C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

2. Орфография

   «Не хватает мне признанья. Многого ещё чего не хватает для совершенного моего писательского мастерства. Не учён я, университетов не кончал и уроки литературы прогуливал. Два раза. Эту нехватку мне самому восполнять. Признание самому себе не приклеить. Признание от людей получают. Спасибо вам, люди. Принимаю ваши поздравления авансом».

   Это выступление я готовлю к итоговому собранию по поводу завершения регионального литературного конкурса. А то вышел в прошлый раз и промямлил нечто несуразное. А грамоту мне сам мэр вручал.
   На конкурсах я середнячком прохожу, незаметно. Оно так и должно быть. Куда мне до акул пера, выросших на высоком литературном слоге? Мы грамоте на уличных сходках обучались, по заборной клинописи, по заводской техдокументации.
   Так что мне не хватает? Прежде всего знания орфографии. Это основа основ. Коль взялся писать всенародно, освой первым делом правописание, непреложные законы его. Это вполне возможно при должном упорстве – изучить и запомнить.
   Был у меня напарник по работе, кровей алтайских, так он всё хвастал знанием русского языка. «У меня врождённая грамотность», - говорил. Наверное, бабушка ему так сказала, учительница литературы. Говорил он и впрямь чисто, за словом в карман не лазил. А вот в правописании его я сильно сомневаюсь. Куда нам со среднетехническим образованием с филологами тягаться.
   Русскому литературному учатся всю жизнь, и не у всех это получается чисто. Даже президенту требуются референты, дабы не совершал он ошибок в докладах, вес которых не сравним по значимости с простеньким письмецом «на деревню дедушке». Сам Сталин оттачивал каждое своё слово, советуясь со своими советниками и не стесняясь грузинского акцента. Иначе «вождю народов» не удалось бы завоевать людского доверия, которое было у него в действительности.

     Писать без ошибок вполне возможно, пользуясь современным электронным редактором и обладая элементарными знаниями русского языка из школьной программы. Не стоит при этом пренебрегать советами профессионалов и простых читателей. Со стороны виднее. Если своя мысль кажется ясной и отточенной, то к собеседнику она может прийти недосказанной, а то и вовсе крамольной из-за втесавшегося невзначай перевёрнутого слова.
   Всё правильно и просто в правописании, как показалось бы в начале. Так почему же по сегодняшним дням в интернете признанные писатели пестрят ошибками и незнанием пунктуации? Зайдёшь с центральной страницы к рекомендуемым авторам, а там сплошной частокол из запятых, многоточий и тире. Да раз ты автор названный, будь добр уметь правильно составлять предложения!
   Помнится, ещё учительница русского учила нас, школяров, располагать определяемое слово как можно ближе к деепричастному обороту. А тут читаю у детского писателя:
  «Дед, сидя на крыльце и поглаживая кошку, которая мурлыкала от ласки тёплых солнечных лучей, был сед и стар».
   Это я ещё запятые правильно расставил. А как такой шедевр понять ребёнку несмышлёному?
   Соглашусь с авторитетным писателем, который считает, что «Проза» - полигон, зарождение идей будущих произведений, черновик. Будет книга, будет и редакция. Соглашусь с оговоркой: а где же, уважаемый автор, прячется в вас, простите, пресловутое уважение к читателю?
   Редакция необходима, несомненно. Даже великого Толстого редактировали, и не раз, как мне это говорили. Только по сегодняшним временам книга вполне может выйти и без редактирования текста, ради экономии средств. Плати и хвастай – я писатель. А твой любимый читатель в то же время голову ломает с излишних восклицательных знаков и смешанных слов. Сам добрых слов не подберёт с того сумбура, что засунули в его неучёную голову гениальные друзья-поэты.

   С орфографией понятно всё. Это как та же машина – будет она смазана и заправлена, гайки на ней все подтянуты, заведётся с полуоборота. Так и текст – будет он правильно составлен, появится у него право быть прочитанным. Может быть… На то ещё много чего потребуется: заслуженное имя писательское, мысль мудрая, необходимая в жизни, духовное слово, наполненное.
   Талантливо вписанное слово. Как достичь того мастерства? Даже сам гениальный Рязанов терзался в сомненьях в каких красках дойдут до читателя его замечательные стихи. Он, кстати, публиковался на портале «Стихи РУ», и заинтересованный читатель может легко найти и ознакомиться с его творчеством, простым и доступным любому читателю.
   Да что там Рязанов. Сам гений Лермонтов искал красоту в слове, точности передачи чувств и пейзажей. Искал и сомневался. Предлагал читателю перевернуть несколько страниц, дабы он скорее узнал об окончании истории о Белле. Предлагал и тут же не советовал делать этого: «…потому что переезд через Крестовую гору достоин вашего любопытства».
   Я не стал перелистывать. Мне это надо. Скачкообразно всё как-то у Лермонтова. Много пояснений, вкраплений разных. Мысли скачут, будто на лошади, галопом. У Пушкина повествование плавное, переходы ожидаемы и понятны разом. Плывёшь по тексту, будто по глади озёрной.
   Был я на Кавказе. Крестовый перевал увидать не довелось. Побывал там с Лермонтовым, прочувствовал суровость скал. Люблю я горы!

   Что такое гениальность? Не понять. «Читайте и перечитывайте классику», - советуют. Читаю я. А как мне уяснить всё это, если сами гении понять не могут, откуда берётся в них эта искра? Это всё одно, что нас на работе заставляют работать хорошо. Женщины нами командуют по сегодняшним временам, такая мода пошла на производствах: мастера – женщины. Как работать «хорошо», непонятно. Это раньше все работы были отнормированы, и отклонения операций от техпроцессов не допускались. Вряд ли кто разъяснит сегодня, как это «хорошо» работать. Не видят женщины огня любви в глазах рабочих, вот и не нравимся мы им. Дошло искусство до масс, да как-то с боку прошло оно в народ, с другой стороны.
    А Эльдару, коль слышит он меня, я бы ответил: слово должно исходить просто и легко. Когда слово понятно и чисто, люди примут его и заполнят. Слова люди заполняют, не автор.
   И вообще, этично ли это - сравнивать творческую личность с машиной, что проделал я здесь? Далеко мне до гениев. Но пообщаться бы хотелось.


Рецензии