О преданности и о совершенстве...

            «Инсони комил» - «человек совершенный» - одно из определений сознательного человека - высказанное выдающимся философом исламского мира Ибн аль Араби.
            К этой категории, безусловно, можно отнести первых мистиков мусульманского Ренессанса, проповедовавших аскетизм, умеренность во всём и подчинение своего эго на пути своего духовного совершенства с тем, чтобы приблизиться к Всевышнему. Не скрою: мне всегда импонировали такие личности и я им откровенно завидовал.
            «О Боже! - восклицаю я иногда в сердцах - как же они далеки от меня и недосягаемы!»
            А так хочется приблизиться к ним на расстоянии протянутой руки. Чтобы иметь возможность, прикоснуться до края их одежды. Чтобы, хотя бы, капелька праведности коснулась и меня, пробудив тем самым ото сна этого мира. Но для этого мало одного страстного желания: это требует искренних намерений и собственных усилий в этом направлении. А я, почему-то, вместо этого продолжаю бесцельно прожигать свою жизнь, занимаясь непонятно чем. Вот и сейчас написал и - устыдился...
            А это, в свою очередь, говорит о том, что я не искренен и - следовательно - недостаточно  честен и свободен. Ибо, одним из многочисленных путей к Нему, является полная самоотдача себя во власть Всевышнего. Без ожидания каких либо результатов твоей личной деятельности. Тебя не должно существовать, когда ты растворяешься в Нём.
           В этом смысле, меня не устаёт восхищать и поражать высказывание Рабии аль Адавии - выдающейся личности, жившей в эпоху раннего мусульманского мистицизма - которая в порыве очередного религиозного экстаза изрекла:
           - О Господи, если я служу Тебе из страха перед адом, то спали меня в нём, а если служу я Тебе в надежде на рай, изгони меня из него. Если же я служу Тебе ради Тебя самого, то не скрой от меня Своей вечной красы... Так охватила меня любовь к Богу, что не осталось у меня ничего, чем я могла бы любить кого-либо, кроме Него!.. Я перестала существовать и вышла из себя самой.
           Или, к примеру, следующая трогательная история про Ибрахима Адхама.
           Ибрахим рассказывал: «Как-то раз во сне я увидел архангела Гавриила. В руках у него была книга. Я спросил его, о чем она. Он ответил, что записывает в нее имена друзей Бога. Я спросил: «А ты не запишешь и мое имя?» Архангел заметил: «Ибрахим, ты не Его Друг», я ответил: «Правда, но, по крайней мере, я Друг его друзей». Гавриил немного помолчал, а затем произнес: - Я получил наказ Бога записать твое имя первым в списке, потому что на духовном пути надежда рождается из безнадежности».
           Наконец, ещё один пример - о Байазиде Бистами
           Однажды Байазид шел по улице, и ему навстречу попалась какая-то собака. Он подобрал полы своего халата, боясь, что собака коснется его. Вдруг она заговорила человеческим голосом: «Если бы моя шерсть была сухой, тебе было бы не нужно избегать меня, а если бы она была мокрой и грязной, ты мог бы отмыть свой халат чистой водой. Но по причине брезгливости, которую ты проявил по отношению ко мне, воды семи рек не смогут очистить твое сердце. Трудно справиться с грязью души». Байазид попросил: «О, собака, ты такая просвещенная, поживи со мной некоторое время». Собака ответила: «Нет, Байазид, мы не сможем жить вдвоем, потому что люди презирают меня, а тебя превозносят до небес. Кроме того, я не припасаю еду на следующий день, в то время как ты уже год хранишь зерно в своем амбаре». Байазид заметил: «Увы! Если я недостоин даже того, чтобы жить с собакой, как я смогу приблизиться к Богу и общаться с Ним? Хвала Всевышнему, Кто усмирил мою гордыню, и Кто наставляет сильных при помощи слабых».
          Вот примеры, достойные подражания. Но для того, чтобы могла произойти такая трансформация души, необходимо пережить подобное самому. Для этого необходимо место и время. Должна созреть душа. Как созревают по осени сладкие фрукты и бахчевые культуры, от которых кругом идёт голова.
          Ну что ж... как говорил Семён Семёнович Горбунков, будем ждать.И - искать...


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Голиб.
Замечательные записки. Спасибо!

Владислав Свещинский   17.02.2021 15:08     Заявить о нарушении
Доброго времени суток, уважаемый Владислав!
Благодарю Вас сердечно за отзыв! )))

Голиб Саидов   18.02.2021 18:42   Заявить о нарушении