Чернятинское княжество и Клинский Круг

                Михаил Леонидович Томилин г. Клин


          В книге «История родов русского дворянства» П. Н. Петрова составленной на основе летописных и архивных материалов говорится, что столицей Чернятинского княжества был город Чернятин: «Его местонахождение точно не известно, возможно, это деревня Чернятино в Московской области, Клинский район (исходя из того, что Дорожаево, центр Дорогобужского княжества, расположенного поблизости, что является ошибочным мнением) Выделилось из Дорогобужского княжества после смерти Дмитрия Еремеевича около 1406 -1407 года. Управлял княжеством его сын Иван Дмитриевич. Семён Иванович, сын Ивана Дмитриевича, был последним правителем, после чего княжество присоединили к Москве».
           Но есть и другая версия родоначальника Чернятинского княжества, первым Чернятинским князем был не Иван Дмитриевич – сын Дмитрия Еремеевича, а Иван Еремеевич, младший сын Еремея Константиновича. В летописях он упоминается один раз.  Осенью 1406 года князь Иван Еремеевич в составе тверской рати со своей дружиной участвовал в походе русских князей для помощи великому князю московскому Василию I Дмитриевичу против войск великого князя литовского Витовта в стоянии на реке Плава. То есть за год до смерти Дмитрия Еремеевича, своего старшего брата и со своей дружиной – Чернятинской. По моему мнению Иван Еремеевич стал Чернятинским князем по договореннояти между Еремеем Константиновичем и Михаилом Александровичем, которая была достигнута в 1371 году, а официально после смерти своего отца Еремея, по его завещанию в 1372 году. Этому событию предшествовала «литовщина» - 1368–1372 годов - военные походы войск Великого княжества Литовского под руководством князя Ольгерда против Московского княжества. Причиной походов Ольгерда послужило обострение в 1368 году конфликта великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича с Литвой из-за распрей с великим князем тверским Михаилом Александровичем, в том числе и из-за завещания Семена Еремеевича, где камнем преткновения было Клинское удельное княжество. Что более подробно рассмотрим ниже.
           На наш взгляд, вопросы о причинах возникновения и существования Чернятинского княжества в составе Великого Тверского княжества требует более детальной проработки, так как он интересует многих краеведов Клина и других любителей истории Тверской земли.
            Попробуем ответить на следующие вопросы.  Где находились древний русский город Чернятин и Чернятинское княжество? Каковы причины и время их появления? На каких землях великого Тверского княжества было расположено Чернятинское княжество, и какими могли быть его границы? По каким торговым путям оно было связано с окружающими его княжествами и уделами? Какие материальные «следы» от него сохранилось до наших дней?
             Отметим, что удельное княжество – княжество зависимое от великого князя – не самостоятельное образование, полностью ему подчиненное. Но при ослаблении центральной власти, удельные княжества получали больше самостоятельности, яркий пример тому Кашинское княжество. Если удельные князья, а это братья и племянники жили в миру с князем тверским, то они исполняли обязанности князей - воевод и отвечали за укрепление внешних границ и сбор мыта за проезд купцов, то есть таможню в современном её понимании, от чего в том числе кормились, но большую часть отдавали в Тверь.
             Почему было деление на уделы или вотчины? На Руси существовало Лествичное право – наследником становился старший в роду князь. Для того чтобы защитить права своих сыновей после смерти, при переходе власти, князья – отцы делили и завещали свои вотчины (наследство по отцу) детям. Особенно это было актуально если начинались гонения от нового князя – отъём земли. Кто из князей такой порядок нарушал, то есть отнимал вотчины, был осуждаем другими князьями, что давало некую защиту от правового беспредела. Завещания были нормой в Тверском княжестве со времен Михаила Тверского. Что доказывают более поздние завещания, завещание великого князя Михаила Александровича Тверского (Микулинского), завещание Константина Семену и Еремею, и завещание Семёна. Имея свою вотчину, князья не боялись потерять власть – примером тому может служит князь Константин Михайлович, который два раза становился великим Тверским князем, спокойно уступал свой стол брату и отъезжал в Клин. У всех удельных князей были и свои резиденции в Твери, и естественно в своих вотчинах. Они имели свои дружины, и чем сильнее была дружина, тем больше было свободы действий от старшего князя - демократия того времени.  Со своими дружинами и воями – ополчением, они обязаны были помогать тверскому князю в защите княжества.
            Обратим внимание на то, что на сегодняшний день доказано -  центра Дорогобужского удельного княжества на месте деревни Дорожаево – Дорогобужа не было, как и самого Дорогобужского удела в Тверском княжестве. В работе «Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв.» доктора исторических наук В. А. Кучкина сказано: «В научной литературе до самого последнего времени считалось, что уделом князя Константина был город Дорогобуж.  Дело в том, что в источниках последней трети XV века упоминаются праправнуки князя Константина Михайловича князья Юрий и Осип (Иосиф) Андреевичи с прозвищем Дорогобужские. Поскольку в те времена князья получали прозвища по месту своих владений, считалось, что Юрий и Осип владели Дорогобужем. Свои наименования Дорогобужских князья Юрий и Иосиф сохранили от своего отца, но после его смерти, смоленский Дорогобуж у них отобрал литовский князь, и они перешли на службу назад к тверскому князю. Сам Дорогобуж признавался их отчиной, а первым его владельцем назывался родоначальник этой ветви тверских князей третий сын Михаила Ярославича, Константин.» 
             Но такого города (Дорогобужа) в Тверском княжестве не было, В. А. Кучкин: «В приведенной цепи логических умозаключений не все было гладко. Дело прежде всего в том, что никаким источникам город Дорогобуж в Тверском княжестве неизвестен».  Выход попытался найти историк Н.М. Карамзин в своём труде «История государства Российского», он ошибочно предложил считать Дорогобуж в современном ему тверском селе Дорожаеве. Идея Карамзина была подхвачена другими историками, в том числе В.С. Борзаковским, в его «Истории Тверского княжества». Как подчеркнул В.А. Кучкин: «К тому же село Дорожаево, в первой половине XVI века, входившее в состав Хорвачского стана Тверского уезда и не являвшееся каким-либо административным центром, лежало близ р. Шоши».
            Отметим, что город Дорогобуж был и существует до сих пор - это небольшой городок в ста километрах от Смоленска, и 270 километров от Твери, на реке Днепр.
            Теперь подробно рассмотрим вопрос о возможном месте нахождения древнего Чернятина, так как в Клинском уезде, или на Клинской земле существовали две деревни Чернятино, на месте которых могла быть столица Чернятинского княжества. Мы рассматриваем земли Тверского княжества, подчеркнем то, что в Клинском уезде (исторически его земли принадлежали Твери) было две деревни с названием Чернятино и одна деревня в Кашинском уезде, больше на Тверской земле такие топонимы не встречаются, но возможно они просто не сохранилисьдо наших дней.
             Существует памятник литературы Тверского княжества «Инока Фомы слова похвального о благоверном великом князе Борисе Александровиче». По мнению историков, это «Слово» написано в 1453 году. В нем есть место, в котором автор говорит об обновлении городских укреплений городов княжества по повелению князя Бориса Александровича. Такие работы были проведены в Кашине и «граде» возле Клина. Этот град возможно и есть наш искомый Чернятин. В 1408 году после нашествия Едигея наш город - крепость Клин пострадал, но был ли взят отрядом татар – вопрос. Затем город Клин, его стены подновили. Поэтому стены города к 1453 году не обветшали, и наш город не был упомянут в «Слове похвальном». В летописи не упоминается и о том, был ли Чернятин разрушен, поэтому его стены обветшали от времени и были обновлены.
              Кандидат исторических наук Чернышов Андрей Владимирович в своей работе «Очерки по истории Тверского княжества XIII-XV веков» отметил, что: «С большим трудом Тверское княжество справлялось с вражескими набегами с севера и юга. К югу от Твери было два коридора для них: Клин - Тверь и Холм - Микулин - Тверь.
             Наилучшим средством борьбы с такими набегами являлось укрепление южных рек-притоков Волги городками - крепостями либо обнесенными стенами монастырями и пустынями, которые превращались в крепости. Сухопутные коридоры вторжения, используемые татарскими и московскими отрядами, шли по долинам волжских рек - притоков, и даже небольшая крепость, удачно расположенная на притоке, могла задержать противника от 3 до 4 дней, необходимых для подхода основных военных сил Тверского княжества. Тверские князья вынуждены были защищать проходы в волжскую долину цепочкой небольших городов- крепостей, расположенных на реках - притоках Волги. Именно эта установка и превратила основную часть городов княжества в небольшие укрепленные центры оборонительного значения.»  Считаю, что был еще один коридор вдоль реки Лама, по её пойме.
            Логично предположить, что эти города- крепости не строились заново, а подготавливались к обороне уже существующие поселения, чтобы сократить затраты на оборону. До того существовавшие населённые пункты уже находились на водных и речных путях, по минимуму были подготовлены к обороне и занимали выгодные с точки зрения их обороны места. Заново строились монастыри и пустыни, в том числе и для обороны. Например, для усиления обороны Москвы её окружали более десяти монастырей. Клинская крепость, или кремль в то время был размером 46 на 80 саженей или примерно 90 на 160 метров, сам город был значительно больше. Видимо и Чернятин, вернее его кремль, выполнявший те же функции, имел сопоставимые размеры.
            Теперь о времени возникновения города Чернятин. По мнению В.А. Кучкина в его работе «Роль Москвы в политическом развитии Северо-Восточной Руси конца XIII в.», начало распространения влияния московских князей на Волок Ламский сле¬дует, относить к периоду существования коалиции Москвы, Твери и Переяславля, когда князь Даниил Александрович Московский занял на короткое время Новгородский стол, посадив в Новгороде своего сына Ивана Даниловича в 1296— 1297 годах. Это влияние заметно выросло в период княжения Юрия Даниловича, который занимал новгородский стол с 1314 по 1316 год, а после подстроенной им смерти Михаила Тверского за великое княжение тем более. До притязаний Москвы на Волок Ламский, им «сместно» управляли Новгородцы и великие Владимирские князья. Поэтому для усиления влияния Твери и контроля торгового пути по реке Ламе мог возникнуть город - крепость Чернятин на месте древнего поселения кривичей на территории Тверского княжества в Клинском уделе на излучине реки Ламе в конце XIII начале XIV века, в противовес усилению влияния Москвы в новгородском анклаве Волоке на Ламе.
              Так же необходимо отметить то, что с 1345 года в Волоке Ламском стал княжить Федор Дорогобужский, тесть московского князя Симеона Гордого – сына Ивана Калиты. Симеон женился после смерти первой жены на Евпраксии, дочери Федора Святославича Дорогобужского из дома смоленских князей. Он оставил свои владения в Смоленском княжестве, где был князем Вяземским и Дорогобужским, и получил от зятя вотчину в Волоке Ламском, сохранив наименование Дорогобужский. Но правил не долго уже в 1346 году скончался. Так что князь Дорогобужский был, и им был не Константин Михайлович Тверской, а Федор Дорогобужский из смоленских князей.  Князья Константин и Фёдор жили в одно время, правда в 1345 году Константин умер, а его старший сын Еремей и младший Семён стали княжить в разделенном Клинском уделе. В связи с этим Еремей получил прозвище «Полуклинский», «половинить» на Руси означало делить на две части, но не значит, что на равные, то есть Еремей был князем разделённого княжества.
             В  «Списке населенных мест Московской губернии»  говорилось, что в Клинском уезде есть две деревни Чернятино. Обе находятся к северо-западу от Клина.
             Одна - «при реке Яуза 26 ; верст от Клина», другая - на реке Лама. На современной карте осталось одно Чернятино что на реке Яуза вверх по течению от села Воздвиженское. По рельефу местности видно, что это место мало приспособлено для обороны, да и находится оно рядом с истоком Яузы. К тому же оно дублировалось еще одной небольшой крепостью будущей Боголеповой пустыней, о времени появления которой ничего неизвестно. Нецелесообразно в таком малопригодном для обороны месте ставить город-крепость. Поэтому современная деревня Чернятино в верховьях реки Яузы не может быть древним бывшим городом, центром удельного княжества. 
            Вторая деревня Чернятино на Ламе до сего дня не сохранилось. Его можно найти на карте межевания Клинского уезда 1766 - 1770 годов В.С.  Кусова и на карте межевания 1784 года. Можно предположить, что на реке Лама в 3,5 километрах вниз по течению от места впадения в нее реки Яуза и мог находиться древний Чернятин, река Лама в том месте, где располагалась деревня Чернятино, так же делает петлю, как река Сестра в том месте, где стоял кремль древнего Клина. Поэтому с точки зрения обороны, «запирания» прохода по и вдоль реки Лама, место крепости Чернятин весьма удобно. На карте России, составленной в начале XVII века по чертежу царевича Федора Борисовича Годунова и изданной в 1613 г. в Амстердаме, на северо-западе от Клина обозначен город Чернятин (вернее Чёрный Ям ясно, что ошибка). Это тоже доказывает, что Чернятино на Ламе и есть искомый древний славянский город. Федор Годунов на престоле царствовал меньше всех - 49 дней в 1605 году. Свой чертёж составил, будучи царевичем, то есть до 1605 года. Карта увидела свет в Амстердаме только в 1613 году, а город Чернятин скорее всего поляки уничтожили во времена смуты начала XVII века.
            В то время на реке Лама был известен один город Волок Ламский, принадлежавший Новгородской феодальной республике, позже было совместное управление им Новгородом и Москвой.
            Здесь необходимо сказать о происхождении названия реки Лама.  В «Топонимическом словаре Московской области» Евгений Поспелов пишет: «В современном латышском языке lama имеет ряд значений - узкая длинная долина, а также маленький пруд, лужа». Но это не так. Лама – слово наших предков славян. В толковом словаре «Живого великорусского языка» Владимира Даля есть такое объяснение: «ламывать, ломать, лам (наречие псковское и тверское), лом, дром - сухой хворост, коренья в лесу». По притоку Большой Сестры реке Дубовка, впадающей в Ламу, существовала пустошь Ломово. Писатель и краевед Михаил Пришвин писал: «Верховья лесной реки не только на лодке, но и пешком берегом часто не проходимы. Деревья валятся, и вода, как испуганная, бросается в сторону, там она опять подмывает другие деревья, всё заливается на широком пространстве сплошным ломом, заболачивается, и это непроходимое место реки здесь называется «лама» или «занаволока». Такой и является река Лама в своих истоках, в Шитьковских болотах, по которым и названа. То есть название реки дали наши предки славяне.
            Отметим: «Верховья лесной реки не только на лодке, но и пешком берегом часто не проходимы…» - информация к размышлению о проходимости верховьев малых рек, считаю, что товар купцы все - таки переносили – волочили, а не волокли лодки, которые бы после волока нужно было бы капитально ремонтировать и заново промазывать. Лодки должны были ждать на реках между волоком.
             В августе 2019 года я побывал на месте бывшей деревни Чернятино, что на реке Ламе. До сих пор река Лама в этом месте широкая и полноводная (не менее 30- 40 метров), в отличии от ручейка, который от неё остался в самом Волоколамске (метра 2 шириной, о то и меньше). Легко обнаруживаются остатки вала и древний ров на узком перешейке луки реки Лама, правда ров затянулся землёй и сильно зарос деревьями и кустарником, но чётко просматривается. По краю рва с обоих сторон у реки сохранились возвышения – места где могли стоять башни древнего города. Стало понятно, что на таком удобном месте город должен был быть.
               
            На другой стороне Ламы до сих пор сохранилась старинная деревня Долгая Пожня. Мои догадки подтвердила краевед, учитель истории Нина Александровна Большакова, она родом из деревни Овсянникова, что в Пятке, в Кругу, (так называются в народе до сих пор пять деревень расположенных недалеко друг от друга). Она рассказала, что уже далёком 1997 году побывала на месте деревни Чернятино на Ламе. Она собрала с земли керамику – черепки, которых там много и отвезла в Институт Археологии Российской академии наук. Где через некоторое время ей выдали документ с датировкой привезённой керамики - XIII век, но к сожалению этот ценный документ затерялся.
            
            Разберёмся с этимологией, или происхождением названия Чернятин, их несколько. Во-первых черным, чернолесьем, на Руси назывались лиственные ольховые, вязовые, дубовые, осиновые, ясеневые леса за исключением липовых и березовых. Но со временем по закону леса, лиственные деревья вытесняются хвойными. Во-вторых леса по Ламе были непроходимыми, дремучими и черными (тёмными), поэтому и город в окружении такого леса так назвали. В XIII – XIV веках, на севере современного Подмосковья был огромный дремучий Волоковский или Оковский лес.
             Но зададимся вопросом - почему тогда другие города так не назвали? Во-третьих, мог получить название по рекам Чёрная, Чернавка и т.д. из - за воды, обычно реки вытекающие из болот имеют темный цвет откуда и название рек. Но реки с таким названием на месте Чернятина не известно. Еще по одной версии, от личного имени вождя или основателя по прозвищу Чернята, от слова «черный». Скорее всего, так называли человека со смуглым цветом кожи, черными волосами или того, кто носил темную одежду. Что является не характерным для славян средней полосы, в связи с этим фамилия Чернятин не является распространенной в центральной России. Так же название поселения, а затем и города Чернятин на его месте могло быть связано с дохристианской традицией – почитанием одного из славянских богов - Чернобога. Считаю это предположение более обоснованным. Чернигов, Чернятин - один корень черн.
           Обратим внимание на следующее. Существует легенда, что до христианизации Руси в городе Чернигове стоял храм Чернобога, он был сделан из черного камня и был весьма популярен. Есть предположение, что Чернобог до христианизации славян был одним из наиболее почитаемых славянских богов, по мнению автора статьи «Чернобог и Велес» Дмитрия Гаврилова: «Согласно «Славянской хронике Гельмольда» Чернобог обычно отождествляется с Черноголовом из "Книтлингасаги", и имел воинские функции. В сербо - лужицком пантеоне назван А. Френцелем (1696) - Czernebog. Петр Альбин в "Миснейской летописи" говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда. Аль-Масуди дает описание святилища Черного бога в X веке на Черной горе: «... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных крыльев и других».
      
            Для доказательства существования города Чернятин на месте деревни Чернятино обратим внимание на погост Зеленицино, расположенный совсем рядом в полутора километров в низ по течению реки Лама от Чернятина. Погост - административно-территориальная единица Древней Руси. Деление на погосты, а также на пятины, присуды и губы характерно для Новгородской земли. Вспомним Пяток – пять деревень в Клинском Кругу. В других русских землях подобного деления земель не было, но погосты были и в Северо-Восточной Руси. В Северо-Восточной Руси аналогом погоста были волости, позднее, со времён Ивана III, появились станы. Волость в старину означала - власть, правительственную силу, часть земли, сельскую территорию, подчинённую городу. В Древней Руси территорию княжества, которой управлял волостель.
            По мнению Николая Михайловича Никольского русского, советского историка погосты в Северо- Восточной Руси основаны торговавшими и расселявшимися по всей Северной Руси новгородцами. Они ставили на основанных ими погостах храмы, как правило, на местах или рядом с языческими капищами, которые находились в близи с родовыми и племенными центрами. Но не только новгородцы основывали погосты, вообще купцы всех славянских племён. Погостами назывались сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба» - торговля. Известные историки и археологи, доктора исторических наук В. Л. Янин и М. Х. Алешковский придерживались такой же точки зрения, в их работе «Происхождение Новгорода» сказано: «Если города возникли из погостов, то само возникновение погостов, их рост и развитие неотделимы от процесса зарождения государственного аппарата, от процесса становления самого государства…» То есть города возникали из погостов – торговых и административных центров – местах сбора дани и мыта на торговых путях. И должны были отвечать ещё одному важному условию - быть хорошо защищенными, используя рельеф местности. Практически всегда рядом с древними городами на картах можно найти погост или несколько погостов. Таким древним племенным центром могло быть место возникновения древнего Чернятина, который этим требованиям отвечал.
            Теперь о этимологии названия погоста Зеленицино. Проведём аналогию. Существует Зеленцино – деревня в Александровском районе Владимирской области, она находится в месте впадения реки Вздериножки в реку Серую у Ярильцевой или Лысой горы Это место обитаемо было с незапамятных времен. Поселение славян появилось возле Лысой горы, где находилось капище у священного источника. В нём жили зелейники — знахари, лечившие травами и кореньями, от зелейника и произошло название— Зеленцино. Местные жители, археологи и краеведы находили артефакты даже каменного века.
            Наш погост Зеленицино па Ламе так же расположен в близи, правда не горы а высокого холма вокруг которого река Лама делает петлю, образуя полуостров где располагался Чернятин. На нём и могло находится древнее славянское капище. Интересно, что по воспоминанию старожилов, еще до войны из Пятка – пяти деревень в Кругу большинство умерших погребали не на кладбище в Боголепово, а которое было совсем рядом, а на погосте Зеленицино что на Ламе. Как пример, по прямой, от деревни Высоково до Боголеповой пустыни 1,5 километра, от деревни Овсянниково 3,5 километрах, а до погоста Зеленицино 7 и 6 километров соответственно. Что говорит о древнем почитаемом, сакральном месте и памяти народа о нем.

            Где мог находиться, как и когда возник город Чернятин столица княжества мы определили, теперь рассмотрим причины и время возникновения Чернятинского княжества, какую территорию оно занимало, и как проходили его границы. Причина и время образования Чернятинского княжества связаны сначала с делением Клинского княжества на два удела между Еремеем и Семёном, а затем со смертью князя Семёна Константиновича от чумы в 1365 году, когда его удел по завещанию, противоречащему законам того времени, перешёл двоюродному брату Михайловичу Александровичу Микулинскому, а не родному брату Еремею. После получения завещанных земель князь Александр стал не строить Городок, как считается, а стал его укреплять, или рядом заложил каменную крепость. С другой стороны по просьбе Еремея, считавшего завещание не законным и при помощи Дмитрия, Великого князя Владимирского и Московского и других князей, в 1367 году объединённые войска окружили Тверь, осадили Городок(Белый городок), как они стали бы его осаждать, если его ещё не построили?. «Но смогли разорить лишь клинские земли на правобережье реки Волга, владений епископа Василия и умершего князя Семёна». А в 1368 году Городок был захвачен. Им стал управлять московский наместник совместно с князем Еремеем Константиновичем.
            Однако уже в начале 1369 года москвичи были вынуждены покинуть Городок и отказаться от поддержки князя Еремея». После этого события вероятнее всего, между Еремеем Константиновичем и Михаилом Александровичем был заключён мир, потому что уже в 1371 году сын правителя Клинского княжества - князь Дмитрий Еремеевич командовал тверскими войсками в походе против москвичей. Вероятно, как раз в годы с 1369 по 1372 и могло быть образовано Чернятинское княжество на части удела умершего князя Семёна. Как компромисс при заключении мира между Еремеем Константиновичем и Михаилом Александровичем, мог быть согласован вопрос об образовании княжества Чернятинского на землях по Ламе и Шоше во второй части удела Семёна, которое возглавил один из сыновей Еремея - Иван. То есть часть удела Семена с центром в Белом Городке осталась у Михаила Александровича, а другая с часть с городом Чернятин осталась за Еремеевичами, преобразовавшись в Чернятинское княжество. Хотя официально считается, что Чернятинский удел выделился из состава Клинского княжества уже после смерти Дмитрия Еремеевича в 1407 году.
            Ответ на этот вопрос могут дать границы Клинских княжеств – уделов Еремея и Семёна, которые образовались после смерти Константина Михайловича. Старшим братом был Еремей, ему должно было достаться все княжество, но по завещанию (несохранившемуся) Константина в виде исключения, младшему князю Семёну был выделен удел, он должен был быть намного меньше удела Семена. В отличии от версии Доктора исторических наук В.А. Кучкина по которой сыновьям Константина достались равные части Клинского княжества (Подробнее в моей статье «Клинское княжество за и против»). По другой версии краеведа, председателя Московского областного общественного фонда историко - краеведческих исследований «Наследие» Игоря Борисовича Даченкова в статье «Дубна была «яблоком раздора» на Руси, а Белый Городок - столицей Северного Клинского княжества» говорится о том, что «по всей видимости, естественной границей между княжествами являлась река Сестра. Таким образом, территория современного Клинского района Московской области и часть Конаковского района Тверской составляли владения Южного Клинского удела. А земли от устья реки Сестры при впадении в Дубну, и далее на север по правому берегу Волги вплоть до Белого городка (сейчас часть Кимрского района Тверской области) относились к Северному Клинскому уделу».  С этим нельзя не согласиться. В древности границами княжеств служили естественными природные рубежи. Версия И.Б. Даченкова подтверждается данными размежевания великокняжеских клинских земель, которую в 1504 году провели писцы великого князя Ивана III Константин Григорьевич Заболоцкий и дворцовый дьяк Ушак.
 
            Можно предположить, что уделу Семёна Константиновича кроме земли на северо - востоке у Волги -  от устья реки Сестры при впадении в Дубну и далее на север, по правому берегу Волги, вплоть до Белого городка, принадлежала ещё одна территория на северо-западе Клинской земли по Ламе, правому берегу реки Шоши та, на которой после смерти Семёна могло возникнуть Чернятинское княжество. Если допустить, что мать Семёна Константиновича, вторая жена его отца Константина Михайловича Евдокия, была родом из Чернятина, то становится понятно, откуда во владениях Семена была вторая часть будущее Чернятинское княжество. Что подтверждается мнением историка С. М. Соловьева в «Истории России с древнейших времён», Он подчёркивает, что на часть удела Семена Константиновича, который был завещан его двоюродному брату Михаилу Александровичу, претендовали дядя Семёна князь Василий Кашинский и родной старший брат по отцу, Еремей, которые и обратились за помощью к московскому князю -  это была северо - восточная часть удела Семена с Белым городком. А северо – западная часть удела Семена с городом Чернятиным стала Чернятинским Княжеством.
 
           Отметим, что историк А.В Экземплярский делил мелкие уделы Тверского княжества: на уделы случайного или временного происхождения и выделившиеся из более крупных, к которым относился и Чернятинский удел, выделенный из Дорогобужского, сейчас понятно, что из Клинского удела. А.В Экземплярский в своей работе «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 год» изданной в 1889 году и исследователь В.С. Борзаковский в монографии «Истории Тверского княжества» изданной в 1876 году, территорию Дорогобужского и Чернятинского удела они приблизительно определяли так: от верховьев реки Шоши через верховья её притока Лоби и по среднему течению реки Ламы. Много времени прошло с момента публикации трудов, указанных выше. Поэтому с учётом новых данных, в том числе и о Клинском княжестве, попробуем ответить на вопрос- на каких землях Клинского удела располагалось Чернятинское княжество и какими были его границы? 
            Чтобы более точно определить границы Чернятинского княжества рассмотрим часть Клинской земли, с устоявшимся древним названием - Клинский Круг или Круговщина, как обозначено на карте 1873 года.
            Точные границы Круговщины неизвестны, но к  ней принято относить следующие населенные пункты (села, деревни и погосты ) Курьяново, Синцово, Дмитрово (Дмитриева), , Михейково, Подмясьево, Глухино, Ватогина (Затогино), Степанцево, Дурасово (Доросово), Свистуново (Свистуна), Овсянниково, Высоково, Бортницы (Борницы), Боголепова пустынь, Китенево, Таксино, Шевериха, Воздвиженское (Дмитриевский погост), Игумново, Гологузово, Чернятино на Яузе, Корост (Коростова), Воловниково (Желовниково), Крутцы, Владимировка, Новоселки, Александрово, Комлево, Жестоки (Воздвиженское, Носово), Подорки (Подора), Васильково, Некрасино, Семчино, Крюково, Копылово (Копытово), Хлыниха, Выголь.
            Рассмотрим этимологию некоторых древних населённых пунктов Круговщины, отмечу, что в Топонимическом словаре Московской области Е.М. Поспелова они почему то вообще не рассматриваются.
            Деревня Китенево – от кита, означает связь жердей, забор, то есть укрепленное место.
             Деревня Хлыниха (до возникновение деревни была пустошь Хлыниха, а до пусоши возможно урочище) название её произошло по о аналогии с названием города Хлынов, Вятка, сейчас Киров. «Хлынов» - это вольница, свободная земля, слобода. «В Хлынов стекались люди беглые, свободолюбивые. По этой причине и возникло понятие «хлыновской вор». Хлынов был основан новгородскими ушкуйниками. Ушкуйник или повольник это вольный человек XIV—XV веках, входивший в вооруженную дружину, которую снаряжали богатые новгородские бояре и купцы для захвата новых земель. Они занимались набегами и разбоем по Волге, Каме и Северным рекам, передвигались на лодках – ушкуях, откуда и получили свое название. Место где расположена Хлыниха и сейчас окружено лесами и глухое, в те далекие времена это место могло быть местом сбора и отдыха ушкуйников. Хлыниха расположена на реке Чернавка, ранее называвшаяся Астраганец, притока реки Раменки. То есть из этого места можно было на ушкуях добраться и до Волги через реки Чернавку – Раменку – Яузу -Ламу и Шошу. По Чернавке и Раменке через Ямугу в реку Сестру, а затем либо в реку Истру, либо в Клязьму. Место где расположена деревня Хлыниха, а до этого пустошь и сейчас окружено лесами и глухое, в те далекие времена это место могло быть местом сбора и отдыха ушкуйников. И Волок Ламский, принадлежащий в те давние времена новгородцам недалеко.  Тверские краеведы XIX века Карманов, В.И. Колосов и В.С. Борзаковский большую роль в освоении Верхневолжья отводили новгородцам, из монографии Борзаковского «История Тверского княжества»: «Но самая сильная колонизация в Приволжский край шла с северо – запада из земли Славян Ильменских или Новгородцев, к чему как известно их побуждало неплодородие их земли, а затем их деятельный промышленный дух. В этом колонизационном движении Новгородцам много помогло удобство путей сообщения: Новгородцы могли пользоваться многочисленными реками, озерами и волоками при помощи которых им удобно было пробираться из своей земли в Приволжские земли и на самую Волгу…. (И здесь на Волге утвердились окончательно именно Новгородцы: в последствии времени у Суздальцев происходят столкновения на Верхнем Поволжье не с кем либо с другим, а именно с Новгородцами)».                Деревня Таксино от так сине – ягодой черникой синили льняную одежду? По другой версии от основателя деревни -   из прозвища Токсин – происходящего от съемщики-укладчика фарфоровых, фаянсовых и керамических изделий, в нашем случае стекла (во времена Меньшикова с его стеклянным производством?), которое делали в Круговщине при Меньшикове, но это менее вероятно?
          Деревня Синцово – её первые жители занимались синением одежды, черники в лесах вокруг до сих пор много.
          Деревни Дурасово (сейчас Доросово), Свистуново и Гологузово - их названия связаны со скоморохами, которые свистели и дурачились, основатели были из скоморохов или они там и жили. Деревня Желовниково (сейчас Воловниково) считаю, что от от желвь, древнерусское слово означает мозоль? (В Клину кстати была старинная улица Мозылевская.) Не связано ли это с переносом товаров или волоком лодок по протоке на болоте, на торговом пути по реке Яузе. Мы видим, что топонимические названия в Круговщине древние.
          Считаю, что деревни вниз по течению реки Ламы от Впадения реки Яузы до реки Малой Сестры должны были относились к Круговщине. Но в связи с передачей части тверских земель при Иване III Москве - Клинского удела полностью, а входе дальнейших реформ часть клинских земель отошла Волоку Ламскому, а при Советской власти вообще все границы уездов были изменены. Это деревни Бережки (Берешки), Чернятино на Ламе (не сохранилась) погост Зеленицино, Гришкина Сысоево, Казарец Свинолучье, Степанкова. А также деревни по правому берегу реки Шоша до впадения в неё реки Котельня.
          Рассмотрим этимологию названия рек Шоша и Котельня. Река Шоша упоминается в Лаврентьевской летописи под 1215 годом как река Шеша. Принято выводить это название от литовского слова sesupe, sasuola, что означает холодный, прохладный. При чём тут холодный? Есть правый приток реки Липни река Студенец, означающая реку со студёной водой. У того же Владимира Даля есть разъяснение словам тверского наречия «шошелиться или шешелиться», которые означают мешкать, медлить. Шоша вбирала в себя реки, текущие с высот Клинско - Дмитровской гряды, а сама Шоша медленно по низине и несла свои воды в Волгу. Топоним Котельня выводят из термина «котел», подразумевая овраг, то есть река протекает между двух холмов, один из которых высокий обычно правый, а другой пониже. Котловиной называется углубление рельефа в виде чаши, она должна иметь круговые боковые скаты, здесь же просто понижение рельефа, переходящее в небольшую лощину или овраг, что четко указывает на местности границу. Еще отметим, существовавшую по реке Котельня пустошь Чёрногрязье, что по мнению писателя, философа, мистика Ю.В. Мамлеева: «.Черная грязь. Так обычно переименовывали какое-нибудь древнее жреческое место». Рядом, западнее от Котельни протекала река Черная, и сам древний город Чернятин находился на Ламе, (две деревни Чернятино на Ламе и Яузе) их названия созвучны.
          Круговщина или Клинский Круг - древняя территория со своими особенностями. Оказывается еще до Великой отечественной войны в Круговщине был свой говор «цоканье» в отличии от Клина и близ лежащих от него земель. Это не различение в произношении звуков ц и ч, произношение ц на месте ч, например цайка, цай, цашка вместо чайка, чай, чашка, или «да цорт яво знаить, пацаму» или частушка «Дайте мыльце, полотенце и цюлоцки на пеци!». Лингвисты выяснили, что такое произношение свойственно северным говорам: вологодским, костромским, вятским, где ц — твердый звук, как в словах цашка, цисто, улица, отец. Это псковские, часть новгородских, смоленских и тверских говоров, а мягкое ц распространено в Карелии, Архангельской, Вологодской, Кировской областях. В статье «О наречиях русского языка, о говорах Московской губернии» в «Вестнике Императорского Русского Географического Общества» за 1852 год знаменитый этнолог и языковед Владимир Даль о нашем Клине писал: «В Московской губернии говорят различно: в Клину — по-новгородски, в Можайске — почти по-смоленски — хвилин, целавек, уфостье, в Коломне - по-рязански, в Богородск; — по-суздальски. ... Цоканье и чваканье проходят отсюда в Тамбовскую губернию за Шацке. В Сергацком вообще цокают на «а» и на «и», местами чвакают и дзекают». Ещё отмечу отличие в произношении слова «бабушка» – так говорили в Кругу, а «баушка» в Клину. Новгородский говор Клина косвенно в подтверждает мою гипотезу об основании Клина новгородцами и о том, что у кривичей на клинской земле был свой древний город Крево. В первой половине XX века после индустриализации, появления радио и телевидения, хороших транспортных коммуникаций исчез цокающий говор клинской Круговщины, а, значит, великорусский язык стал беднее. Увы, это плоды современной цивилизации.
            Существуют данные, подтверждающие цокающий говор клинского Круга. Статистик и этнограф 1860-х годов И. И. Ордынский опубликовал в «Московских губернских ведомостях» в 1862 году статью «О народных названиях местностей Московской губернии», в которой говорилось: «Жители большей части местностей Московской губернии, носящих народные названия, отличаются особенностями говора, состоящим главным образом в замене буквы ч на букву ц… Цокание распространено в южной части Богородского уезда, в Восточной части Бронницкого, за левым берегом Москвы реки... Кроме того букву ч заменяют на букву ц ещё в двух дальних местностях в Шуваловщине Верейского уезда и в Круговщине Клинского уезда». Автор делает вывод, что эти особенности говора указывают на племенные причины. Полагаю, что здесь дело с вымершим на наших глазах разговорным диалектом, похожим на тот, на котором в древности говорили одни из наших прямых славянских предков – кривичи.
           Сохранение говоров И. И. Ордынский связывает с положением и свойством местности: «В этом отношении замечается, что все подобные местности отброшены от главных путей сообщений, находятся на окраине губернии и почти все уединены от других смежных, особенно Круговщина Клинского уезда, в которую входят более 30 деревень, сгруппированных посреди широкой лесной полосы». Далее в статье отмечается, что такие местности неудобны к земледелию, а это: «выразилось в том, что их жители издавна усвоили себе известные занятия, Круговщина – лесное дело ...» Полагаю, что топоним «круг» связан с крутым поворотом, загибом реки Яуза или со своеобразным кругом, который образуют реки-притоки Шоши Яуза, Лама, Котельня и сама Шоша, а деревни и сёла располагались на них, словно образовывая круг. По другой версии топонимы «круг», «круговщина» связаны с круговой порукой, возможно, с какой-то древней общиной. Расскажу о своей версии - чернь и круговщина или круг, что между ними общего? Чернь – народ, народ на вече или кругу решал важные вопросы, возможно и само название города Чернятина и княжества с ним связано?
            В Кругу не было старообрядцев почему? Ответ нашёл у И. И. Ордынского: «И ещё отличие жителей таких местностей: они большею частью принадлежат к расколам, исключая некоторых, Круговщины, в которой зато нет и никогда не было ни одного раскольника. Это явление может быть случайное, а, может, — следствие других вышеприведённых: жители привыкли смотреть на себя, как на нечто особенное». Считаю, что это «нечто особенное» и есть принадлежность Круговщины к Чернятинскому княжеству. И больше того, Круговщина была ядром Чернятинского княжества. Клинский Круг и есть сохранившаяся до наших дней часть территории Чернятинского княжества, его сохранившийся материальный след в наши дни.
            С учетом территории Круговщины, можно предположить, как проходила граница, разделявшая Чернятинское и Клинское княжества.  В древности естественными границами территорий княжеств служили природные рубежи: реки, ручьи, болота, озера, гряды холмов. Глядя на карту межевания 1767 -1770 годов Владимира Кусова, несложно предположить, что южная граница Чернятинского княжества проходила по реке Малая Сестра (река Яуза была внутренней рекой княжества, границей быть не могла). Там севернее её впадения в реку Ламу в давние времена располагался погост Рождества Иоанна Предтечи. Затем граница удела шла по притоку Малой Сестры – реке Городня, название которой говорит само за себя,- граница. Потом рубеж княжества шел опять по реке Малая Сестра почти до её истока, далее – до реки Астраганец притока Раменки и по ней до впадение в Раменку, от места впадения до верховья реки Ямуга, далее к восточному истоку Яузы. Восточная граница от истока Яузы на север по болоту, затем по реке Котельня правого притока Шоши. Северная граница шла по реке Шоша, а западная по реке Ламе. Чернятинское княжество практически укладывалось в границы большей части Поламского стана и северо - западной части Повольского стана Клинского уезда 1770 года. Границы этих станов уточнены и показаны краеведом Дмитрием Рубцовым в его работе «Клинский уезд по документам XV-XVIII веков». 
             Размеры Чернятинского княжества были не большими примерно 20 на 25 километров около 500 квадратных километров, а Клинского удела до выделения земель Чернятинского княжества около 2000 квадратных километров.

             Рассмотрим как были связаны наш древний Клин и Чернятин? Основными торговыми путями в XIII – XIVвеках были реки. В Чернятинском княжестве главные торговые пути проходили по рекам Лама, Шоша. А торговля с Клином проходила через реку Яуза, правый приток Ламы и текущую с запада на восток. По мнению русского историка Ивана Егоровича Забелина (1820-1908), которое он обосновал в книге «История города Москвы»: «имя реки Яузы в древнем монографическом языке в известном смысле может означать то же, что означают имена Вязьма, Вязёмка, Вязёма, Вяз, Уза, то есть вообще связь или вязь, союз одной местности с другой, или, вернее, одного пути с другим, хотя бы по очень тонкому протоку, какой на самом деле представляет поток реки Яуза». Обратим внимание, что на карте Московской губернии 1860 года река Ямуга обозначена как Яуза. И.Е. Забелин: «Река Яуза в Клинском уезде Московской губернии течёт от востока в реку Лама, а от её истоков к западу течет другая река Яуза (Ямуга), впадающая в семи верстах от города Клина к северу в волжский приток реку Сестру». Существование двух рек с одноименными названиями объясняется предположением, что по ним шел древний путь из реки Ламы -  в реку Яузу - реку Яузу (Ямуга) - реку Сестру. Как пример, существуют две реки Нерль, которые разделял небольшой водораздел: одна - приток Волги, а другая впадала в Клязьму. Поэтому для путников обе реки Яузы представлялись единым целым. От истока Яузы до истока Яузы (Ямуги) был волок по болоту, вернее протока через болото, затем по реке Ямуге до Клина
             Важное значение имел и сухопутный торговый путь, но и он был привязан к реке Яуза. На карте межевания Клинского уезда 1770- 1776 гг., составленной Владимиром Кусовым в результате обработки межевых паспортов землевладельцев того времени, подробно указаны населённые пункты, реки, ручьи, озёра и пустоши, дороги от Клина на Тверь, Москву, Дмитров, Волок Ламский и другие. Но дорога до древнего Чернятина почему-то не обозначена. На карте у деревни Чернятино на реке Ламе, на расстоянии около одной версты расположен погост Зеленицыно, через который обозначена дорога по пустоши Дор. Писатель Сергей Алексеев в книге «Сорок уроков русского» отмечал: «На просторах нашей необъятной Родины есть, пожалуй, сотни деревень, селений или про- сто мест, урочищ, холмов с несколько странным названием — Дор… Чаще встречаются они вдоль основных дорог на европейской части России, тех, что проложены по древним путям… Первоначально «дор» — от «драть» (откуда и слово драка) – поле, площадка, место, земля, на которой собиралась рать (племя), чтобы молиться солнцу, брать, гонять, получать, воздавать богу дары — жертвы… Поэтому и родилось еще одно значение слова «дружно»: друг — это тот, кто стоит с тобой в одном круге братии, держась за руки. Но в результате получилось воинское формирование — дружина, рать… На дору, в священном месте, и произошли первые раздоры, раздраи». То есть топонимические названия с корнем «дор» связаны со священными местами наших предков, с языческими капищами. Через них и проходили дороги. А посмотрите на названия клинских деревень Подорки, Доршево, Дорино, пустоши Дор на реке Яуза, пустоши Подары на реке Городенка и другие. Они говорят о глубокой древности нашей земли. Название пустоши Дор в трёх верстах от Чернятино указывает на то, что там существовало свободное от леса место. Составитель словаря Владимир Даль выводит участок без леса дор от слова «драть», когда с будущей пашни сдирают все лишнее — кустарник, лес, пни. Древнее слово «га» означает движение, как английский глагол go – идти.
            Таким образом, дорога - это участок без леса для движения. Если учесть, что не менее древнее слово «но» означает «вперёд», то, значит, нога – движущая вперёд. Лошадь понукали: «Но, залётная!» То есть, вперёд... Другое древнее слово «коло» означало колесо. Значит, коломага или колымага есть идущая или движущая на колёсах. Слово «не» всегда означало у славян отрицание. Не движение, обездвижение, ничего неделание – это нега. Слово «гать», таким образом, есть движение по тверди, га – движение и т – твердь.
             В старину великая или большая дорога называлась гостиница, образованная от того же древнего слова «га», ставшим «го», и слова «ст» – стан, твердь, земля. В итоге, как вариант, гостиница - движение по земле. По гостиницам передвигались гости. Из этого же ряда слов на границах княжеств появились и погосты, которые располагались на торговых путях и где собирали дань. Так же они были местами гостьбы, то есть торгов, на которых останавливались в старину проезжие купцы. Наречение дороги гостиницей больше соответствует степям или лесостепям. Слово «дорога» в древности больше подходило к лесной зоне Русской равнины, а потому оно вытеснило из употребление обозначение «гостиница», придав ему иной смысл. Деревни появлялись вдоль дорог недалеко от рек и ручьёв позже. Дорога на древний Чернятин шла вдоль по реке Яуза – по линии будущих деревень Глухина, Ватогино (Затогино), Степанцево, Высокая (Высоково), Боголепову пустынь. Грунтовая старая дорога между Боголепово и Высоково сохранилась до сих пор. Затем она шла через погост Дмитрия Солунского, вдоль реки Раменка по линии, соединяющей деревни Поповская, которая к нашему времени исчезла, и Подорки, которая появилась на пустоши Дор, Василькова, пустошь Хлыниха и деревню Жилина, которая тоже исчезла, погост Железовский или Никольский на реке Железовке. Далее к городу город Клин. Железновский погост мог быть пунктом встречи – местом торга купцов из Клина и Чернятина.
            В заключении попытаемся ответить на вопрос – почему Чернятинское княжество просуществовало до последнего дня великого Тверского княжества, в отличии от Клинского удельного княжества ликвидированного в 1418 году, года изгнания его князя Андрея Дмитриевича.  Считаю, что ответом на данный вопрос могут быть условия договора о мире заключенном в 1371 году между Князьями Еремеем Константиновичем и Михаилом Александровичем, о Чернятинском княжестве на части удела Семёна Константиновича завещанного Михаилу Александровичу, но переданного сыну Еремея Ивану Еремеевичу – под совместное правление. И ещё одно наблюдение, все уделы сыновей Михаила Тверского имели выход на внешнюю границу Тверского княжества, а образованное Чернятинское после ликвидации Клинского удела такой границы не имело, было окружено землями великого князя Тверского, что сокращало его степень свободы.
              Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Чернятинское княжество находилось на бывших землях Клинского удела входивших в Великое Тверское княжество, на Клинской земле. Столицей его был древний город Чернятин на реке Лама – древнем сакральном, почитаемом месте кривичей, на месте существовавшей ламской деревни Чернятино. Ядром Чернятинского княжества была территория Круговщины или Клинского Круга.

14 ноября 2019 года               


Рецензии