Гастрольный тур по Литве Й. Перкал и М. Теоми

                Полина Пайлис

  23 декабря 1928 г. газета „Zydu balsas“ [идишский голос] известила о приезде в Каунас актрисы театра «Кумкум» [на иврите: чайник][1] Йеhудит Перкал и актёра театра «Театрон иври» [на иврите: ивритский театр][2] Меира Теоми [3].
  В следующей заметке о предстоящих гастролях супружеской пары и эрец-исраэльских артистах М. Теоми назван «одним из тех, кто заложил камень в основание ивритского театра», дана вкратце и его биография.
  Первый концерт Й. Перкал и М. Теоми состоялся 9 января1929 г. в „Liaudies namai“ [ляудес намай, лит. яз.: народный дом] Билеты стоили от 2 до 7 Lt.
  Репертуар включал одноактные пьесы, рецитации, пение, танцы, сценку из жизни арабов «hасан», комедию из эрец- исраэльской жизни Авивит Мейри «Пудерина» (из репертуара театра сатиры «Кумкум», сценку из эрец-исраэльской жизни «Грубиян» по мотивам пьесы А. Чехова[4] «Медведь», ритмическую мелодекламацию «Халуц явне Ерушалаим» А. Мейри на музыку Йоэля Энгеля[5], эрец-исраэльскую сатиру «Базар в Тель-Авиве», фрагменты из «Изреельской долины»[6] У. Ц. Гринберга[7], ритмическую мелодекламацию «Хасид[8] и халуц[9]», эрец-исраэльские куплеты А Мейри «Валенсия» – всё на иврите.
  А последняя строчка на афише первого концерта была: «После второго звонка — двери закрыты» [Третий звонок отменён? Это еврейское know how?]
  Не заставила себя ждать и рецензия. В статье «Ивритский вечер Йеhудит Перкал и Меира Теоми» журналист дал оценку показанных номеров – очень хорошее впечатление произвели комедийно-сатирические номера во втором отделении, он отметил как сильные стороны репертуара и игры актёров на этом кабаре-вечере, так и недостатки. Но, в общем, выступление оставило приятное впечатление, успех был значительным и заслуженным, зал был переполнен.
  16 января начался по литовской провинции гастрольный тур артистического дуэта из Эрец-Исраэль Й. Перкал и М. Теоми. Первым штетлом был Укмерге (73 км от Каунаса). Была показана комедия «Также», музыкальные сценки, мелодекламация и др. Зрителей пришло много, вечер прошёл с большим успехом, артистов благодарили бурными аплодисментами.
  Коцертные вечера Й. Перкал и М. Теоми прошли в следующих городках:
в Таураге 20 янвря (145 км от Каунаса),
в Шяуляй 21 января (149 км от Каунаса),
в Панявежисе 22 января (106 км от Каунаса,
в Расейняй 24 января (83 км от Каунаса),
в Алитусе 26 января (66 км от Каунаса),
в Мариямполе 28 января (28 км от Каунаса),
в Вирбалисе 29 января (97 км от Каунаса),
в Кедайняй 30 января (30 км от Каунаса),
в Рокишкисе 2 февраля (171 км от Каунаса),
в Утяне 4 февраля (133 км от Каунаса).
  [В Литве температура в январе колебалась от – 15 до – 24 градусов].
  Анонсировавшая гастроли в городках в провинции газета „Zydu balsas“ [идишский голос] поместила в середине февраля информацию: «Тех, кто вёл переговоры с артистами о проведении их вечеров, просят обращаться непосредственно к ним». Значит ли это, что список, где выступали эрец-исраэльские артисты, должен быть больше?
  Но и такие длительные гастроли подошли к концу — 23 и 26 февраля в клубе «hерцлия» в Каунасе состоялись прощальные концертные вечера Й. Перкал и М. Теоми с абсолютно новой программой: скетчи А Мейри «Мисс Фрейда» и «Западная стена», «Восторженность» и «Иерусалим — город-святилище» И. Ламдана, куплеты «Лампа», «В вагоне от Тель-Авива до Иерусалима», новая «Валенсия», а также мелодекламация, сценки, оригинальная сатира. Билеты стоили от 2 до 6 Lt.
  Хотелось бы знать, почему не на большой сценической площадке, как на этот раз играли Й. Перкал и М. Теоми, как зритель принял их новую программу. Но никакой рецензии не появилось. Лишь в среду 27 февраля „Zydu balsas“ [идишский голос] поместила ещё раз афишу: «Во вторник 26-го февраля прощальный вечер Й. Перкал и М. Теоми». Узнать о чем-то post factum полезно для здоровья?

 Примечания:

[1] 1 мая 1927 в школе «Шуламит» на улице Монтефиори в Тель-Авиве состоялось открытие театра, название которого «Кумкум» расшифровывалось двояко. С одной стороны, в кипящей критике театра «Кумкум» выкристаллизовывалось новое общественное мировоззрение, с другой – название театра выражало собой призыв к действию: повторение призыва «Кум!» («Встань! Проснись!»). Оно олицетворяло бунтарский дух создателей нового театра. Театр не просуществовал и двух лет, закрывшись в феврале 1929 года, но его влияние сказывалось на театральных сатирических опытах 1950-х –1960-х годов.
               
                КЕЭ, том: 8.

 [2]  В 1920 году актер театра на идиш из Германии Д. Давидов (1890–?) создал первый в стране профессиональный театр — «Ха-театрон ха-‘иври бе-Эрец-Исраэль» («Ивритский театр в Эрец-Исраэль»). 10 ноября состоялась премьера первого спектакля по трем пьесам: «Мекуббалим» («Каббалисты», по рассказу И. Л. Переца), «Король наг» Г. Геха, «Сватовство» А. Чехова. Критики единодушно отметили «организованность, знание сцены, единство с новыми течениями в обществе», а также чистоту иврита. За первый сезон был выпущен 41 спектакль, в том числе «Сиротка Хася» и «Миреле Эфрос» Я. Гордина, «Нора» Г. Ибсена. Театр сумел выстоять без поддержки общественных фондов, хотя достичь высокого художественного уровня при таком темпе работы было невозможно.               
                КЕЭ, том: 8.
[3] Меир Теоми
https://eleven.co.il/jewish-art/theater-stage-cinema/14089/
 [4] Антон Чехов
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
[5] Йоэль Энгель https://eleven.co.il/jewish-art/music/15090/ 
[6] Изреельская долина
https://ru.wikipedia.org/wiki/
 [7] Ури Цви Гринберг
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
[7] Хасид  [8]  Халуц  https://eleven.co.il/zionism/general-information/14427/


Рецензии