Урок святого

Санджей, один из учеников Гуру Шридхара, задержался в этот день у учителя дольше обычного. Вечерело. Дневная жара спала, и люди, плохо переносившие её, испытывали огромное облегчение. Гуру Шридхар подошёл к раскрытому окну, втянул носом воздух полный запахов цветущих растений смешанный с ароматом готовящейся пищи и курящихся благовоний, которые люди возжигали перед домашними алтарями. Санджей, сделав глоток воды, задал вопрос Гуру Шридхару:

- Учитель, скажите, что является самым важным в вашем учении, как вы относитесь к миру окружающему вас, и какова ваша духовная практика с помощью которой вы достигли своего уровня?

Гуру Шридхар приподняв правую бровь, взглянул на Санджея.

- Санджей, ты мне напомнил меня самого! Некогда, я задал точно такой же вопрос одному бродячему садху (святому).

- Это очень интересно, Учитель! Что же он вам ответил?

Гуру Шридхар сел в плетёное кресло.

- Мне было тогда четырнадцать лет. Вместе с родителями я отправился в паломничество в Мадхуру, город где родился Кришна. В наши планы входило посещение храма Рангешвара Махадев где установлен Шива-лингам которому поклонялся царь Камса. Также мы собирались посетить холм Бхуми, где Камса, осквернивший себя общением с демонами и непомерно раздутым эгоизмом, был убит Кришной. Мои родители были в храме, а мне, совсем не хотелось там находиться! Я был простым деревенским мальчишкой, которому в городе была гораздо интереснее обычная уличная жизнь. Я удивлялся священным коровам, свободно ходившим по улицам и отдыхавшим прямо посреди дороги. Тысячам паломников стекавшимся в город на праздник. Бродячим садху и йогинам. Женщинам, чьи одежды были роскошны и отличались от одежд обычных крестьянок так, как окраска воробья отличается от окраски золотого фазана. Богачам, которых везли в повозках великолепные белые лошади и беднякам, передвигавшимся пешком или в лучшем случае пользовавшихся услугами крепконогих рикш. Я бродил по улицам города не боясь заблудиться, так как мы договорились с родителями в таком случае встретиться у брата матери, который жил в городе. Его дом, в одном из бедных кварталов, благодаря своей острой памяти, я мог бы найти без труда!

Санджей с интерсом слушал своего учителя и рисовал в своём воображении картины описываемые Гуру Шридхаром.

- На одной из улиц, – продолжал Шридхар, – Я увидел бродячего садху, который как мне показалось, был окружён великолепным сиянием. Он шёл такой спокойный и погружённый в себя, внешняя суета его абсолютно не затрагивала, а на его лице была улыбка, от которой становилось тепло в сердце. Я не выдержал и, подойдя к нему, задал точно такой же вопрос, который ты, Санджай, задал мне. Я спросил садху о его религии, его отношении к миру и людям, его духовной практике с помощью которой и я смог бы достичь такой же безмятежности.

Садху остановился, посмотрел на меня и с богоподобной улыбкой ответил:

- Юноша, возможно ты знаешь, что есть такое изречение «Ахам Брахмасми» (Я есмь Брахман, Абсолют)?

- Да, знаю! Я читал "Брихадараньяка-упанишаду". – ответил я.

- Это и есть моя религия! Возможно, ты также знаком ещё и с утверждением из "Чхандогья-упанишады" «Тат Твам Аси» (Ты есть То)

- Да, я также слышал об этом утверждении!

- Так вот, памятуя, что всё есть Единый Брахман, я отношусь ко всему, что меня окружает с уважением и почитанием! А если я впадаю в иллюзию и увлекаюсь явлениями переменчивого мира, то единственная духовная практика нужная мне для того, чтобы вернуться в истинное состояние – это медитация! В тот момент, когда он сказал это, я услышал своё имя. Меня звал отец. Родители, выйдя из храма, не обнаружив меня, двинулись к дяде Амриту. Я подбежал к отцу и матери, взял их за руки и хотел подвести к тому садху, имя которого я даже не соизволил узнать, чтобы они также услышали его слова. Родители не сразу согласились, мама говорила, что нам надо спешить, но мне удалось их убедить. Когда я обернулся, того человека уже не было. Я пустился бежать вниз по улице, чтобы найти садху и пригласить побеседовать с моими родителями, но не нашёл его. Та короткая проповедь, Санджей, стала тремя столпами моего учения.

- Как это чудесно Гуру Шридхар! Возможно, это был сам Вишну или Шива! – воскликнул Санджей.

- Возможно, Санджей, возможно! – улыбнулся Гуру Шридхар.

Когда Санджей возвращался домой, уже совсем стемнело. Он остановился и посмотрел в ночное небо. Тысячи звёзд ярко мерцали рассыпавшись по его полотну, а ещё многие миллиарды миллиардов были вовсе не видны человеческому глазу. Санджей стоял запрокинув голову и заворожено смотрел на это величие.

- Ахам Брахмасми! (Я есмь Брахман) – выдохнул Санджей. – Ахам Брахмасми!


Рецензии