От казаков днепровских до запорожских ч. 23

Это означало, что вольным казакам на «Донец Северский» будут посланы: небольшие деньги, сукно, селитра (порох), свинец, хлеб и т. д. Грамота стала документом особенным ещё и потому, что в 1860-х гг. решили установить старшинство казачьих войск. За критерий принимался самый «старый» документ о несении казаками службы московским государям. Так вот данная грамота оказалась самой ранней. Были, конечно, и другие, но они не сохранились. Таким образом, официальное старшинство Донского казачьего войска было установлено с 3 января 1570 г. Посольство боярина Новосильцева не принесло ожидаемого результата. Поражение турок и татар не образумило их - наоборот обозлило и они жаждали реванша. Россия ещё только формировалась. Собственно, как единое государство она возникла только в конце XV в., когда Иван Великий присоединил к Московскому княжеству обширные владения Великого Новгорода и избавился от вассальной зависимости со стороны татарских ханств. В середине XVI в., в начале правления Ивана IV, Россия присоединила земли Казанского и Астраханского ханств, то есть завладела всеми землями в бассейне р. Волги. В результате этих событий она превратилась в сильнейшую региональную державу Восточной Европы. Позже Иван IV сместил вектор своей внешней политики на запад и начал воевать за выход к морю Балтийскому. Но, как оказалось, Поволжье ещё не было достаточно прочно закреплено за Россией. Ещё оставался опасный осколок Золотой Орды – Крымское ханство, за спиной у которого стояла Османская империя.

Эти две мусульманские державы не признавали прав России на владение Поволжьем. Крымские ханы и османские султаны стремились объединить под своей властью земли бывшей Золотой Орды. Ещё в 1569 г. огромное турецко-крымское войско выступило на Астрахань. Однако предприятие провалилось из-за неверного технического расчёта. Касим-паша надеялся провести из Дона в Волгу большую флотилию, прорыв канал между двумя реками в том месте, где их течения сближаются. Этот гидротехнический проект натолкнулся на непредвиденную трудность: уровни Дона и Волги сильно различаются. Рытье канала потеряло смысл. Ввиду приближения зимы изрядно подразбитые турки и крымцы с трудом покинули донские степи. Но претензий на наследство Золотой Орды, на земли бывших мусульманских царств они не оставили. В течении 1570 г. татары неоднократно совершали набеги на Рязань, Кашира и т. д. Их поддерживали адыги и ногайцы. Союзники русских - кабардинцы были разгромлены. В 1571 г. крымское 120-тысячное войско Девлет-Гирея внезапно переправилось через Оку и появилось под стенами Москвы. Однако взять её оно не могло, так как 6-тысячная русская рать князя Бельского была готова стоять до конца и тогда татары, пользуясь сухой погодой, зажгли посады русской столицы. 24 мая 1571 г. Москва в страшном пламени пожара выгорела дотла. Народу погибло очень много и среди них ряд знатных вельмож, воеводы войска Ивана Дмитриевича Бельского, в том числе и значительное число врагов. Крымский хан увёл своё войско от горящего города и по русской земле беспрепятственно набрал огромнейший полон.

Теперь казалось - государственность русская прекратит своё существование. Девлет-Гирей хвастливо писал И. Грозному, что ему теперь не нужны все богатства мира, он хочет лишь его царства, его венца и головы. В следующем 1572 г., когда Русь ещё не поднялась из руин и пепла, татарская конница, вместе с всадниками Малой и Большой Ногайских орд и отрядами кавказских горцев, с приданной им турецкой артиллерией (от 80 до 100 тыс. воинов) во главе с самим ханом, вновь стремительно двинулись на Москву. В истории страны не так много критических моментов, когда перед ней стоял вопрос: быть или не быть. Защищать Россию, казалось было некому. Татарам снова удалось переправиться через Оку и они дошли уже до Серпухова (50 верст к югу от Москвы). Но здесь, их встретило земское и опричное войско (чуть более 20 тыс. чел.) со своими лучшими полководцами М.И. Воротынским и Д.И. Хворостиным. Подоспел на помощь и большой отряд донских казаков с атаманом М. Черкашениным, которому суждено было сыграть решающую роль в спасении Москвы и России. В сражении с 31 июля по 2 августа при дер. Молоди (между Подольском и Столбовой) ханское войско, несмотря на своё превосходство было разгромлено и бежало, бросая орудия, обозы, различное имущество и снаряжение. Угроза независимости русского государства была устранена. А о характере этой угрозы мы узнаём из дипломатической переписки того времени, в которой турки и крымцы обозначили свои претензии. От России требовали уступку всего Поволжья.

Ещё в 1570 г. при заключении перемирия в Стамбуле османский султан Селим II требовал от русских послов для обеспечения прочного мира между Турцией и Россией признания Иваном IV своего вассалитета и уплаты дани за владение Казанью и Астраханью. Турки считали Казанское и Астраханское ханства по праву принадлежащими «повелителю всех правоверных», то есть султану. Если русский царь не соглашался на это, то он должен был тогда уступить Поволжье султану. Мирный договор в тот раз так и не был подписан. Удалось заключить лишь шаткое перемирие, причём Иван IV согласился срыть недавно построенную русскую крепость в Кабарде. Когда же Девлет-Гирей сжёг Москву, то прислал царю ультиматум, в котором требовал отказаться от Казани и Астрахани в пользу теперь уже крымского хана и платить в Крым ежегодную дань. Иван Грозный, по оценке историка Карамзина, «бил челом хану, обещал уступить ему Астрахань при торжественном заключении мира». Поскольку крымский хан не удовлетворялся одной Астраханью, но для него принципиальным было обладание ещё и Казанью, то он решил повторить набег, который на сей раз окончился для него неудачей. Итак, из требований турок и крымцев вытекает, что Россия, в случае поражения при Молодях, должна была утратить недавно завоёванное Поволжье и обрести с Крымским ханством или Османской империей такие отношения, в каких она находилась с Золотой Ордой до последней трети XV в. Границы России сводились к пределам Великого княжества Московского, каким оно было на момент воцарения Ивана IV в 1547 г.

Следовательно, прекращалось русское движение на восток. Никакого присоединения Сибири, даже Урала в будущем не произошло бы, поскольку Поволжье оставалось в руках наследников Золотой Орды. Мало того, обладая Поволжьем, Крымское ханство фактически возрождало мощь Золотой Орды. А если бы Астраханью и Казанью овладела непосредственно Турция, это превратило бы последнюю в сильнейшую державу не только Восточной Европы. Ясно, что Россия никогда бы уже не стала великим государством. Но это ещё не всё. Утрата позиций на востоке не могла не сказаться самым пагубным образом в борьбе за Прибалтику. Ливонскую войну Россия и так проиграла, но с минимальными территориальными уступками. Ослабление России в случае потери Поволжья неизбежно ударило бы по её позициям на Западе. В этом случае Россия наверняка потеряла бы в войне с Польшей и Швецией Смоленск и Псков, а то и Новгород. Таким образом, поражение при Молодях неизбежно сводило бы Россию к границам Московского княжества середины XV в. (как при Василии Тёмном) и она утрачивала бы суверенитет. Вряд ли после такого ослабления Россия могла вновь подняться на борьбу за восстановление своего статуса. В общем, можно уверенно полагать, что если бы не победа войск князя Воротынского над крымским ханом при Молодях в 1572 г., то Россия в привычном нам виде вообще бы никогда не появилась. Сражение при Молодях создало Россию. В этом его непреходящее, но до сих пор недооценённое значение.

Битва при Молодях, знойным летом 1572 г., стала спасительной не только для России, но и для некоторых других государств, так как фактически была остановлена дальнейшая османская экспансия в Европу. Несмотря на серьёзное поражение крымский хан по-прежнему отвергал все предложения о мире и всячески старался обострить ситуацию на Юге. В этих условиях русское государство предприняло ряд мер по укреплению своих границ. Достраивалась и восстанавливалась система засечных черт, начатая ещё при Василии III. Строились новые города-крепости, а в степи размещались станицы-заставы. Документом, составленным князем-воеводой Воротынским («Приговор о станичной и сторожевой службе») определяются правила несения службы и пересылки донесений. Казаки фактически разделяются на городовых (полковых), пожизненно несущих полицейскую службу в городах и, на сторожевых (станичных), которые несли пограничную службу. Осуществлялась она за деньги, но казачья старшина часть жалованья за неё получала уже земельными наделами. Теперь на Дону везде были московские «головы», указывавшие казакам и прежде всего их «подкормленной верхушке», куда посылать казачьи разъезды, что делать вообще и, как лучше нести «царёву службу». Запорожцы предупреждали донцов, чтобы они не прельщались московской казной, но им и самим уже было понятно, что попали в экономическую и религиозную зависимость от Руси. Оставалось только принять присягу. Победа при Молодях значительно подняла авторитет России и среди народов Кавказа. Уступать Терек татарам царь И. Грозный больше не намеревался.

Продолжение следует в части  24                http://proza.ru/2020/11/01/2092               


Рецензии