Мои школьные годы - 3 глава

Наша школа с трёх сторон была окружена бараками, а с четвёртой стороны прямо за забором располагался спортивный стадион имени Мягкова. Этот стадион и нашу школу разделял высокий деревянный забор. И, как водится в таких деревянных заборах, три доски висели только на верхних гвоздях. А нижние гвозди были кем-то предусмотрительно выдернуты. Так что, при желании, на стадион всегда можно было попасть. Только для этого надо было эти две или три доски, смотря каких габаритов человек, отодвинуть в сторону. Что мы и делали каждый день после уроков. Частенько мы попадали на спортивные матчи. На трибунах сидели зрители и болели за свои команды. Болели громко и азартно. Да так, что их радостные или разочарованные крики сотрясали воздух далеко за пределами этого стадиона. Я всегда удивлялась, как жители этих бараков здесь живут. Как-то даже спросила ребят из этих бараков, которые учились в нашем классе. "А мы привыкли. И даже почти не замечаем" - ответили они.

Попадая на стадион, мы сразу окунались в спортивную жизнь всех, кто на этом стадионе занимался. Нам было очень интересно и самим хотелось попробовать вот так, как они вести мяч по полю или закидывать его в кольцо в игре в баскетбол, или с рапирой в руках сражаться с противником... Даже тяжелоатлеты нас привлекали. Особенно штангисты. Нам разрешали попробовать эту штангу поднять. Мы все четверо добросовестно хотели это выполнить. Но, к сожалению, ничего не получалось. Штангисты смеялись и успокаивали нас: "Ничего, вырастите и всё будет получаться". Работники стадиона из хозяйственного отдела убирали стадион и все прилегающие к нему территории каждый день. Убирали не только мётлами, лопатами и граблями, но и техникой. У них была специальная техника - небольшие уборочные машины. Сиденья у них были двухместные. Вот нас по-очереди они катали по всему стадиону. Мы были счастливы. А в благодарность за это мы помогали им убирать трибуны, подбирать мусор и протирать сиденья от пыли и грязи.

Двухэтажные жилые бараки, которые окружали нашу школу, располагались ровными рядами параллельно друг другу. А рядом с ними были хозяйственные постройки. У каждой семьи в этом бараке был свой сарайчик. А ещё под окнами находились огородные владения этих жильцов и фруктовые деревья. Все эти бараки утопали в зелени высоких и крепких тополей и создавали удивительно красивую картину. Как и везде, около каждого барака были протянуты бельевые верёвки и на них висело выстиранное бельё. И никто это бельё не трогал. Люди жили спокойно и даже не думали, что кто-то из хулиганских побуждений или с целью наживы, испортит это бельё или заберёт себе. И, конечно же, во дворах этих бараков, как и в нашем дворе, стояли длинные деревянные столы и скамейки вдоль них. А за ними люди играли в шахматы и домино. Такую картину я видела каждый день, когда шла из школы домой.

Наша четвёрка в школе уже получила прозвище - одно на всех, а именно - "Великолепная четвёрка". Нам нравилось это прозвище. Оно красиво звучало.

"Великолепная четвёрка" сидела в классе в среднем ряду на первых двух партах и Людмила Андреевна зорко следила за нами. Мы понимали, что мы на самом виду и тут, конечно, надо вести себя хорошо. А вот на переменах наша энергия вырывалась наружу и мы выплёскивали её с радостью и делились ею с другими, не требуя ничего взамен. Как-то мы придумали игру в догонялки вокруг столба в вестибюле нашего второго этажа. Мы со Светой выбрали крайний столб. А Серёжа с Сашей выбрали столб следующий от нашего столба. Мы со Светой бегали друг за другом вокруг этого столба и смеялись взахлёб. А Серёжа бегал за Сашей вокруг следующего столба и они тоже хватались за животы от смеха. Мы так заигрались, что не заметили, как все четверо врезались в проходящего по коридору нашего директора Виктора Викторовича.  И это был уже второй эпизод нашего с ним столкновения. Виктор Викторович взял меня и Свету за руки, а мальчикам сказал следовать за ним. Он привёл нас в наш класс, где за столом сидела Людмила Андреевна и проверяла тетради. На этот раз он нас не стал ругать, а только Людмиле Андреевне сказал, чтобы она к нему зашла после уроков. Мы облегчённо вздохнули... Но Людмила Андреевна строго на нас посмотрела и сказала: "А с вами мы поговорим завтра...". Нас сначала это немного испугало, а потом мы про это забыли, думая что закончилось хорошо и нас не будут ругать. А на другой день к нам в класс пришла учительница биологии и анатомии. Та самая, в кабинете которой мы были потрясены увиденным и та самая, которая нас строго из кабинета выпроводила. Оказалось, что ей нужны помощники, чтобы поливать цветы, ухаживать за животными и птицами и, если понадобится, помогать рисовать плакаты, которые Надежда Алексеевна, а именно так её звали, рисовала сама и, конечно же, не всегда успевала это делать, так как времени на это катастрофически не хватало. Мы были очень удивлены, когда Людмила Андреевна назвала наши фамилии. Мы прыгали от счастья и хлопали в ладоши. Это было такое доверие, а ещё класс биологии и анатомии нам так понравился, что мы в тайне друг от друга думали о нём и очень хотели побывать там ещё раз. Но нас предупредили, что чтобы это доверие не потерять, надо хорошо себя вести, хорошо учиться и, самое главное, не безобразничать на переменах. Мы клятвенно обещали, что не подведём.

Это потом... где-то в классе седьмом... я узнала, что это решение было принято нашими учителями и директором в целях - направить нашу энергию на что-то полезное.

Нас приняли в Октябрята. На груди у каждого из нас красовалась звёздочка с изображением В.И.Ленина. Мы гордились, что мы уже большие, мы Октябрята. И за значком этим мы каждый день ухаживали. Смотрели не загрязнился ли он, блестит ли он. А если не блестит, носовым платочком аккуратно его протирали. Октябрята тоже должны были быть достойными этого звания. Должны были хорошо учиться, слушаться взрослых, помогать слабым и нуждающимся в помощи. А ещё активно вести общественные работы. Наш класс был разделён на октябрятские звёздочки. В каждой звёздочке по четыре человека. Конечно, наша "Великолепная четвёрка" с согласия Людмилы Андреевны стала октябрятской звёздочкой. Каждой октябрятской звёздочке давалось задание и они должны были эти задания выполнять. Мы все добросовестно  это делали. И не было ни ссор ни споров. Наоборот, мы просили давать нам задания, так как выполнять их - было одно удовольствие.

Зима была самым любимым временем года школьников. Раньше зимы были, как сейчас говорят - "Настоящие". Мы ходили на лыжах в ближайшие Сокольники. Они находились от нас в двух трамвайных остановках. Мы катались на коньках на стадионе имени Мягкова, мы лепили снежные крепости и устраивали игры с захватом этих крепостей, лепили снежные бабы. И все снежные бабы были как близнецы - Ведро на голове, нос морковка, глаза нарисованы углём, а в руках у неё обязательно была метла. Иногда настоящую метлу найти не удавалось, так мы её мастерили сами из подручного материала.

На уроке труда Людмила Андреевна попросила всех положить на парты всё то, что она просила принести на прошлом уроке. И получилось, что только Света помнила об этом, а мы - я, Серёжа и Саша, видимо этого не слышали... Видимо мы чем-то другим занимались и отвлеклись. Получалось, что у нас не было того, что надо было принести. "А что? Что надо было принести?" - спрашивали мы Свету, перебивая друг друга. Оказывается, надо было принести старые вязанные носки, клубок шерстяных ниток и, соответственно, иглу для этих ниток. На уроке труда Людмила Андреевна будет нас учить - как правильно штопать шерстяные носки. Мы сидели расстроенные... Но тут Серёжа предложил прекрасный выход из положения. "Свет, давай снимай свои носки и ты Люба тоже...". "Почему я?" - возмутилась Света. "Почему я?" - также возмутилась я. "Потому что у вас носки шерстяные, а у нас с Сашей другие... Не знаю из какого материала, но то, что не шерстяные, точно" - ответил Серёжа. Мы со Светой сняли свои носки и получилось, что у каждого из нас было по одному носку. Потом Серёжа взял ножницы и безжалостно сделал дырки в каждом из четырёх носков. Мы со Светой чуть не плакали. Но делать было нечего. Надо было всех нас выручать. Наши носки со Светой были связаны из белой шерсти. А нитки Света принесла красные. Мы все четверо выполнили штопку этих носков и получили по четвёрке. А когда дома наши родители увидели наши носки, то есть мои и Светины, очень долго смеялись. Моя бабушка, когда посмотрела, как я заштопала свой носок, сказала: "Неплохо, но надо ещё над этим работать". А когда увидела носок, который заштопал Саша, а именно мой носок ему попался, сказала: "У этого мальчика талант". И, действительно, после восьмого класса Саша пошёл учиться в швейное училище. После училища пошёл работать в ателье. И вскоре стал прекрасным портным, к которому многие и многие мечтали попасть. У Саши, действительно, был талант портного. И, самое главное, ему это нравилось.


"Мои школьные годы" - 4 глава - http://proza.ru/2021/02/19/1244


Рецензии
Восхищаюсь вашей великолепной четвёркой, Люба!
У нас тоже была своя группа - три девчонки. Но мы не хулиганили, потому что пропадали в библиотеке.
Помогали работникам библиотеки: чинили книги, выпускали стенгазеты, репетировали сценки...
И могли выбрать любую книгу для чтения. Но вы жили намного веселей!
С улыбкой,

Элла Лякишева   22.07.2025 23:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла!
От всей Души!

Григорьева Любовь Григорьевна   23.07.2025 05:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.