Сутин

В 2018 году на выставке в музее Фаберже увидела гениального Хаима Сутина. Кроме него и Модильяни там были ещё художники времён "Улья", работавшие вместе, а иногда и жившие.  Но Сутин просто ослепил.
В его картинах в одном светящемся сплаве бесстрашно соединено божественное и ужасное, ликование и трагизм. Друзья говорили, что он работает нагишом и, если взглянуть на процесс без иронии, то можно сказать, что художник открыт перед своим будущим творением,  его тело и материю холста разделяет только воздушная прослойка.
 Если знаешь  "Тушу" и "Женщину, входящую в воду", то понимаешь, что они являются очевидными вариациями  на тему известных полотен Рембрандта, которого он считал своим учителем.
Сутин — это художник чувства и мысли , портреты его современников завораживают, заставляют, остановившись, надолго задуматься,  узнавая через форму и цвет  жизнь этих людей, предполагая их переживания. Вот, например, "Портрет  пожилой женщины". В черной шляпке, с маленьким лицом, весьма изящная, она странным образом помещена в  изогнутое кресло. Самой весомой деталью на картине являются  большие рабочие руки, которыми она, видимо, и "прокладывала"  непростой, извилистый жизненный путь, для того, чтобы теперь оказаться в этой точке пространства. А вот портрет поварёнка:  страдальческое розоватое лицо лопоухого мальчика с тонкими чертами лица, которому не нравится его дело, но который не в силах что-либо изменить. Сколько лиц, столько и судеб. Пусть всё утрированно, вывернуто наизнанку, но прекрасно, т.к. красота — это не внеший лоск и фотографическая точность, а отражение живого подвижного внутреннего мира.


Рецензии