Мацар. Зов покинутого села

Весной, перед тем как выйти в поле, лезгинские крестьяне занимались террасированием, эти террасы именовались "Мацвар", лезгинское название села Мацар произошло именно от этого слова. Так как всё село состояло из таких мацвар - террас, на котором сеяли разные культуры.

Самое непонятное для историков, как и почему в советском Дагестане в послевоенные годы под всякими предлогами стали вдруг переселять множество процветающих горных сёл. И особенно остро это коснулось сёл Южного Дагестана, где в одном только Ахцахском районе (бывший цветущий Самурский округ) за очень короткие послевоенные десятилетия было принудительно переселено по меньшей мере около двухсот высокогорных сёл (официально в Ахтынском районе пересело 110 села, по другим данным, более 200, так как многие считают, что официальная цифра занижена и не брались в расчёт совсем мелкие горные сёла, которые также принуждали переселяться), успешно занимавшихся как животноводством, так и террасовым земледелием. Эта цифра катастрофическая, такого нет больше нигде на Кавказе ни в одном районе ни одной другой республики. В частности, единственная причина переселения крестьян села Мацар в советских документах объясняется как "труднодоступность" села. Эта причина обескураживает отсутствием логики. Это село не было более труднодоступно, чем любое другое село в Нагорном или в Центральном Дагестане. А были и есть даже ещё более труднодоступные, но их никто не переселил. К Мацар вообще не была подведена даже автодорога, хотя село сделало большой вклад и в советское хозяйство республики в те годы, но автодорогу ей не подводили, что затрудняло хозяйственную деятельность в селе. Но тем не менее, жители не имели никакого желания уходить из села, они жили веками так и готовы были дальше. Но почему-то приказом сверху в 1978 году Мацар был насильственно переселён в разные места, а село перестало являться физико-административным субъектом. Перед переселением мацарский колхоз располагал крупным хозяйством в 12000 голов овец, 500 коров, 60 быков, 200 лошадей, которое было передано другим колхозам...Не являлась ли такая странная экономическая политика республиканских властей в отношении этих сёл по сути экономическим преступлением против своего же народа в Южном Дагестане в те годы? Другого определения у меня нет. Тема требующая тщательного изучения. Нельзя изучать историю Южного Дагестана только с точки зрения полного оправдания тогдашней экономической политики руководства республики в отношении лезгинских сёл, так как советское законодательство конституционно закрепляло равные (!) права на социально-экономическое развитие всех народов федерации во всех регионах РСФСР. Имея все возможности экономически развиваться, с такими качественными человеческими ресурсами и благоприятными природно-климатическими условиями с огромным успешным опытом ведения животноводческих и земледельческих работ, с древнейшими традиционными ремёслами (ковроделие, златокузнечество, металлургия, керамика, обработка шерсти, шелководство (разведение тутового шелкопряда), мареноводство, производство тканей и прочее), Южный Дагестан был выключен из финансирования практически из всех серьёзных республиканских программ в области строительства крупных хозяйственных объектов, заводов, фабрик, инфраструктуры для населения, а общее финансирование районов сведено к минимуму выживания. Любой пример любого покинутого села в Южном Дагестане показывает тот факт, что в отношении него не были применены никакие существовавшие тогда возможности для социалистического экономического развития, а напротив, в его отношении создавались условия невозможности всяческого развития, далее, использовался любой повод для переселения и ликвидации села. А в целом, социально-экономическое развитие Южного Дагестана в первые десятилетия после ВОВ и в последнюю четверть XX века разными изощрёнными методами хозяйственно-экономического управления было низведено на уровень ниже, чем оно было в данном регионе до февральской революции 1917 года. Это обескураживает, конечно.

Вернёмся к Мацар.

Помимо террасового земледелия, исторически в Мацар занимались ковроделием. Мацар был одним из центров ковроделия в Самурском округе. До 1961 года в 250 хозяйствах Мацар проживало около 6 тысяч человек. В колхозе имени Орджоникидзе работало 386 колхозников из 13 хозяйств. Мацарцы имели 1200 голов мелкого рогатого скота (МРС), 500 голов крупного рогатого скота (КРС), 60 рабочих волов (из них 7074 головы МРС и 170 голов КРС — колхозные), 200 лошадей, сотни гектаров террасных пашен. Село Мацар всегда процветало и было очень известным в истории. Почему дали так поступить с такими прекрасными лезгинскими сёлами в Южном Дагестане, почему никто не стал за них бороться, почему переселили и забыли о них? Власти это не было нужно,так как Южный Дагестан всегда был чужд правящим кругам в Махачкале, но где были сами лезгины, куда они смотрели? А тем более, это село - родина родителей знаменитого композитора Узеира Гаджибекова. По сути, село Мацар -  серьёзный исторический объект, ценный со всех сторон.

В рукописной хронике "История Маза" сообщается: "Оно было огромным горным северным селением, расположенным в очень высоких горах Шарвана. Их власть в нём (прим.S.P. - курейшитов), а также в селениях, которые расположены в его ущелье и по окраинам Мада, приобретена: где через пленение, убийство и разрушение, а где через исламизацию, подселение и доставление приятного...".

Перед переселением жителей по причине "труднодоступности" в Мацар проживало 50 сихилов (род), имелось четыре больших квартала, каждый из которых имел свою мечеть, была общая для всех большая Джума-мечеть, пять (!) мельниц, несколько арочных мостов и очень искусно построенные двух-трёхэтажные жилые дома. И такое село не заслуживало того, чтобы провести туда дорогу или свет? Разве ему много надо было для жизни?

Сейчас в Мацар вернулись две семьи - внуки переселенцев...Примерно раз в полгода они спускаются на лощадях с гор на равнину и пополняют запасы продуктов. Обратный путь пролегает по восточным склонам Большого Кавказского хребта на высоте почти двух тысяч метров. Дорога, ведущая в Мацар, представляет собой узкую горную тропу. Некоторые участки не только сложны для передвижения, но и опасны. По сути, это и есть единственная связь с миром. Автомобильную дорогу в Мацар до сих пор так и не проложили. Добираться до Мацар проблематично. Чтобы добраться до Мацар, приходятся оставить машины в селе Смугъул, вброд перейти реку или на лошадях и идти 12 км шли по узкой тропе, вырубленной в отвесной скале,а в не которых местах и тропинки не осталось. А после начинается неописуемая сказочная красота альпийских лугов, на границе с Куткашен и Варташен.

P/S Помимо родителей Узеира Гаджибекова, есть ещё много очень известных в разных областях лезгин с родовыми корнями из Мацар. Например, родители знаменитого новозеландского программиста Эда Летифова из села Мацар. Его родители переселились в Ростовскую область и основались в Ростове. Их сын Эд Летифов (Ed Letifov) проживает ныне в Веллингтон (Новая Зеландия) - основатель и владелец бизнеса TechTime Initiative Group Limited - компании по разработке глобального программного обеспечения. И такого плана лезгин из Мацар в мире очень много. И где же все, разбросанные по всему миру, мацарские сихилы? Их ждёт их родовое село Мацар...


Рецензии