Рюрик и франки 6

    В этой части я планирую продолжить разговор о некоторых интересных совпадениях. А навела меня на них ещё одна римская богиня.

    Фурина (Фуррина), также Фурия (соответствует греческой Мегере). Богиня мести и, по некоторым источникам, богиня воров. Также ей была посвящена роща по ту сторону реки Тибр, где Гай Гракх лишился жизни. Фуррина была древнеримской богиней, чьи функции стали неясными к I веку до нашей эры. Ее культ приурочен к раннему периоду римской религии. Есть некоторые свидетельства того, что Фуррина была связана с водой. По словам Варрона Фуррина была богиней источников. Ее имя связано с индоевропейским корнем * bhr-un, санскритским bhurvan , указывающим на движение или бурление воды, родственным готическому brunna («весна»), латинскому fervеre , от * fruur> furr (пузыриться или кипеть). По словам Цицерона, другое святилище, посвященное культу Фуррины, находилось рядом с Сатрикумом. Сатрикум (совр. Сецце) согласно Ливию, был колонией албанцев и членом Латинской лиги в 499 г. до н.э. В 488 г. до н.э. он был завоёван вольсками. Понятно, что если фурия, то характер не ахти. Но почему? Или другими словами, чья она? Давайте присмотримся к вольскам.

    Вольски — народ умбро-сабельского происхождения. Воинственные и свободолюбивые вольски занимались земледелием, рыболовством и морским грабежом; их столицы Суэсса Помеция (ныне Сецце) и Привернум (ныне Приверно) славились многолюдством и богатством. Когда этруски вторглись за реку Лирис, вольски должны были уступить, но не подчинились врагам, а ушли в горы, и позднее, когда южно-этрусский союз ослабел, вновь овладели своей областью и оспаривали у этрусков господство на море. Получается, не обижали они этрусков, а только взяли своё! Часть вольсков признала власть Тарквиниев, но с изгнанием последних отложилась от Рима, и в союзе с единоплеменными эквами и даже с  этрусками, они повели долгую борьбу с республикой. В итоге дело дошло до полного их порабощения в IV веке до н. э.

    Первоначальной столицей вольсков был город Антий (прошу не путать со славянами-антами и угорским народом ханты). Но меня больше заинтересовала Suessa Pometia.  Вергилий причисляет Суэссу к колониям Альбы и, следовательно, должно считать её латинским городом. Но очевидно, что в очень ранний период это был вольский город. Его отнял у этого народа Тарквиний, первый из римских царей, который вел войну с вольсками. В 503 г. до н.э. с помощью аурунков Помеция восстала против Рима. Город был разрушен, а жители проданы в рабство. Тем не менее, спустя несколько лет (495 г. до н.э.) он снова появляется в руках вольсков. Город снова был взят и разграблен. Имя Суэссы Пометии больше никогда не упоминается в истории. Чем меня заинтересовала Суэсса? Надеюсь, вы помните историю гречанки Эос (римская Аврора) и троянского царевича Титона? И что у них родился сын Мемнон, и что эламские Сузы названы «мемновым городом»? А я всегда говорю, что не нужно пренебрегать фольклором как наименее политизированным разделом истории! Кстати, у аврунков, союзников сабельцев-вольсков, была своя Сесса-Аурунка…


Рецензии
Фольклором точно нельзя пренебрегать! Очень интересно. Удивился правд, почему Вы так резко пишите. "Прошу не путать с славянами антами". Вы, конечно, правы, но с другой стороны, первое что приходит в голову, так это связь вольсков, народа бога Волоса с антами, с их столицей Антием. А ведь часто первая мысль в конце концов оказывается верной! Спасибо большое, Светлана!

Игорь Тычинин   17.02.2021 09:37     Заявить о нарушении
По поводу антов с хантами я просто подмигнуть забыла) Ханты, конечно, не славяне, но безусловно испытали на себе их культурное влияние. А вольски - это ведь ещё и Уэльс, вопрос только в том, когда успели?

Светлана Каплун   17.02.2021 10:41   Заявить о нарушении
Действительно! Когда! Спасибо!

Игорь Тычинин   17.02.2021 18:25   Заявить о нарушении