Соседка Джулька

Семья, купившая квартиру у братчан, жить здесь и не собиралась, а сдала её в наём нашим нынешним соседям – цыганам. В день заселения цыганской семьи я была в ужасе, в шоке, в ступоре, или во что там ещё входят в таких случаях?
Через совсем небольшое время поняла, что опасалась такого соседства совершенно напрасно. Люди как все, только - цыгане, со своими особенностями. А у кого их нет – особенностей?

 С первых же дней проявилась их таборность. Они всегда находили повод зайти к нам во двор. Приходили сразу по нескольку человек. Просили то, это, десятое. Я спрашивала, почему приходят толпой? Отвечали, что они всегда везде ходят вместе. Объяснила, что к нам можно только по одному человеку ходить, никто их здесь не обидит. Приучила! Сразу же заявила им, чтобы ни денег, ничего другого не просили у нас. Всё равно ничего не дам.

 Странные семьи у цыган. Только привыкнешь к одним, как через какое-то время вместо этих детей появляются другие, причём родители – те же. И поди пойми, кто кому кем доводится. Может быть, это и хорошо. Всё равно взрослые совершенно одинаково относятся ко всем детям. Наверное, поэтому они всех цыган и считают родными. Нам бы перенять у них эту особенность!
Соседи пытались меня называть мамашей, матерью, даже бабулей. Всем объяснила, что я для них только соседка, даже для совсем маленьких.

В нашем огородике растут две яблони, две груши, две черешни, виноград и всевозможые кустарники. Тут случился день рождения у одной из их девочек. Она совсем недавно появилась здесь и не знала ещё о моей строгости, о моих принципах. И начала просить у меня грушу. Говорила, что у неё день рождения и она очень хочет грушу. Топала ногой, запрокидывала (заламывала) руки, закатывала глаза, рыдала - требовала. Думаю, в будущем ей предстоит прямая дорога в театр «Ромэн». Я объяснила, что груши и черешню мы не для них вырастили. А подарок на день рождения обычно ждут от родителей и родных. А я ей совершенно чужой человек и всё равно ничего не дам.

 Старшая соседка, бабушка, спросила, почему я такая строгая и вредная, а девочка ещё ребёнок и многого не понимает. Я тут же посоветовала ей заняться воспитанием внучки и рассказала давнюю историю. Очень давно, когда мне было 15 лет, я ехала к своей сестре – студентке, в Ташкент с полной сумкой всего съестного. На автостанции ко мне подошёл цыганёнок и попросил пять копеек. Дала ему такую денежку, так он привёл мне ещё штук пятнадцать цыганят. И все просили и им дать по пятаку. Я пыталась объяснить, что у меня нет таких больших денег.  За это они «обложили» меня отборнейшим матом! С тех пор никогда никому из них даже копейки не даю. Чревато последствиями!

А цыганки-гадалки никогда мне не предлагают погадать. Даже отводят от меня глаза. Наверное, понимают, что я «непробиваемая», а, может быть, «строгости» моей боятся. Меня многие боятся. Почему? Не знаю. По мне, так добрее меня и нет никого.
 Надёжнее соседей у нас ещё не было. Они объяснили, что не причиняют никакого вреда соседям. Без всякого страха оставляю у стены веранды свои огородные инструменты и всё остальное. Спокойна за фрукты и овощи в огородике. И за всякий металл во дворе, на который, было дело, посягали другие цыгане.

 Как-то сын мой приехал и почему-то оставил дверь машины приоткрытой, и сразу зашёл в дом. Устал очень. Спустя какое-то время я что-то возилась во дворе. Смотрю, цыганёнок сидит прямо у двери машины. Увидел меня и сказал:
- соседка, а Ваш сын дверь машины не закрыл. Спрашиваю у него:
- а ты почему здесь сидишь?
Я караулю вашу машину, чтобы никто не зашёл в неё – ответил пацанёнок.
_ И давно ты здесь сидишь? – спросила.
_- Да, давно, когда он приехал. А прошло уже часа два.
- Молодец, говорю, сосед, спасибо, иди теперь домой, отдохни.

Соседи сразу же завели себе собаку –  Джульку – Джульетту! Как-то хожу по своему огородику, может быть, малину клевала прямо с куста или что-то ещё делала. Смотрю, - сосед сидит на корточках перед собакой, показывает ей на меня пальцем и подаёт команду: Голос». Собака сначала как-то нерешительно, потом всё злее и злее начала обгавкивать меня. Спрашиваю соседа, зачем он это делает. Ответил, что псина должна различать своих и чужих. Наверное, боялся, что я буду заходить к ним во двор и, не дай Бог, что-нибудь украду. Каждый ведь о людях по себе судит. С тех пор собака мне даже по нашему собственному огороду запрещала ходить.

 Вскоре Джулька подружилась с нашей алабайкой, часто забегала к ней в гости, даже доедала её еду и на меня же гавкала, зараза такая, на радость своему хозяину.

Самая лучшая цыганская черта – родственные отношения с другими цыганами и взаимовыручка. Первый раз мы это заметили в них  в 2016 году, когда что-то там произошло в селе «Плеханово» Тульской области. Сколько их приехало к соседям, я так и не смогла сосчитать. Дошла до тридцати и начала сбиваться. Но ни громких разговоров, ни скандалов никогда не слышали от них. И здоровались все!

Наши соседи тоже иногда куда-то уезжают на несколько дней, а то и недель. Детей запирают в доме. Вечером кто-то обязательно приезжает проведать их. Даже не знаю, кормил ли кто Джульку? Бегала она по двору не очень-то весёлая, даже грустная, но на меня гавкала исправно. И сердце моё, конечно, дрогнуло. Начала подкармливать её. Просто ставила кастрюльку с какой-то едой сразу за невысокой сеткой. Сначала принимала она еду с некоторой опаской, помня о том, что я – враг ей. Но быстро привыкла и теперь её собачьей благодарности просто нет предела. Подругами мы стали с ней. Стоит мне только выйти на крыльцо, она уже приветливо повизгивает, виляет хвостом и как-бы пританцовывает в ожидании еды. Даже лижет мне руку, принимая эту самую еду.

Наш дом угловой. И, если кого-то ищут, то заходят сначала к нам. Как-то зашёл к нам совсем чужой цыган и спросил, где живёт барон. – Какой барон? – спрашиваем.
-цыганский – отвечает. Мы пожали плечами. Для нас это - совершенно пустой вопрос. Не знаем мы никакого барона. Вообще ни фамилии их, ни имён не знаем. Соседи и всё!
- Хозяин дома, Артуром его зовут – отвечает пришелец. Так и начали узнавать их имена.  – Артур, Давид, Демьян, Рустам,Ренато, Люба, Анжелла, Камилла, Ира, Нина и др. Ивановы. Православные. Все наши праздники строго соблюдают. Очень уважают Пасху. Отец семейства всегда к этому дню привозит много куличей и всего остального. Но и свои национальные праздники и обычаи чтут, не забывают. В прошлом году, в начале лета умерла у них бабушка, Нина. Провожали её по-нашему. Я тоже провожала. Соседка ведь! Но в день смерти бабушки и до похорон и поминок, и по всем другим их памятным дням соседи разводят во дворе костёр и всю ночь мужчины и старшие мальчики сидят у него. Как в таборе. Вот такие у нас соседи.

 Две-три недели назад узнала, что соседи наши вписались в какую-то программу по расселению и получили квартиру. Им очень повезло. Они два-три года назад купили квартиру в заброшенном недостроенном и, конечно, неотапливаемом доме, чтобы только прописаться там. Дом этот стоял и разрушался потихоньку. Вот и не прогадали соседи. Не знаю, где работал хозяин, а хозяйка, Ирина, бралась за любую работу у фермеров, где только могла найти её: собирала яблоки в садах, убирала картошку на полях. То есть, делала всё. Я рада за них.


Рецензии
Хороший рассказ...

Олег Михайлишин   05.03.2021 22:05     Заявить о нарушении