Жизнь людей в каменном веке

Из книги для детей об истории Курганской области. Рассказ был опубликован. Книга нет.

История нашего края началась 15 тысяч лет назад, в ледниковый период. Огромные ледяные глыбы двинулись с северного полюса. Этот лед не таял весной, а продвигался, занимая землю все дальше и дальше. Природа в это суровое время была не похожа на нынешнюю. На смену лесам и лугам пришла тундра с мягкими мхами, травами, кустарниками и карликовыми деревьями. Нелегко было людям на этой суровой холодной земле.

Колючий холодный ветер пригибал к земле низкорослые  деревца и кустарники, трепал траву, с яростью набрасываясь на три хижины, стоявшие на берегу небольшого озерца. Странные это были дома. Стены сделаны из костей мамонтов, а накрывавшие дома шкуры этих гигантов защищали жителей от порывов ледяного ветра.
В ближайшей к озеру хижине шкура, закрывавшая вход, приподнялась. Вместе со струйкой дыма вылез мальчик. Нам с вами он не показался бы симпатичным. Для своих 9 лет слишком худой и маленький, с копной грязных криво обрезанных волос. Одежда на мальчугане была связана из разных обрывков шкур.
Быстро задернув вход в убогое жилище, мальчик с тревогой посмотрел на восток, где разгораясь, поднималось из-за горизонта багровое холодное солнце. Прошло уже много дней, больше чем пальцев на обеих руках, а охотники все не возвращались. Долго, до рези в глазах, мальчик всматривался за далекую черту горизонта, но так и не увидел сгорбленных под тяжестью добычи фигур. Если они не придут и сегодня, то женщины, дети и старики снова отправятся в бескрайние просторы тундры в поисках еды. Будут плакать от голода младшие братья и сестры. Старейший, скорбно покачивая седой головой, вырежет еще одну черточку на деревянной дощечке. Мальчик слышал, как старейший, с тревогой в голосе говорил оставшимся в селении, что еще немного и холод станет таким сильным, что самые слабые могут не дождаться возвращения охотников. Племени придется уходить на юг следом за стадами мамонтов и стаями птиц, надеясь, что мужчины догонят их. Зима и пришедшей с ней голод убивают вернее могучего пещерного льва.
Мальчик тяжело вздохнул и, устроившись на берегу, стал бросать камешки в воду, ожидая пробуждения остальных.
Эта осень не была благосклонна к племени. Из озера неведомо куда ушла вся рыба, а потом многие охотники погибли. Мальчик прекрасно помнил ту охоту, для него она была самой первой и страшной. У племени для охоты на мамонтов была заготовлена огромная яма. Ее тщательно накрыли листьями и ветками, чтобы ловушку не было заметно. Вооружившись горящими факелами с громкими криками и шумом, охотники бросились на стадо мамонтов из 5 взрослых и одного маленького мамонтенка. Мальчик, как и все кричал во все горло и размахивал горящей веткой. Сначала испуганные животные побежали в сторону спрятанной ямы. Но мамонтенок растерялся, споткнулся, упал и, отчаянно трубя, стал звать на помощь. Разъяренная, испуганная за своего ребенка мамонтиха бросилась на людей. А за ней остальные животные. Последующее мальчик запомнил плохо. Отброшенный отцом в сторону остальную битву он, перепуганный, видел из-за кустов. Один из охотников взлетел в воздух, подброшенный хоботом мамонта, мальчик ясно видел его лицо и открытый в отчаянном крике рот, все звуки на поле битвы перекрывал неистовый рев разъяренных мамонтов. Еще один охотник был раздавлен огромными ногами монстров…
После этой охоты племя недосчиталось многих мужчин. Их тела сложили в большую пещеру и заложили вход камнями, чтобы до них не добрались жадные волки. Мужчин ушедших на восток нет уже много дней. Что с ними произошло? Может на них напал пещерный лев или пещерный медведь? Вдруг они встретились с обезумевшим от ярости шерстистым носорогом? Кто знает...
Невеселые размышления мальчика прервал оклик самого старшего из детей племени.
- Пойдешь со мной? Старейший разрешил пройти вверх по ручью, что впадает в озеро. Там может быть рыба.
Мальчик вскочил на ноги. Намного интереснее уйти в путешествие, чем бесконечный день вместе с женщинами и стариками искать змей, ящериц, насекомых и выкапывать съедобные коренья.
- Не торопись, - у входа в большую центральную хижину стоял крепкий седой старик, - я разрешил идти только одному. Тебе придется остаться.
Старейшего в племени уважали. Он прожил уже 55 зим, его опыт и знания выручали много раз. Все люди в племени были его детьми, внуками и правнуками. Мальчик не посмел возражать и поплелся в хижину, где жил с матерью, отцом, тетками, дядями, сестрами и братьями. Он старательно завернул в пояс два каменных ножа и, тяжело вздохнув, вышел. Предстоял долгий день полный голода и непрерывного поиска скудной еды.
Когда мальчик вышел из хижины, его подозвал к себе старейшина.
- Сегодня ты пойдешь со мной.
- Как?! – мальчуган растерянно посмотрел на удаляющиеся фигуры детей и женщин. Остаться в селении могли только больные и немощные люди.
- Все знают, что ты пойдешь со мной, - улыбнулся старик, - возьми все необходимое для двухдневного перехода.
Кроме каменных ножей мальчик взял две приготовленные матерью съедобные луковицы и сучковатую дубинку.
Дубина была слишком тяжела для тонкой детской руки. Мальчик водрузил ее на плечо, чтобы было удобнее нести. Старейшина взяв копье и сверток из старых шкур, поручил мальчику нести другой сверток.
Они отправились на запад. Много раз мальчик видел тропы проложенные мамонтами, шерстистыми носорогами, оленями, идущими на водопой. По дороге старик немало рассказал ему о повадках этих животных. Рассказал он о том как выследить добычу, как незаметно к ней подкрасться.
Когда стемнело, устроили ночлег, укрывшись в густых зарослях кустарника. Прежде чем развести костер старейший показал мальчику на звездное небо.
- Это созвездие Большого медведя, а чуть в стороне Медвежонок. Видишь под лапой медвежонка сияет яркая звезда. Она всегда указывает на север. Если ты пойдешь за ней, то с каждым днем становится холоднее. Чем дальше на север, тем меньше растет травы, деревьев и кустарников и все больше мхов. Потом исчезает и мох. Остаются только лед и камень. Там нет ничего живого, только огромные глыбы льда. Если ты оставишь звезду за спиной, то попадешь на юг, куда каждую зиму улетают птицы и уходят мамонты. Там растут высокие деревья и летом намного теплее чем здесь. Если ты будешь знать звезды, то никогда не потеряешься.
Мальчик внимательно смотрел на небо, запоминая слова старика.
Перед сном они поели. Старейший настоял, чтобы мальчик съел не только свои луковицы, но и запеченную стариком змею.
- Я уже стар и видел времена похуже нынешних. Мне не привыкать к голоду, а ты еще растешь и тебе нужно больше пищи.
Утром они продолжили путь, судьба помогала им. Мальчик слышал грозный рев пещерного льва, но хищник не заинтересовался двумя людьми, зашедшими в его владения. Солнце уже заходило, когда они пришли. Три огромных камня, стояли вплотную, образуя полукруг. Четвертый камень накрывал их, точно какой-то гигант положил его сверху. Вокруг виднелись подпалины от костров. И круг, сложенный из черепов мамонтов, шерстистых носорогов, медведей, львов, даже волков.
- Сюда приходят, что бы обратиться к богам и духам. Здесь мы переночуем.
Пляшущий свет костра осветил камни, и мальчик затаил дыхание. По поверхности камней как живые мчались быстроногие олени, шествовали величественные мамонты, грозно качали рогами шерстистые носороги, бесстрашные охотники кидали копья в бегущих животных.
- Что это? - шепотом, чтобы не нарушить покой священного места, спросил мальчик.
- Это место священно для многих племен. Сюда приходили мой отец и отец моего отца. Здесь старейший поведал мне многие тайны, как я завтра расскажу тебе. Ты узнаешь как добыть греющий, живительный огонь, как сделать из камня острые ножи и копья…
- Мне… Но я… Почему мне?
- Ты отличаешься умом, наблюдательностью и смелостью. Когда я уйду к отцам на небо, ты поведешь племя охотничьими тропами. Мне многому предстоит тебя научить.
- Спасибо, старейший, - Мальчик низко поклонился старику.
- Я уже стар, а племени нужен молодой вождь. Последняя охота погубила многих, - тяжело вздохнул старик, - немало зим пройдет прежде чем мы оправимся от этой потери. А теперь давай спать. Надо собрать побольше веток и всю ночь поддерживать огонь, что бы отпугивать хищников. Я буду караулить первым. Когда луна пройдет половину неба, разбужу тебя.
Мальчик лег возле костра, но еще долго не мог заснуть. Он станет приемником старейшего, научится добывать священный огонь, узнает как сделать острый нож и крепкий гарпун. Мальчик ворочался с боку на бок, хотя не привык к удобствам. Ему часто приходилось спать на земле или на шкуре, брошенной у костра.
- Вставай!! – громкий крик старейшего вырвал мальчика из глубин сна. Костер полыхал, пожирая брошенные в него дрова. За пределами освещенного круга мелькали оскаленные волчьи морды. Старейший держал в одной руке факел, а другой сжимал копье.
- Быстрее! Огонь!!
Мальчик вскочил одним прыжком, схватив одной рукой дубину, а второй рукой сунул ветку в костер. Огонь затрещал, охватывая дерево. Мальчик взмахнул факелом, раздувая пламя. Ближайший волк шарахнулся в сторону. Хищники кружили вокруг костра, выжидая, когда люди устанут, чтобы набросится на добычу. Время тянулось невыносимо медленно. Молодой или нетерпеливый зверь кинулся на мальчика. Дубина опустилась на голову хищника. Но детских сил не хватило, и она соскользнула, только ранив волка. Второй рукой мальчик ткнул факелом в оскаленную пасть. Запахло паленой шерстью. Волк, жалобно визжа, бросился прочь. Старейший к встрече с хищником был более подготовлен. Яркий свет факела замедлил прыжок волка, а копье завершило дело. Но силы были неравны. Мальчик понимал, если стая в едином порыве набросится на них, они не устоят. Все ближе волки подбирались к людям, все чаще оскаленные морды мелькали в свете костра. В темноте ночи что-то изменилось. Волки оставили людей, отступив прочь. Громогласный рев льва объяснил все. Царь зверей прогонял волков, пришедших в его охотничьи владения.  В ночи разыгралось сражение и волкам пришлось уйти. Рык льва, смешиваясь с волчьим воем, удалился от людского убежища. Пронзительная тишина, постепенно сменилась обычными звуками ночи. Старик и мальчик не смогли заснуть, молча сидели у огня, напряженно вслушиваясь в ночную темноту.
Взошедшее солнце осветило тела пяти волков, лежащих на поле неравной битвы. Мальчик и старик сняли с мертвых зверей шкуры. Они отнесут их в селение, где женщины сошьют одежду. Мясо запекли на костре. Оно было жесткое и невкусное. Но его было много, и мальчик впервые за много дней наелся досыта. Слизывая с пальцев жир, он испытующе посмотрел на старейшего.
- Смотри, - торжественно начал старик, - мы сидим возле огня. Он дает нам пищу, обогревает дом, отгоняет диких зверей. Но мой отец рассказывал, а мой дед помнил о временах, когда человек еще не умел укрощать огонь. Его находили случайно. Молния зажигала дерево и огонь спускался с небес. Этот огонь берегли, постоянно кормили ветками, не давая погаснуть. Горе племени, чей огненный цветок переставал гореть. Оно было обречено на скитания в темноте и голод. Но уже во времена моего деда люди нашего племени научились добывать огонь из огненных палочек и огненных камней. Дед рассказывал, что человек, пришедший с далекого юга, научил нас этому искусству.
Старейшина достал из своего свертка небольшую дощечку с отверстием в центре и круглую ровную палочку. Вставив ее в отверстие на дощечке, и положив немного сухого мха, старик стал быстро вращать палочку между ладонями. Мальчик смотрел затаив дыхание. Он знал, что старейший владел искусством добывать огонь, но не думал, что сам когда-нибудь научится. В сухих руках старика огненная палочка вращалась все быстрее, и случилось чудо! Показался дымок, а через мгновение мох вспыхнул.
- Когда я уйду к отцам, эти палочки достанутся тебе. Но будь осторожен, они всегда должны быть сухими. Сухим должен быть мох или береста, которыми ты будешь кормить только что родившийся огонь. А если дождь намочит огненные палочки, ты возьмешь огненные камни.
Из своего свертка старейший извлек два камня. Один из них был красноватый, а второй странного бело-желтого цвета. Старик ударил одним камнем о другой, во все стороны полетели искры.
- Камни ты тоже возьмешь себе. Потом, я покажу где находят такие камни.
- Спасибо за доверие, старейший, - низко поклонился мальчик.
- Попробуй сам добыть огонь, - и старик протянул огненные камни.
Не раз и не два ударял мальчик камнем о камень. Искр то было слишком мало, то они летели во все стороны, не попадая на приготовленные кусочки бересты. Еще и еще и еще раз. Наконец-то! Искры упали на бересту, поджигая сухую кору.
- У тебя получилось, - старейший погасил пламя, - когда мы вернемся, ты сможешь разжечь священный огонь.
- Хорошо, старейший, - мальчик протянул старику камни, и тот тщательно завернул их в шкуры.
- А теперь самое время показать тебе как сделать острый нож. Лучше всего делать из кремня. Его легко найти возле гор. Смотри внимательно, - из тяжелого свертка, старик достал несколько продолговатых камней, длиной чуть больше ладони мальчика. Зажав один из них между ног, стал другим наносить удары. А потом, навалившись всем телом с силой надавил на нижний камень. Раздался характерный треск, и от нижнего камня откололось несколько пластин.
- Теперь надо сделать их острыми, - старик взял костяной отжимник, напоминавший по своей форме конус с поперечной ручкой. Осторожно заостренной частью своего странного орудия он стал давить на края кремневой пластинки. С края ножа посыпались маленькие каменные чешуйки.
- Вот так. Надо пройтись по одному края, потом по другому. И лезвие становится острым. Теперь попробуй сам.
Крепко зажав  между ног округлый камень мальчик схватив второй обеими руками, стал бить со всей силы. Несколько раз он промахивался и наносил удары себе  по ногам, оставляя синяки и сдирая кожу. Но от нижнего камня отлетали только маленькие осколки.
- Надави изо всех сил. Нажимай осторожно и сильно, поворачивая верхний камень то вправо, то влево, - подсказал старейший.
Мальчик так и сделал, но ничего не получалось. Руки заныли от напряжения. Наконец послышался хруст, от камня откололось несколько пластин. Большинство из них ни на что не годились. Но из двух можно было сделать прекрасные ножи. Мальчик под присмотром старейшего стал затачивать каменное лезвие. Прошло немало времени, прежде чем в его руках оказался готовый нож.
- Молодец! Ты научишься делать копья и топоры. Тебя должны запомнить духи, хранящие наш род. Возьми огненные палочки, и разведи священный огонь.
Пока мальчик разводил костер в круге черепов, старика достал темно желтый мягкий камень. Старательно измельчив его, смешал с водой в каменной чашечке. Получившуюся краску нанес на ладонь мальчика.
- Это охра. Мягкий камень из которого делают краску. Оставь след своей ладони в нижней части камня. Духи тебя запомнят.
Мальчик нагнулся. Внизу было множество отпечатков рук. Они смешивались, перекрывая друг друга. Осторожно, чтобы краска не смазалась, мальчик прижал ладонь к теплому камню.
- Хорошо. А теперь самое время пожертвовать священному огню немного пищи.
По указанию Старейшего мальчик бросил в огонь небольшой кусочек мяса и комочек охры.
- Духи запомнили тебя и теперь будут помогать. Ты еще не раз придешь в священное место, а нам пора возвращаться.
Обратный путь прошел без приключений. На исходе второго дня мальчик увидел знакомые хижины.
- Охотники еще не вернулись? – спросил у встречавших старик. И услышав в ответ «нет», горестно покачал головой, - мы не можем больше их ждать, придется уходить на юг.
Разошлись в мрачном молчании. Рано утром начались сборы. Женщины и дети увязывали шкуры, собирали скудное имущество племени, состоявшее из каменных и костяных ножей, топоров, шильев... Все понимали, что жизнь без взрослых охотников для племени будет тяжела. На время придется отказаться от охоты и жить только тем, что они смогут собрать. Страшно представить, что произойдет с людьми, когда они встретятся с хищниками или врагами.
Уходили в глубоком молчании. Многие оглядывались на каркасы старых жилищ. Кто из них переживет эту зиму и вернется? Люди уходили все дальше в бескрайнюю тундру, когда мальчик, обернувшись, заметил сгорбленные фигуры, спешившие следом.
- Смотрите! Смотрите все!!
Крики радости зазвенели в воздухе. Охотники вернулись с добычей. Разрубленная туша гигантского оленя была итогом удачной охоты. Дети и женщины обнимали вернувшихся мужчин, Старейший улыбался. Может эта зима и будет трудной для племени, но они ее точно смогут пережить и вернутся сюда летом.


Рецензии