры. Никто в их семье не говорил по-русски, английский также никто не знал, и на первых порах было практически невозможно что-либо объяснить или что-нибудь понять. Через некоторое время удалось выяснить, что Офра работала медсестрой, а я объяснил ей, что приехал из Гомеля, который находится в 100км от Чернобыля. Скоро мне выдалась возможность показать это место на карте мира. Когда я ей "на пальцах" объяснил, что некоторые изотопы, выброшенные реактором, попали ко мне в тело (стронций замещает кальций в костях, а радиоактивный йод накапливается в щитовидке, например), то она предложила мне проверку в столичной больнице, видя, что это меня сильно угнетало во время разговора. Я, конечно, с радостью согласился.

    Я премного благодарен Офре за то, что она всё организовала для меня, и, даже, взялась меня подвести на своей машине туда и обратно. В отделении спектроскопии в процессе сканирования сначала меня проверили на щитовидку, а потом, в коленном суставе. Когда обе проверки закончились, то я полюбопытствовал и попросил посмотреть на экран прибора с результатами, так как мне сказали, что "ничего нет". На экране прибора светилась внизу надпись йод-131 и кривая результатов сканирования. Это в колене-то йод-131 ?! Но объяснять что-либо этим "светилам" не было смысла, да и что я им мог объяснить со своими практически нулевыми знаниями языка? Это был 1991 год, 4-ый месяц после приезда. То есть прошло 120 дней. С периодом полураспада йода-131, равным 8 дней, произошло около 40 полураспадов, даже при небольшой вероятности его получения в последние дни перед отъездом. С моей точки зрения, гораздо больший интерес представляли цезий и стронций с периодоми полураспада в 30 лет, которые в изобилии могли попасть в кости при употреблении молочных продуктов "для взрослых". Но, об этом наука замалчивает. ;-)

    Спустя 5 лет я получил приглашение от больницы "Кармель" в Хайфе пройти проверку в рамках программы "Чернобыльские Репатрианты". Там мне сделали большое количество анализов крови, также (слава Богу!) не обнаружившие никаких отклонений. Обратившись к авторитетному источнику, следует отметить, что эффекты от облучения, заметные в анализах крови, практически полностью пропадают после четырёх с половиной месяцев после получения дозы. Конечно, 5 лет после переезда - это хороший срок для естественного отбора. ;-)

    Случалось мне встречаться в Израиле и с ликвидаторами аварии на ЧАЭС. Один из них, Саша из Киева, ныне покойный по понятным причинам, был болен раком, и у него была ампутирована одна нога. Он рассказал мне, как после аварии, их пожарная часть была мобилизована для тушения пожара на 4-ом реакторе ЧАЭС. Ситуация на 4-ом энергоблоке была тогда такая, что "медный кабель #00 (около 8 см в диаметре) плавился и капал на пол, а пожарные бегали рядом с марлевыми повязками на лице"... Никакими словами не могу выразить свою благодарность ликвидаторам за то, что они спасли Мир от ядерной катастрофы планетарного масштаба, буквально добровольно пойдя в радиоактивный ад реактора. За них можно только молиться...
============================
Следующая часть:
http://proza.ru/2021/03/05/1259


Рецензии