На фотографии "Къукъкем" - свадебный головной убор самурских и кубинских (южных) лезгинок прошлого. На данный момент на повестке дня стоит проблема реконструкция традиционных женских головных уборов лезгинской этнической общности. Так сложилось, что лезгинское наследие в направлении этнического костюма не было изучено или изучено крайне слабо в самом Дагестане, и совершенно не изучалось в Азербайджане. Всё, что принадлежало лезгинам в этнике в АССР обобщалось под "азербайджанское", а в ДАССР под "общедагестанское". Ныне лезгины практически утратили всю свою этнику. Так как они обобщаются в музеях. К огромному сожалению, современные российские музеи имеют тенденцию к повторению той неправильной обобщающей информации относительно этнического наследия лезгин, которая им подаётся всякими культурными структурами в Республике Дагестан, в том числе и сотрудниками министерства культуры РД, музеями РД. Практически вся эта информация ангажированная и не имеющая под собой научно-историческое основание. При необходимости, можно провести специальной комиссией культурную ревизию во всех республиканских музеях РД и выявить воочую многочисленные примеры подобного обобщения культурно-исторического и декоративного этнического наследия лезгинского народа. Было бы желательно, если бы российские музеи во время выставок на тему кавказской культуры проверяли достоверность любой информации относительно выставляемых изделий. Получается, что каждый народ имеет своё собственное этническое наследие в Дагестане, которое повсеместно подаётся исключительно под своими подлинными названиями, а всё, что имеют лезгины - трактуется как "общедагестанское". Это относится и к коврам, к истории ковроткачества, к истории ковровых орнаментов Южного Дагестана, к ювелирным изделиям (женские традиционные пояса, украшения и тд), к холодному оружию прошлого (утрачен дореволюционный термин "лезгинский кинжал", подразумевающий под собой специфику и характерные особенности холодного оружия, имевшего в употреблении именно среди лезгинской этнической общности прошлого), к поливной керамике, конкретно, к испикской керамике (странным образом выдаваемого П.Гамзатовой за "хунзахские тарелки") и ко многому другому. Большую роль здесь играет и разделённый статус народа, приведший к сложностям для лезгин в отстаивании своей этноидентичности в культуре и этнике обеих республики в советское время, позволяющей не принимать в расчёт мнение самих лезгин в подачи информации в республиканских музеях.
Всё же, несмотря на все эти минусы, мы надеемся на позитивные перемены относительно исторического наследия нашего народа, к возможности "собирания" разбросанных повсеместно осколков культуры, изданию серьёзных каталогов по лезгинской этнике, над чем работаю в том числе и я.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.