Антонин Капустин

Этот рассказ был опубликован в печатном формате в 2017 г. Пусть будет и здесь.

- Ура, бабушка приехала! – Марина запрыгала вокруг пожилой женщины.
- Подожди, дай бабушке дух перевести, - папа с сумками вошел следом, - только с самолета… А ты на шею прыгаешь.
- Ничего, ничего, - старушка обняла девочку, - пусть попрыгает. Всего одна внученька у меня и есть.
- Бабуля, а куда ты ездила? – Марина, конечно, слышала от родителей, что бабушка уезжала отдыхать. А вот куда – девочка забыла.
- В Иерусалим. Помнишь, я тебе читала из Библии, историю  сына Божьего Иисуса. Он воскрес в городе Иерусалиме в Палестине. Поэтому Иерусалим и Палестину называют Святой землей. Там построены храмы католиков, мусульман, иудеев и православных. Вот сядем с тобой вечером, я все тебе расскажу.
Вечера Марина не могла дождаться. Время казалось застыло на одном месте. Вот ведь незадача, когда чего-то ждешь, часы тянутся так медленно…. Наконец вещи разобраны, тихо гудит стиральная машина, кипит чайник. Девочка, устроившись на уютной кухне с кружкой бабушкиного чая, приготовилась слушать.
- Бабуля, а как ты там жила? Ну, в Иерусалиме. Это же другое государство, где русские не живут.
- А вот здесь ты не права, дорогая. В Палестине есть настоящее русское государство. Это русская духовная миссия. При православных храмах и в монастырях Палестины живут русские люди: священники, монахи, паломники.... Вот, глянь фотографии. Видишь как много зданий. А знаешь, кому мы обязаны этим богатством?
- Кому?
- Нашему земляку архимандриту Антонину. Посмотри.
На небольшом портрете, который бабушка протянула Марине, был изображен пожилой священник в простой черной рясе с крестом. Глядя чуть в сторону он, казалось, ласково улыбался девочке.
- Баба, расскажи мне о нем, - Марина зачаровано смотрела на миниатюру.
- Антонина, до принятия монашества звали Андрей Иванович.
- А почему он поменял имя?
- Когда человека постригают в монашество, он начинает новую жизнь. Поэтому ему дается новое имя. Андрей Иванович родился в селе Батурино Курганской области в семье священника. Когда мальчик подрос, его отдали учиться в школу при Далматовском монастыре. Потом он решил стать священником, как его папа, и поступил учиться в Пермскую семинарию. Это специальная школа, где учатся будущие священники. После семинарии Андрей поступил в Киевскую академию.
- А он хорошо учился?
- Конечно. Ему не приходилось исправлять тройки, как тебе.
- Да ладно тебе, баба, подумаешь всего одна тройка по математике.
- Андрей Иванович учился хорошо. Он еще и стихи писал.
- Стихи? А какие?
- Почитай сама.
Бабушка раскрыла книгу. Марина стала читать стихи, написанные Андреем Ивановичем Капустиным. Больше всего ей понравилось стихотворение «На окончание курса»:
«Други, кончено учение
Прочь навек ферула, класс,
Прочь задачи и долбление,
Мы не знаем больше вас.
Нас другая жизнь зовет
В свет и шум судьба влечет.
Не за рюмкой, не картой,
Не за роскошью столов,
Просидели мы за партой
По пятнадцати годов…»
(Ферула - розга, прутья, которые использовали для наказания учеников).

- Во время учебы, а потом и работы в Киевской академии, - продолжила свой рассказ бабушка, - встретил Андрей красивую шестнадцатилетнюю девушку Наденьку, которую полюбил. Но она вышла замуж за его друга. И с этого времени судьба Андрея Капустина была решена. Он постригается в монашество, и получил имя Антонин.
- А на другой девушке он жениться не мог? – Марина заерзала на стуле.
- Любил Андрей Иванович Наденьку. И пронес это чувство через всю жизнь, поэтому и не женился на другой женщине. Андрея Ивановича отправили в Афины, потом в Константинополь. Сейчас этот город называется Стамбул. Он получил звание архимандрита.
- А кто такой архимандрит? – поинтересовалась Марина.
- Архимандрит – это один из высоких монашеских чинов в русской церкви. И вот в 48 лет архимандрит Антонин отправляется в Палестину, то есть на Святую землю, в город Иерусалим. Туда всегда приезжало много русских паломников и туристов. Но им негде было жить. В русской миссии не было даже хорошей гостиницы. Архимандрит помогал паломникам, а еще он занимался историческими исследованиями. И стал приобретать для России земли. Но, в то далекое время Палестина принадлежала Турции. И существовал закон, запрещавший гражданам других стран покупать турецкую землю. Большую помощь отцу Антонину оказал драгоман Якуб Халеби, живший при русской миссии. Драгоман - это переводчик при миссии, - пояснила бабушка, заметив недоумение Марины, - Он помогал нашим священникам общаться с турецким правительством. Якуба русские называли Яков Егорович. Почти 150 лет назад Яков Егорович купил участок земли, на котором рос знаменитый Мамврийский дуб.
- Это какой-то особый дуб?
- В Библии есть рассказ, о том, как патриарх и основатель многих народов Авраам остановился на отдых. И под этим дубом ему явился Бог в облике Троицы: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Место, где рос этот знаменитый дуб, купил отец Антонин. Но самая главная находка архимандрита Антонина - порог Судных врат. Он был прекрасным историком. Для того чтобы найти порог Судных врат, изучал документы, организовал археологические раскопки.
- А это за порог такой?
- Ты помнишь, как я тебе рассказывала об Иисусе Христе?
- Ага. Он был сыном Бога. Однажды Бог отправил его на Землю. Иисус стал учить людей добру. Но злые люди казнили сына Бога. Они распяли его – прибили руки и ноги к большому деревянному кресту.
- Правильно. Сына Божьего распяли на горе Голгофе, которая находится за Иерусалимом. Свой крест Иисус Христос пронес через весь город. Он вышел из города через большие ворота. Это место и назвали «порог Судных врат». Но Иерусалим вырос, старую стену разобрали. Никто не знал где находились старые ворота. И только Андрей Иванович смог их найти. Еще архимандрит Антонин построил много церквей и монастырей для русской церкви. Я видела в Палестине красивый монастырь Вознесения с необыкновенно высокой колокольней, которую называют «Русская свеча». Эта колокольня своими очертаниями напоминает колокольню храма Преображения Господня в селе Батурино, на родине Андрея Ивановича. Ладно, Мариночка, засиделись мы с тобой. Тебе давно пора спать.
Весь вечер Марина думала о Палестине, об Антонине Капустине. И ночью девочке приснился странный сон.
Она шла по большому незнакомому городу. Ясное ярко синее небо и палящее солнце, незнакомая гортанная речь… Маленькие белые домики тесно лепятся друг к другу. Узенькие кривые улочки и множество людей: греки, арабы, евреи, русские, армяне…. Вокруг возвышались пирамидальные тополя и вечнозеленые пальмы.
Перед девочкой оказалась огромная, вздымающаяся как свеча к небу колокольня. На горе рос сад из апельсиновых и лимонных деревьев. Между ними сновали фигуры в черной монашеской одежде. Марина гуляла по храму, разглядывала иконы, древние мозаики и фрески. Как она нашла маленькую келью (Келья - отдельная комната в монастыре), девочка потом не могла сказать. Небольшая комнатка освещена неярким светом керосиновой лампы. На книжных полках и на полу – книги. Столько книг Марина никогда не видела. В углу иконы. Возле стола на неказистом стульчике сидел пожилой монах, старательно штопая старенькую рясу. Темно русые волосы и бороду разбавила седина. Сеточка морщин избороздила лицо, когда он улыбнулся. Чуть прищурив глаза, монах внимательно посмотрел на девочку.
- Откуда ты приехала, милая? Проходи, раз зашла. Угостить тебя могу только чаем, вряд ли тебе придется по вкусу «фули».
- Что?
- Арабское блюдо из бобов.
Узнав, что девочка совсем одна и приехала из Зауралья, отец Антонин пообещал ей помочь. Она даже побывала в небольшой башенке – обсерватории. В ней стоял телескоп, в который отец Антонин  ночью наблюдал за звездами и луной. Андрей Иванович разрешил девочке посмотреть на ночное небо в телескоп. Никогда еще она не видела лунные моря и горы так близко. Архимандрит Антонин объяснил девочке, как называются самые яркие звезды и созвездия.
Утром монах решил увезти девочку в Елеонский женский монастырь. Марина помогала  монахиням работать в саду. Не раз видела, как архимандрит Антонин приезжал к ним на маленьком сером ослике. Его всегда сопровождал Яков Егорович на арабском коне.
Однажды Андрей Иванович взял девочку с собой в путешествие к Мамврийскому дубу. Могучее дерево, возвышалось высоко над головой. Марина попробовала обнять дуб, но сомкнуть руки вокруг ствола у нее так и не получилось. Серая кора покрылась трещинами. Дерево почти засохло. Только одна ветвь еще зеленела, давая людям надежду.
Проснувшись утром, девочка, посмотрела на портрет Андрея Ивановича Капустина. Какой интересный сон. Мамврийский дуб и Елеонский монастырь, порог Судных врат…. И всем этим Россия обязана скромному монаху Антонину Капустину.


Рецензии