Встань Русич

В Великий Велесов день, у Доброслава, одного из дружинников князя Градимира, и его жены Млады, родился первенец. Родители дали ему имя Братислав. Когда малышу исполнилось восемь месяцев он начал пытаться вставать на ноги. Млада, жена Доброслава, заметив это, подошла к Братиславу ползающему по полу дома и подала сыну руки. Малыш схватился за руки матушки и попытался встать. Как раз в этот момент в дом вошёл Доброслав.

- Оставь, Младушка! Пусть сам на ноги встанет, он ведь мужчина! – широко улыбнулся Доброслав.

- Слаб он ещё, чтобы самому подняться! – ответила Млада.

- Оставь, а мы посмотрим!

Млада аккуратно отпустила руки малыша. Братислав пополз за матерью, но та отошла к мужу и вместе с ним наблюдала за сыном. Малыш полз в сторону родителей и уже был около них, но Доброслав поставил между сыном и родителями скамью. Братислав удивился. Он остановил своё движение и схватился рукой за скамью.

- Сейчас расплачется! – сказала Млада и хотела уже было взять сына на руки.

- Не заплачет, он мужчина! Не мешай ему, он думает. Ну, вставай, Русич! – обратился Доброслав к сыну.

Братислав тем временем, схватился и второй рукой за скамью и, пыхтя, он пытался подняться на ноги. Это ему уже почти удалось, но, вдруг, ребёнок упал.

- Ну вот, я же говорила, слаб он ещё! – обеспокоилась Млада

Мать хотела взять сына на руки и утешить, но Доброслав снова остановил жену. А малыш, тем временем, начал вторую попытку. Он повторил свои предыдущие действия, схватившись сначала за скамью одной рукой, потом второй, и стал подтягивать себя ручками вверх, пытаясь встать на слабые ножки. Он так увлёкся этим процессом, что перестал плакать. Ещё бы! В этот момент его ум решал одну из сложнейших задач, с которой сталкивается каждый человек в начале жизни. Наконец, после нескольких попыток, Братиславу это удалось. Он стоял на дрожащих ножках, держась руками за скамью, и удивлёнными глазами смотрел на родителей.

- Видишь, Младушка, а ты говорила слабый! Настоящий мужчина растёт!

- Какой же ты у нас молодец, Братиславушка! – улыбнулась Млада сыну.

А тот, глядя на улыбающихся родителей, сам улыбнулся. Пуская слюнки и стараясь, подражать взрослым Братислав начал смеяться. Отец подошёл к сыну и подняв его под самый потолок избы, сказал:

- Ах, ты мой, богатырь! Славный воин растёт!

- Вам бы мужчинам всё воевать да воевать, а кто же землю пахать будет? – вздохнула Млада.

- Он и землю пахать будет, и в кузне работать его научу! Русич всё уметь должен! А что воевать приходится, так ведь доля наша мужская такая!

- Я так переживаю за тебя, Доброслав, когда ты уходишь в поход, а теперь ещё и за сына волноваться придётся! Ведь только он повзрослеет, его в дружину возьмут. А мне ждать да гадать, вдруг, из похода кто из вас не вернётся!

Доброслав подойдя к жене, сказал:

- Такая ваша доля, Младушка, ждать мужчин!

- Горькая доля! – вздохнула Млада.

Доброслав передал сына жене.

- Завтра повезём его к Остромыслу. Пусть волхв подберёт для мальчишки оберег, подобающий дню его рождения.

Братислав, тем временем, задремал на руках у матушки.

- Ты садись за стол, муж мой! Кормить тебя буду, вот только уложу его в люльку! - прошептала Млада.

Подойдя к висящей колыбели, Млада положила в неё сына, поцеловала его в розовую щёчку и накрыла одеяльцем. После этого она достала из печи горшок, наложила в глиняную тарелку томлёной каши, добавила в неё топлёного масла, отрезала ломоть ржаного хлеба и подала мужу, а сама уселась напротив, смотреть, как ест Доброслав.


Рецензии