Аутсорсинг в ИТ

В номере от  18 февраля 1997 года редакция одного из изданий, посвященных применению компьютеров,  продолжила разговор об аутсорсинге.
Слово заграничное и пока не привычное для слуха российского, однако понятие, за ним скрывающееся, уже начинает входить в деловую практику.
Аутсорсинг - это технологическая ступень в развитии производственных отношений. Его использование аналогично переходу от натурального хозяйства к индустриальному производству. В области ИТ применение этой технологии показывает не столько квалификацию разработчика информационных средств, сколько зрелость их потребителя.

Чем привлекателен аутсорсинг для потребителя

Информационные средства и системы - это инструмент для управления производством, а не производственная система. Успех их применения в первую очередь зависит от адекватности средств автоматизации технологическим условиям и способности использования этого инструмента управляющим персоналом.
Естественно, что подход к разработке и применению информационных средств - не единственный. Поэтому хотелось бы продолжить чрезвычайно актуальную тему о внедрении информационных систем.
Из числа возможных подходов в издании рассматривались варианты:
• самостоятельной разработки специалистами предприятия автоматизированной системы,
• разработки специалистами внешней фирмы с использованием инструментальных средств типа конструктора,
• обучение специалистов отделов АСУ приемам и методам развития созданной внешней организацией автоматизированной системы.
Фирма ЛокИС развивает иной подход при разработке и внедрении Интегрированной системы ЛокОФФИС.
Как совершенно справедливо отметил Дмитрий Черных в статье “Аутсорсинг по-российски”, “на молодых, недавно созданных предприятиях, которые в большинстве своем представляют собой коммерческие структуры, отдела АСУ нет вообще, поскольку в таких фирмах, как правило, нет лишних сотрудников(!)”.
Закономерно возникает вопрос, а нужен ли вообще такой отдел?
Персонал, который называют обслуживающим, необходим тогда, когда в его ведении находится ненадежная техника и необходимо делать ей профилактику или быстро отремонтировать при выходе из строя. Когда техника становится надежной, то потребность в таком персонале пропадает. Так пропала потребность в обслуживающем персонале, когда на смену ЕС и СМ ЭВМ пришли американские компьютеры и их клоны.
Нечто похожее происходит и с программным обеспечением.
Мне приходилось наблюдать, как в представительстве одной европейской фирмы, где использовалась западная бухгалтерская программа, на каждого бухгалтера приходился программист, который быстро вносил оперативные изменения в программу по запросу бухгалтера.
Это не означает, что программа была ненадежной… Просто она не была адекватной условиям ее применения.
Аналогичные ситуации мы наблюдали неоднократно и пришли к выводу, что для создания программы, применение которой не потребует персонала по ее эксплуатации, следует разрабатывать не комплект программ, а систему автоматизации для конкретной отрасли деятельности.

Специализация программ - условие их адекватного применения

Мы проанализировали, кто является основным потребителем нашей системы.
Оказалось, что 88% -это торговые предприятия.
После этого систему ЛокОФФИС, которую раньше рассматривали как универсальную, мы стали позиционировать более узко - как систему автоматизации торговых предприятий. Это позволило нам сконцентрироваться на развитии именно торговых функций в системе и избегать добавления в нее функций и режимов, неспецифических для торговли. Система стала существенно проще в применении и внедрении.
На постоянном сопровождении у нас находится несколько десятков крупных торговых фирм, поэтому мы имеем возможность наблюдать работу администраторов систем.
Так как в коммерческих фирмах действительно не терпят лишних сотрудников, то руководство этих фирм, увидев, что система практически не требует усилий по сопровождению, стало преобразовывать отделы автоматизации в отделы учета, или, на западный манер, - в службы данных. Статус этих отделов, как, впрочем, и зарплата в них, - существенно выше, чем в прежних отделах АСУ. Они непосредственно включены в бизнес-процесс и находятся в непосредственном контакте с руководством фирм.
Эти перемены воспринимались весьма положительно как сотрудниками этих отделов, что понятно, так и руководством фирм.
Но в рамках нашей статьи интересно, что последовало за изменением статуса отделов АСУ.
Раньше работы по закупке компьютерного оборудования (а заодно и всякого другого), прокладке кабеля локальной сети (а заодно и любой другой), ремонт вышедшего из строя компьютера (а заодно и АТС и кофеварки), были естественной загрузкой отдела АСУ. Если же таковых работ не было, то на них смотрели как на дармоедов, как в армии на связистов, пока связь работает.
Теперь, с изменением статуса, такие работы для отдела учета стали восприниматься как непрофильное отвлечение сотрудников.
Какой же выход из этого положения? Не создавать же еще один отдел для ремонтных работ и работ по развитию!
И вот сначала у одной фирмы, а потом и у других стала возникать мысль переложить эти работы на поставщиков программы. Коль программа их, так пусть занимаются и всем железом, чтобы не на кого было пенять, если программа откажет.
Надо признать, что первый раз взяться за весь комплекс работ “под ключ” нас практически вынудили. Фирма сказала, что только в этом случае приобретет нашу программу.
После поставки оборудования, установки локальной сети и внедрения программы нам было предложено взять фирму на текущее обслуживание.
Резоны были простые.
Фирме экономически безразлично - истратить деньги на зарплату сотрудников, которые будут поддерживать работоспособность оборудования, или заплатить те же деньги нам.
Мы не стали отказываться и через некоторое время пожалели, что стремясь снизить стоимость работ согласились на приобретение более дешевого оборудования.
Впредь, понимая что мы отвечаем за конечный результат, мы избегали такой экономии.
В конечном счете, это выгодно заказчику, который годами не имеет сбоев в работе сети.   
Потом это стало почти стандартной практикой в нашей работе с клиентами.
А из уважаемого издания PC WEEK/RE мы узнали, что применяемая нами технология отношений с клиентом называется АУТСОРСИНГОМ.
Помимо тех плюсов этой технологии, о которых уже писали, хочу отметить еще один, важный именно для нас как разработчиков программного комплекса и наших клиентов. Так как мы отвечаем за конечный результат работы нашей программы и не можем сослаться на плохую сеть или неквалифицированный обслуживающий персонал (или на что-либо еще), так как вся среда работы нашей программы создана нами, то это заставляет нас с особенным вниманием относиться к обеспечению надежной устойчивой работы программы, от чего заказчик, разумеется, только выигрывает.

О подразделениях АСУ на предприятиях

Отделы АСУ -  безусловно, наследие социалистического «вчера».
Особые приметы этих подразделений, - как в те времена, так и сейчас, - большая численность и малая эффективность.
Любопытно узнать, какова цель их создания и какую задачу ставит перед ними руководство.
Нередко перед таким отделом ставится уникальная по своей нелогичности задача - подобрать программу автоматизации для использования на фирме.
Интересно, задавалось ли руководство вопросом при создании этого отдела, что он будет делать, когда подберет нужную программу?!
Очевидно, все понимают, что отдел придется ликвидировать или преобразовать.
И тогда вопрос, как говорится, “на засыпку”: когда такой отдел подберет программу?
Презентацию нашей программы в одной из фирм, где существовал такой отдел, я начал с заявления, что для эксплуатации программы на сети до пятидесяти станций достаточно одного-двух администраторов системы, и сослался на пример известной фирмы, где такая сеть эксплуатируется уже несколько лет.
После этого презентацию можно было заканчивать.
Специалисты отдела АСУ к этому времени занимались поиском программы уже около года, и на их зарплату ушло немало десятков тысяч долларов. Я думаю, что в их планы входило устроить еще несколько тендеров - любимое развлечение отделов АСУ, - прежде чем подобрать какой-нибудь полуфабрикат, доработка которого потребует их участия и будет длиться, пока будет существовать фирма.
А тут вдруг появляется фирма, которая посягает на столь радужные перспективы.
Люди есть люди... Их поведение вполне естественно. Неестественно только поведение их руководителей.
На что рассчитывал директор, поручая им такую работу?
Думал, что они в кратчайшие сроки выберут наиболее надежный, полнофункциональный продукт, а на следующий день утром придут к нему и попросят свои трудовые книжки, чтобы искать, какую бы еще фирму облагодетельствовать своими знаниями?
Вообще задача автоматизации многообразна, как сама жизнь.
Иногда сотрудники подразделений АСУ напоминают капризного и тщеславного мальчика, который просит купить ему самый лучший фотоаппарат и тогда уж он покажет, как умеет делать снимки, в то время как его сосед, имея самый дешевый фотоаппарат, радует близких своими фотоработами и приобретает необходимый опыт. Надежды тщеславного мальчика на то, что у него будут получаться отличные снимки, никогда не оправдываются.
Ведь это только инструмент… А к нему требуется мастерство.

Мартышка и АСУ

Похожим образом иногда ведут себя и отделы АСУ, перед которыми поставлена задача подобрать систему автоматизации для предприятия. О целесообразности постановки такой задачи мы уже говорили, а сейчас рассмотрим мотивацию решений руководства, которое полагает, что проблемы, встающие перед предприятием, могут быть решены простым приобретением информационной системы.

Как не вспомнить сюжет известной басни:

“А у людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки:
(имеются в виду проблемы с учетом на предприятии, своевременное получение актуальной информации, возможности одновременного расхода единого ресурса из разных мест и т.п.)

Лишь стоит завести Очки.
(Т.е. приобрести подходящую систему автоматизации, которых много на рынке.)

Очков с полдюжины себе она достала;
(обычно столько набирают на выставках демонстрационных или ограниченных версий различных бухгалтерских или складских и т.п. программ)

Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
(не зная конкретных потребностей предприятия, а также вынуждений или побуждений к приобретению программы, человек, которому это поручается, часто не задействован в технологическом процессе, а представляет подразделение АСУ, и потому…)

Очки не действуют никак.
(Не видя конкретной цели и не предполагая определенный результат от внедрения средств автоматизации, трудно рассчитывать на получение от них каких-либо выгод.)

Тьфу, пропасть! - говорит она: “и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
(это, конечно, в адрес журналистов и прочих писателей, “бумагомарак”, которые пишут об эффективном применении информационных технологий)

Все про очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них”.
-----------
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит...”

В содружестве с Иваном Андреевичем Крыловым      
А.С.Унизатор


2001г.



 Интернет-магазин издательства
http://business-court.ru


Рецензии