Калашников

  Появившееся на телевидении  кино про  Михаила Тимофеевича Калашникова слегка разбередило мне  душу и я решился  на свои собственные воспоминания о нем. Впервые  я  увидел  конструктора в совминовской  республиканской  столовой, что находилась  на Пушкинской улице  Ижевска, в  октябре 1990 года. Он   скромно  стоял  в  небольшой очереди, такой  весь  худенький, в   черном , кожаном  пиджачке.  Не  высокого роста ,но с  гордой  копной  зачесанных назад , седых волос. Меня  в  эту столовую  привел  мой  новый  знакомый  по  службе,  Федор Федорович  Шишкин, и   мы, как раз  встали  в очередь  за  Калашниковым. Федор  Федорович , человек  был  знающий  всех , местный, и  тут  же , с  гордостью  в  голосе, пояснил мне, кто же  здесь  стоит  и  представил меня Михаилу Тимофеевичу. А  я  в  Удмуртской республике на  тот момент  и  прожил  то дней  пять  всего и вот такая встреча! Мы сердечно пожали друг другу руки. Он даже спросил меня ,откуда я прибыл. Он сам то родом с Алтая был. Не земляки,к сожалению.
     Я  тогда  и  не  совсем  представлял , с какой  же  все  таки  легендарной личностью  меня  познакомили. Ну  конструктор  автомата. Но все  же …  сам Калашников. Многие годы  он отдал городу Ижевску и Ижмашу, куда приехал в 1948 году.
Позже  наши  встречи  происходили  уже  в составе каких либо больших совещаний,  в  основном  праздничных   мероприятий  или  республиканских юбилеев.
    С  годами  уважение к  нему в  стране возрастало  все  больше и больше, 
 позже некоторые  торжества  проводились уже  ради него самого.Он того стоил. 
    Помню , как приезжали к нему на  юбилеи  и  Ельцин с  министром обороны Павлом Грачевым, и Черномырдин, многих других  уважаемых людей , какие подарки ему дарили на  этих юбилеях. Хотя в той  же  Америке он стал  бы  просто  мульти  миллионером, что  подарки, у  нас  же первые хорошие денежные отчисления, которые  он получил за свою  фамилию, были сделаны , разве  что  на глазовской водке - за  марку "Калашников", которая и сегодня очень популярна в народе. Она и  сегодня  в продаже свободно продается.
    Хотя дарили  ему  и  машину - "Ниву"  кажется, от министерства Обороны, также присвоили на первом серьезном  юбилее , в честь 75 - летия, звание   генерал- майора, что было все таки довольно комично для  конструктора , а потом уже  и генерал –лейтенанта. В любом случае, Калашников всегда держался  скромно и приветливо  и  от  подаренных  властью наград  не  бронзовел. Всегда  общался  он  и с простыми людьми , не отказывая  им во встречах. Я даже иногда посылал к нему своих сотрудников с проверяющими нас гостями, если те очень просили об этом и он не отказывал во  встрече.
    Удмуртские власти  тоже  всегда ценили Калашникова и в последние  годы  его  жизни часто вытаскивали на различные мероприятия. Помню  его  старенький  , совсем  тоненький  и скрипучий  голосок , когда  он  пытался рассказывать на мероприятиях  про  свои военные эпизоды из личной жизни  или  о своих  встречах с  различными знаменитыми в мире  людьми. Некоторые  окружающие  его за столом чиновники посмеивались втихомолочку над этими изливаниями души пожилого человека, но лишь втихомолочку! Кто были они и кем был он.
    Здоровье  на  восьмом  десятке  уже  было не такое хорошее и он , конечно, немного  пьянел от нескольких , небольших стопочек  водки  и  первым  из гостей уезжал домой. Тем не менее, до конца  своей  жизни, он  участвовал в общественной жизни  города Ижевска ,принося хороший  рейтинг местным властям. Это понимал и сам Сан Саныч Волков, президент республики, который  частенько  приглашал  конструктора на различные мероприятия, неизменно сажая за стол рядом с собой.
    Одна из последних встреч с великим  Калашниковым у меня произошла в  Москве , в Домодедово, когда я возвращался  домой с очередной коллегии , а  Михаил Тимофеевич   возвращался , кажется, со своего интервью, посвященного выпуску
  юбилейной   книги. Было ему  уже лет  за  80. Провожали  его в Москве председатель тогдашнего  правительства   республики,  Ганза Николай Иванович и другие не менее серьезные и  колоритные  люди. Все было ; довольно скромно  и достойно,  по  рюмке выпили  в  буфете и  немного пообщались.  Николай Иванович даже попросил меня проводить Михаила Тимофеевича до трапа самолета, зная ,что я лечу этим же рейсом в  Ижевск . Мне тогда и сорока то не было, вот такая была история. Был я тогда начальником Удмуртской таможни. Так вот, слегка поддерживая его, я прошел с Михаил Тимофеевичем до самого самолета. Приятно вспомнить те  времена ,когда  живы  были такие легендарные на сегодняшний день люди!

На фото - день рождения руководителя Госсовета Удмуртии Семенова,я четвертый слева.Калашникова представлять не надо...


Рецензии
Саня, тебе повезло увидеть!!!!!!!!!!!!!

Сергей Токарев -Маринин   23.05.2021 10:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.