Беседа 12. Человек или машина

Работая за компьютером, так привыкаешь
к его полезным функциям, что часто
в реальной жизни, в отдельных обстоятельствах
хочется сделать escape. Но не для того, чтобы
как день сурка, пройти это заново, а просто,
чтобы чего-то не было бы вообще.
                Нэт Су


Пожалуй, самое опасная часть зимы – время борьба её с весной. Когда ещё вчера всё таяло, в воздухе ощущалось тёплое дыхание, согретое солнцем. И вдруг ночью налетает метель, повсюду видится только ослепительно сплошная стена падающих снежных хлопьев. Город обычно замирает, и наступает непроизвольный flakedown. * При этом под белым покровом может быть и скользкий лёд, и каша из воды и грязи вчерашних луж.
Трудности на пути делают его долгим, порождая необходимость скоротать дорогу за разговором.

- Пап, знаешь, как работает сенсорный экран?
- Нет.
- В доме есть много приборов, у которых есть сенсорный экран – это меню современных бескнопочных гаджетов, например, телефона. У него главный рабочий экран покрыт сверху стеклом. Ты знаешь из чего делают стекло?
- Ну, допустим, из жидкого песка.
- Правильно, тогда тебе легко будет представить. Когда я нажимаю на какую-то точку на этом стекле, то, представь, что давлю на крупинку...
- Песчинку.
- Да, то давлю на песчинку, но не только весом...
- Механически.
- Да. Я запускаю электрическую цепочку, которая идёт к чипу управления, где срабатывает такой приказ, который нужен, э-э-э-э, соответствует...
- Включается определённый алгоритм.
- Точно.
- Но, сынок, я ведь могу не только давить, но и проводить пальцем вправо или влево, вверх или вниз.
- Правильно. У каждого человека есть электромагнитное поле. Прикасаясь к точке или к линии точек, мы запускаем определённые электрические разряды в сторону чипа и микросхемы управления, коммандера. Он понимает, что нужно сделать, потому что в каждой точке, пикселе сенсора записаны множества алгоритмов. Коммандер запускает один из них, например, открыть приложение, или другую последовательность нескольких алгоритмов. На всём стекле...
- Поверхности...
- Да. На всей поверхности сенсора могут быть записаны сотни тысяч алгоритмов. Значит, коммандер должен знать и использовать триллионы команд и действий.
- А человеческий мозг так может?
- Конечно. Человек тоже так может, он всё это придумал. Может быть машина считает и читает быстрее него, но у человека есть одно преимущество...
- Неужели? Человек знает больше машины?
- Нет. В неё можно напихать много чего, что человек не узнает даже за всю свою жизнь. Но у него есть сила. И ты её знаешь, точно. Машина действует только по правилам и алгоритмам, а человек если понимает, что что-то идёт или даже может пойти не так, просто всё остановит.
- Я кажется понял о чём ты.
- Вот, например, если бы со мной шёл робот-нянька, то он меня предупреждал бы, не переставая об опасности.
- Ещё бы! Мы с тобой идём по проезжей части из-за сугробов на тротуаре.
- Если выскочит машина сбоку, а я буду в опасности, ты бросишься меня спасать, даже если это опасно для твоей жизни. Побежишь, схватишь меня и, оп(!), прыгнешь или бросишь в сторону. А робот продолжал бы только предупреждать или включил бы сирену и сигнальные маячки.
- Или как Терминатор расстрелял бы машину в клочья…
- Круто! Только так делать нельзя.
- Да. Нельзя. И у роботов в правилах есть этот запрет.
- А ты даже до этого додумался. Ого! Оказывается, мы уже пришли!
- До вечера, сынок!
- Пока, папа, не шали!
- Ну, я же человек, всегда могу остановится, - и продолжая наблюдать за сыном, с горечью вынужден признать. – Жаль, только, что не все люди используют эту опцию.

===============================
* flakedown (англ. snowflake, flake – снежинка, lockdown – строгая изоляция) – игра слов, родившаяся в Европе в условиях пандемии и карантина, усугублённых внезапно обрушившейся всей своей снежной мощью зимой. 


Рецензии