Мой день шахтера очерк

Папа стал работать в шахте, когда мне было 4 года. До этого он был любимый суровый физрук, руководитель футбольной, волейбольной и гандбольной команды школы, кружка гимнастики, строитель школьных площадок - игровой и спортивной, спортзала, закупщик спортинвентаря и человек со свистком, который постоянно возил команды на какие-то смотры. Это была другая жизнь, в которой либо ты с папой где-то на каких-то соревнованиях или тренировках, либо он с нами дома по вечерам и устраивает своим девчонкам тренировки на коврах.
Другая жизнь и другая зарплата.

И вот, года с 1982, после школ Херсонщины и Запорожья – Донецк, точнее пригород между Донецком и Макеевкой, и шахта 1-1 БИС.
Первое, что я помню – папа дома, и он спит. Вокруг белый день, я проснулась и хочется поиграть, но на меня шикают – папа спит. Я с игрушками забираюсь к нему под кровать (а это была еще такая металлическая, с жесткими пружинами, высокая койка с шариками на перилах) и играю там в «папа спит, тихо!» со своими куклами и пупсами, разговаривая одними губами.
Так выглядел папа, который приходил после 3-ей смены, которая длилась с 18 до трех или четырех утра…

Второе воспоминание – днем в дом входит страшный дядька в непонятной грубой одежде. На голове у него шлем, к которому прикручена лампочка, а на ногах – сапоги. У дядьки серое лицо и чем-то черным страшно обведены глаза. Глаза кажутся голубее обычного, а рот - непривычно алым. Я ору от ужаса, а дядька смеется папиным голосом и протягивает алюминиевую флягу с газировкой, я прячусь под стол.
Это папа пришел с четвертой смены, что продолжается с полуночи до 10 утра. Просто в бане не было воды – что-то случилось на шахтной насосной станции. От шахты до нашей квартиры идти было 15 минут. Вот он и отправился мыться домой, обложив матом растакую жизнь, растакую воду, и растудыть ее шахту.

Третье воспоминание почему-то уже зимнее. Отец пришел по хрустящему снегу вечером, после второй смены, которая длится с 12 до 21 часа. Я никак не могла заснуть - когда падает первый снег, да еще и в полнолуние, я никогда не сплю толком, это с детства. Он вошел, весь холодный и колючий, с плохо отмытым лицом – глаза словно накрашены, и попросил чаю. В шахтном ларьке он купил колбасу со странным названием «кызы». Некоторые ее называли «козья», стесняясь истинного происхождения, некоторые, умничая, «колбаса козье-конская», некоторые вообще плевались и брать отказывались. Потому что это была колбаса из конины. Но это я узнала потом. А тогда, в 4 года, девочка в ночнушке сидела на коленях у засыпающего за столом отца и хомячила «казу» - самую вкусную колбасу в мире.

Самая моя нелюбимая смена была первая. Потому что и папа ее особо не любил. Но это я выяснила уже, когда стала постарше. Смена  продолжалась с пяти или с шести утра до 14 или до 15 часов. А это значит, что, когда я вернусь со школы, почему-то злой на весь мир и сонный отец захочет проконтролировать, как я делаю уроки, будет недоволен и дело закончится скандалом.
Не знаю, как у других – у нас было так.

Хорошо помню столовую «Шахтарочка» - ее уже нет, разрушена. Когда мама, учительница, везла свой класс на какую-то постановку в театр или экскурсию, мы с папой обедали там. Всегда брали гороховый суп, сосиску с пюрешкой, томатный сок с солью и пирожок с капустой тлт картошкой. А по пути домой – обязательно заходили в магазин за мороженым. Что могло быть вкуснее?

День шахтера был словно национальным праздником. Обязательно парк, обязательно качели, ярмарки со сладостями и игрушками  – правда, если мы были в это время не в Херсоне,на маминой родине, у деда и бабы, а уже в Макеевке.
Еще помню огромные вкуснейшие торты, которые покупались на праздник (впрочем те же, но меньше - каждый аванс и зарплату):  трехслойные,  пропитанные ликером бисквиты со взбитыми белками и невозможно красивыми шоколадными ажурными решеточками и вензельками.
Однажды даже отец повел меня в ресторан в этот самый день. Он почему-то обиделся на весь мир, не захотел праздновать ни с друзьями, ни дома, посадил меня на плечо и сказал: будем праздновать с тобой, дочурка, сами.
В ресторане на Гвардейке мы долго ждали шашлык, солянку, а пока жевали какой-то салат. До горячего нам почему-то принесли: мне – березовый сок и торт Карпаты, ему - водочки  и копченой рыбы.
Я выпросила и попробовала этой рыбы и… испортила праздник. Папа под водку бы не понял, что рыба была не первой и даже не последней свежести, он вообще как-то ни нюхом, ни вкусом не был обременен. А я поняла и… желудок среагировал мгновенно.
Помню ссору с официантом, потом приход администратора в галстуке-бабочке, спор о возвращении денег…
Кушать мы там не стали. Что–то купили в магазине по пути и пошли домой. Но я уже спала, свисая с папиной руки мокрой тряпкой, и самого праздника не застала.

Но самый необычный праздник был чрез пару лет. Отец нас с сестрой затащил на старый террикон. Настоящая гора, высотой с многоэтажку, рыжая, горячая, заросшая низким кустарником. Ты карабкаешься наверх - она осыпается под ногами камушками отвальных пород вниз.
На терриконах селились зайцы и фазаны, попадались лисы.
С террикона открывался потрясающий вид на поселок, на лесополосу из груш, абрикос, вишняка, яблонь, слив и боярышника, на многочисленные ставки-пруды. В лицо дул горячий кисло пахнущий угольный ветер...

А потом помню 90-тые.
Помню перебои с зарплатой – мы уже не были зажиточной счастливой нервным, особым счастьем семьей.
Помню забастовки – папа в первых рядах, и часто его лицо мелькало по телевизору.
Помню выписывание угля, похожее на вымаливание прощения на страшном суде.
Поясню: наша квартира отапливалась дополнительно печкой, она же грела бак с горячей водой в ванной, и на каждую зиму нужно было выписать полторы тонны угля. Сперва этим занимался отец, потом, поскольку у него обнаружилось заболевание легких и стоять долго он в очередях не мог, то повез меня с экскурсией на новую, далекую, на последнюю шахту, где работал, им.Орджоникидзе, и  выписыванием угля с тех пор занималась уже я. Вместе с другом отца, дядей Витей, тоже шахтёром, мы его привозили к сараю и перекидывали до вечера лопатами…

Шахтеры – простые, буйные, неприличные и прямолинейные, не всегда грамотные, но почти всегда упрямые, словом, далеко не идеальные – вот те люди, в окружении которых я росла с 4 до 16 лет. Мужчины на нашем поселке почти никем другим и не работали – да, были металлурги, водители, экспедиторы, реже попадались инженеры, милиционеры, строители, доктора и учителя, но в основном это были забойщики, машинисты,  подземные электрики и проч. Быть шахтером в Донецке - так же нормально, как быть моряком в Херсоне или Одессе.Как быть менеджером в столице.

Они много пили, редко пьянели, мало чего боялись, хотя были и суеверны, и даже религиозны. Дрались много, но только до первой крови, не били лежачих. Деньгами помогали друг другу: свадьбы, похороны, роды, лечение – на все и всегда скидывались целыми улицами. Они мне не очень нравились, эти шахтеры, но на них можно было положиться. Такими я их и помню.

В 2004 году летом я была в Киеве и тогда уже разыгрывалась карта «тупого преступного Донбасса, населенного зэками  и шахтерней». Мои друзья, поэты, писатели, музыканты столицы, люди, далекие от политики и считающие себя свободными от предрассудков, зачем-то стали рассказывать мне странные истории о шахтерах. Я сперва посмеялась, считая это шуткой, потом поняла: они всерьез это говорят! они в это верят!
Да что они знают в свои 18-25 лет о жизни и шахте?

Я попыталась что-то рассказывать и объяснять. Но на меня посыпалась столичная эрудиция: кто, что и где читал, видел, смотрел, цитаты аналитиков… Их опосредованный какими-то писаками опыт выглядел гораздо убедительнее моего, реального… Пропаганда работает. Все, как сейчас…

Я никогда в юности не чувствовала себя в Донецке до конца своей, бывали периоды, когда хотело вырваться, но тогда, в 2004м, я вдруг поняла (ирония - это произошло за год до моего отъезда в другой город!), какой он все-таки мой, этот сильный, жесткий и прямолинейный Донбасс, грубый и добрый. И шахтеры тоже – мои.
И, наверное, впервые после папиной смерти именно в 2004 году День шахтера стал праздником-символом и для меня. Моим Днем Шахтера.


Рецензии
Здравствуйте, Алёна!

"Они много пили, редко пьянели, мало чего боялись, хотя были и суеверны, и даже религиозны. Дрались много, но только до первой крови, не били лежачих. Деньгами помогали друг другу: свадьбы, похороны, роды, лечение – на все и всегда скидывались целыми улицами. Они мне не очень нравились, эти шахтеры, но на них можно было положиться".

Замечательные воспоминания. Ключевым для всего рассказа является, то, что
"... на них можно было положиться"!

Здоровья и добра!

Олег Шах-Гусейнов   17.02.2021 10:16     Заявить о нарушении
спасибо вам за такой отзыв

Алёна Маляренко   17.02.2021 23:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.