Позорище

С самого начала нужно заметить, что явно почти всех директоров музыкальных школ при вступлении на должность начинают очень заботить вопросы продвижения доверенной ему в управление школы в ранг таких, которые могут похвалится некой изюминкой, которой нет у других подобных школ. Проще всего обычно начать такое продвижение к поиску изюминки - это выбор конкретного лица из деятелей культуры, чтобы присвоить своей школе имя этого реального персонажа. Не всегда поиск героя выходит быстрым и легким. Часто уже подберешь какого-то героя, а тут. Бац!!! И других рядом тьма. И они ничем не уступают по значимости уже намеченному на это "название". Процесс поиска сильно замедляется при этом. Но это  проблема ищущих. А как прославить свою школу, если она уже как-то названа раньше?

 В Гнесинской десятилетке вопрос решился давно и очень ярко. Они просто нашли у себя своих "виртуозов" личных. Они и стали уже не просто какими-то там "виртуозами", а "Гнесинскими". Поди плохо так отличиться от всех. Теперь и все свои выступления можно красиво обрамлять выступлениями "виртуозов". Они и даром сыграют.И обслужат солистов при надобности.

Хуже сложилось дело с виртуозами в ЦМШ. Не нашлось там виртуозов на целый оркестр.  Пришлось тогда одному из директоров этой прославленной школы, который теперь уже не директор в ней несколько лет. На обслуживание солистов набирать целый оркестр музыкантов. Дело тоже оказалось не слишком легким. Ведь и сэкономить тоже очень хочется. На струнных экономить несложно. просто предельно уменьшить количество игроков. Конечно, если оставить только по одной  скрипке, то оркестр не получится. Но сократить их штук до пяти или четырех. Уже и оркестр. Только маленький. Уже альты. Там и двое могут управиться. Но изредка можно и трех посадить за те же деньги, если один из них еще и свой школьный ученик. Он же и виртуозом становится на короткое время. Уж виолончели. Тех однозначно не больше двух. Ишь, дармоеды какие. А то, что две всегда звучат много хуже трех, Не волновало директора. И один контрабас. Он однозначно сам себе виртуоз. Без обсуждений вопроса.

Сложнее всего всегда с духовыми. Конечно, в духовых оркестрах давно уже научились такие вопросы решать. Их и учат для этого азам инструментовки. И там кларнеты разных строев гениально умеют изображать всякие скрипки. Другие изображают сами кларнеты.  Они же  и гобои  вместе с английским рожком. Флейты тоже многое могут. Сложнее с фаготами. Но и они тоже чему-то обучены. Их опять же можно заменить. Саксофонами.

За тромбоны саксофону не справиться. Их нужно где-то искать. Так же и трубы. Очень капризные для замены. Их звук сильно на саксофон не похож. Духовые этих оркестрах "на час" сильно выигрывали рядом со струнными виртуозами.

Режим таких концертов был очень налажен. Две репетиции. И сам концерт. При этом одна из них. Это и есть репетиция. А вторая. Перед концертом уже, чтоб не откладывать радость. И не платить лишних денег за вызов.

 Вот на одном из концертов подобных. Заказ был получен на  третий фортепианный концерт Бетховена в числе других аккомпанементов. Первая часть, как выучил солист -виртуоз из учащихся школы. Многие в курсе, что этот концерт автор успел сочинить в до миноре. Это такая тональность, в которой  три бемоля стоит при ключе. Его многие знают и любят. А музыканты - особенно. Он, хоть и не "тема судьбы". Но очень похоже. Поэтому цель той репетиции была не для оркестра. Это солист волновался. Это  для него всего было в новинку. Но! Начали. Там вначале - вступление оркестра, как это бывает в каждом концерте. Все заиграли. И альты  тоже играют.

А так получилось, что я сидела аж  на  том самом первом пульте рядом с концертмейстером, с  которым в те далекие годы сильно дружила. Сзади еще виртуоз, ученик ЦМШ. Этот бесплатно старается. И вдруг в этом оркестровом вступлении. Я явно слышу какие-то очень мажорные звуки. Кто-то наяривает ноту ми" без бемоля. Это мне очень явственно слышно. Это афронт и позор. Про бемоли все музыканты знают еще на уровне школы.

И вдруг!  Я с ужасом понимаю, что чистое "ми" без единого бемоля засаживаю именно я сама, а не кто-то другой. Я срочно исправилась. Еще и морду успела скривить. Что кто-то очень сильно воздух испортил в зале для репетиции и в концерте назавтра.

 Концерт мы отыграли успешно. И в нужной  тональности все, как один. Даже я.

А вот директора ЦМШ все равно вскоре сменили на другого директора. Уже не Якупова, кем был тот, которому я в мажоре озвучила  тональность до-минор. А Овчинникова Владимира назначили директором школы. Он, кажется, уже бросил попытки прославить эту школу выступлением оркестров. Но и его в итоге не  так давно заменили на нового.

Это только директор "Гнесинских виртуозов" уже много лет удерживает место вместе со  своими виртуозами.

И только в маленьких районных  музыкальных школах директора не так часто меняются, как в знаменитых на весь мир. Но там они не берутся сами за дирижирование. А доверяют это кому-то из  своих духовиков чаще всего.


Рецензии