Люди не в ангелов превратятся, а станут обновленны

Творение. Мира
 
Библия показывает нам лестницу творения, но нигде не говорит о превращении низшего в высшее. Наоборот, все
сотворено «по роду и по подобию ( Быт.1,11 и др.)». Об этом определенно говорит
святитель Василий Великий

Так о растениях он пишет: «И таким образом, что при первом сотворении возникло из земли, то соблюдается и доныне чрез сохранение рода последовательностью преемства (57, Шестоднев, беседа 5, стр.43). Также говорит он о животных: «Природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся, и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня делает она преемником коню, льва – льву, орла – орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до скончания вселенной.
Никакое время не повреждает и не истребляет свойства животных (57, Шестоднев, Беседа 9, с.86).

Каждая ступень лестницы тварных существ восходит к Богу и
участвует в своем обОжении ,
но не превращается в другую ступень тварного же бытия. Нет никакого смысла в том, чтобы цветы превратились в зверей.
Смысл в том, чтобы и цветы, и звери преобразились в Божественной славе . Так, на горе Преображения одежда Спасителя сделалась белою, блистающею,
преобразилась благодатию и светом фаворским ,
но не превратилась в кожу или иное что.

Ив будущей жизни
будет новое небо и новая земля .
Земля не станет небом, земля станет новой землей. Люди не в ангелов превратятся, а станут обновленными людьми, причастными Божескому естеству.

 Всякая тварь имеет, по мысли
преп. Максима Исповедника, свой Божественный Логос, вложенный в нее Божественным Логосом - Творящим Словом Бога-Творца, от Божественного Логоса, Слова Творца – всякая «-логия» этого тварного мира (фило-логия, био-логия, космо-логия, гео-логия и т.д.). Еврейское слово день (йом) связано со словами «встать», «подняться». Это – пора действия. А ночь (лайла) – это пора, когда все сворачивается, уходит в себя. Так в творении мира чередуются свет и тьма, подъем и спад жизни, активность и пассивность, разворачивание и сворачивание всех творческих сил и энергий. Понятие дня естественно связано со временем. Но в самом тексте Слова Божия все-таки
днем названо не определенное время, а свет.

То есть, значение не хронологическое, а оптическое. Свет – основа миробытия, основная его стихия. Энергия – бытийная и жизнетворная сила. Абсолютный инвариант, не подверженный никаким изменения – скорость света. Некая первичность света в тварном мире .

И в духовном мире Бог есть Свет и просвещает светом истинным, светом нетварным, фаворским всякого человека и всякую тварь.
( прот. Г. Фаст)


Рецензии