Беседа 11. Ограничения и бесконечность

Бывают такие моменты в жизни, когда с предельной ясностью понимаешь в хаосе будней и сложившихся обстоятельств только одно – правильно заданный вопрос гораздо ценнее самого точного ответа.

- Папа, а что такое "эндотермальный"? - спросил меня мой маленький собеседник, едва мы вышли за калитку.

- Точно не знаю. Давай попробуем расшифровать составные слова, - в некотором замешательстве ответил я, т.к. спрашиваемое прилагательное услышал чётко и именно из тех букв и звуков, а не других, используя которые можно получить совсем недетский термин. * - "Эндо" - это что-то, находящееся внутри, в отличии от "экзо", приходящего снаружи. "Термальный" - связанный с теплом, высокой температурой. Значит, выходит, что слово твоё означает "внутреннее тепло" или "тепло, идущее изнутри". Как-то так.

- Нееет. "Энд" по-английски значит "конец". Выходит, … м-м-м…

- "Конечное тепло"?..

- Может быть и так. А давай поговорим о словах на "энд" начинающиеся?

- Давай. Я вот знаю, что в шахматах есть такое понятие как эндшпиль, т.е. заключительная часть. Эта игра настолько древняя, что за многие тысячи лет уже набралось не мало наигранных концовок. Вот как у нас с тобой, когда мы рубимся в крестики-нолики, часто возникают знакомые ситуации, дальше будут известные ходы и ничья. Выиграть можно, если кто-то потеряет концентрацию и ошибётся. Так вот эндшпиль – это тоже такие знакомые концовки, которые можно попытаться сыграть иначе, а можно повторить чей-то успех. Само слово состоит из двух корней: «энд» – это «конец», а «шпиль» с немецкого переводится как «игра».

- Хорошо. Это понятно.   В моей игре* тоже есть энд, который конец. Вот, например, в любом режиме можно найти край. В нём бывают разные вещи, например, скажем «жемчужина края», «око края» или «портал края». Можно добыть разные интересные инструменты или создать их. Край всегда какой-нибудь особенный, потому что его можно двигать, расширять мир бесконечно.

- Подожди. Ты не думал над таким моментом, что, когда ты играешь в мир, который бесконечный, то ты можешь делать, что хочешь и сколько хочешь? Но если локация твоего мира имеет форму шара, то есть твой край земли упирается, например, в моря и океаны, за которыми края твоей земли только с другой стороны, как на нашей планете, то появляются неизбежные ограничения.
 
- Ну, да, конечно! Тут сохранились такие старые миры. Потом есть такие варианты игры, когда бывают определённые ограничения. Например, на одних серверах* запрещены читерство*, хакерство*, какие-то другие обманы. У них может не быть каких-то важных плюшек*, бонусов, монет, которые падают сверху. Чтобы прибавить жизни и выжить, придётся бесконечно крафтить и креативить. *

- Придумывать и создавать. Хорошо. Но мы с тобой договаривались, что всё, что ты смотришь, во что играешь, должно тебя обязательно развивать. Так вот хотелось бы узнать, в связи с этим, чему учит то обстоятельство, что в этой игре есть миры бесконечные и с ограничениями?
 
- Ты правильно понял, если мир – бесконечный, то ты можешь творить сколько хочешь, чего хочешь, как хочешь. Можешь развивать его. Это будет бесконечно. Там, где есть ограничение, важно… м-м-м.
 
- Выиграть игру?
 
- Нет, важно не выиграть игру, а закончить игру. Дело в том, что ты всегда чем-то занимаешься, могут быть разные неожиданности. Особенно, если ты играешь на каком-нибудь новом сервере, то приходится подстраиваться под новые правила. Тогда нельзя действовать как попало, как получится… важно не просто играть, а приучать себя выживать. Для этого надо…
 
- Хочешь сказать, - попытался я подсказать ответ и нарушить слегка затянувшуюся паузу. -  Надо развивать качества своей игры?
 
- Да! Там, где есть, как ты говоришь, ограничения, всегда приходится учитывать новые правила и неизвестность, приходится играть осторожно…

- Осмотрительно.

- Да. Нужно включать больше ума, набираться опыта, и не быть, как ты это слово говорил, без… без… без какого-то огня?
 
- Не быть беспечным.
 
- Точно. Не зевать, надо сконцентрироваться на том, чтобы, во-первых, выполнить задание, а, с другой стороны, у тебя могут быть свои цели. Их тоже должен достичь. Рядом могут оказываться какие-то бонусы и возможности, их нужно понять и не упустить. Прямо, как ты любишь говорить, в реальной жизни.
 
- Хорошо, вижу, что ты, таким образом, многому уже научился. Где тебе сложнее, интереснее: в ограниченных мирах или бесконечных?
 
- Ну, ты опять не понял. Я же говорю, что в игре главное это играть, дойти до конца игры. И это важно! Ты учишься, одновременно, и радуешься или огорчаешься. Там, где ограничения, ты учишься искать вот и самые энды, края, которые нельзя переступать, но там можно создавать что-то важное для жизни. Например, включать режим творчества на сорок минут и добавить в этот мир то, чего в нём нет. Значит, сделать твой мир особенным, но, с другой стороны, если взять бесконечные миры, то здесь самое главное всегда что-то придумывать, всегда что-то находить новое, даже в том, что ты делаешь каждый раз, заходя в этот мир. Я же его создаю из одинаковых 3-d квадратиков, кубиков, стараюсь, чтобы он был не похожим на другие, хотя бы самую маленькую малость. Ладно, мы уже пришли. Можно я у тебя спрошу?

- Конечно.

- А тебе и вообще всем взрослым как лучше, когда ограничивают или дают бесконечные возможности?

- Кхм! М-да, – от такого неожиданного вопроса даже запершило в горле, но нужно было что-то ответить. – Можно, отвечу вечером дома, а то выбор у меня почти бесконечный, но время жутко ограничено, а в таких делах нужно с умом и не торопясь отвечать.

Мой маленький собеседник словно был готов к такой уловке взрослого и тоном профессионального шахматиста, просчитавшего все шаги оппонента, снисходительно завершил беседу:

- Ладно. Пока, до вечера. Ты просто не играл, чтобы уметь быстро отвечать на всё.

=======================
* совсем недетский термин ищите в области медицины и анатомии человека.
* в данном случае речь идёт о компьютерной игре Minecraft в жанре песочницы, разработанная шведским программистом Маркусом Перссоном и выпущенная его компанией Mojang AB. Перссон опубликовал начальную версию игры аж в 2009 году. Далее следуют игровые термины, обозначающие разные игровые ресурсы.
* сервер, или игровой сервер – это такой компонент вычислительной системы, главная функция которого – обеспечение коммуникации между разными клиентами, либо обеспечение онлайн-коммуникации геймеров внутри программной оболочки какого-то одного приложения. То есть то, что позволяет играть в одну игру сразу нескольким игрокам.
* читерство (от англ. to cheat — мошенничать) — жаргонный термин, применяемый преимущественно в контексте игр, чаще компьютерных или азартных. Означает применение недозволенных или нестандартных методов и приёмов
* хакерство – в данном случае, это поиск уязвимостей в сети или компьютере с целью получения доступа к созданию в программах таких изменений, чтобы достичь цели, не предусмотренной первоначальной целью их создателей.
* плюшки – это бонус, некоторое преимущество, предоставляемое персонажу игрока, которое предоставляется в обход или в дополнение правил системы и позволяет выделить персонаж среди других, либо компенсировать какую-то его слабость. Плюшка может использоваться как способ поощрения старательных и правильных действий для достижения целей игры.
* крафтить, от слова крафт (англ. craft — ремесло) — процесс создания и модернизации предметов. В компьютерных играх так обзывают чуть ли не любую небоевую деятельность игрока — от сбора грибов и рыбалки до изготовления доспехов, и оружия. В разных играх боевые и крафтовые навыки скомбинированы по-разному. Где-то каждый может стать и великим воином, и опытным кузнецом; а где-то избравший путь ремесленника — нипочём выше середнячка-воителя не поднимется.
* креативить – в компьютерных играх процесс создания чего-то нового на базе имеющихся ресурсов.


Рецензии