Мой Совок 2

Дежавю.

Как-то раз в конце девяностых годов предыдущего века мы с отцом прогуливались в центре Москвы.  Ту пору теперь принято называть эпохой церковного возрождения. Действительно по городу тут и там взлетали золочёные или  перламутровые , порой весьма красивые маковки церквей , обозначая возврат недавних советских лабазов, цехов и контор к своему исконному культовому назначению.
   Мы зашли внутрь одной из свежепобелённых церковных оград , где сразу наткнулись на возбуждённую стайку непреходящих  акторов  русской духовной жизни – сердитых старух. Старухи тот момент изгоняли из храма молодёжную компанию , которая толи внешним видом толи поведением нарушила охраняемый местный обычай. Потупив глаза ребята старались как можно быстрее скрыться , осыпаемые нельзя сказать чтобы евангельскими эпитетами. Светило солнце. В воздухе пахло ладаном и строительным раствором. Отец , тогда ему  уже было глубоко за семьдесят, с интересом разглядывал мизансцену.  «А ты знаешь- сказал он - эти бабки ведь мои ровесницы, то есть они те самые пионерки – комсомолки тридцатых . которых  как и меня воспитывали непримиримыми атеистками , а вот как всё обернулось !»  «Интересно – продолжил папа- что и выглядят они точь в точь как прихожанки  времён моей юности. Сколько всего произошло с тех пор, я –старик , ты вырос , а они всё те же".
   Действительно , одеяния старух делали  возможным использование их   в качестве массовки  на съёмках фильмов из времён  хоть великой отечественной , хоть первой империалистической войн. Хочу заметить что такая униформа продержалась у поколения  ещё долго и была размыта тотальным наплывом китайского ширпотреба какие-то десять -пятнадцать  лет назад.
   Интересно , что подобно внешнему «прикиду» , сохранилась   и развилась специфическая  пенсионерская идеология , сочетающая левацкий экстремизм с религиозным мракобесием.
Ну да бог с ними со старухами. Поговорим о молодёжи. Я пару лет назад посмотрел интервью Владимира Познера со свеженазначенным министром экономического развития Максимом Орешкиным.  Я привык отслеживать  интервью Познера  взятые у  высоких российских чиновников. Как не крути, это хороший журналист, а то . что он ещё и  человек системы , позволяет государственным деятелям чувствовать себя у него по свободнее и раскрываться полнее.
Так вот . слушаю я у Познера министра Орешкина   ( а  потом в скорости  сменившего его Решетникова) и не покидает меня  , что называется,  чувство       « дежавю » , Во первых  оба эти парня никак не совпадают с моим представлением каким должен быть министр. Министр по мне  , может  в силу старорежимности,  это такой  « мистер Твистер» - толстый . самоуверенный , говорит  безапелляционно . А тут послушные  ребята , которые всё норовят сослаться на указания  президента, подчёркивая личную  безусловную исполнительность. Что интересно , ни тот не другой ни разу не упомянули своего непосредственного начальника – премьер министра.  Ну да то не они одни так–  вся страна вертикально натянутая.
И эти бюрократы  , которые ревностно « выполняют» и «придерживаются» ,  кого они до боли напомнили мне ? Да конечно же освобождённых комсомольских секретарей ! 
    Для тех кто не застал , поясняю. Нас совков  в аполитичном состоянии оставляли только до семи лет. Дошкольникам позволялся  ещё   дед Мороз со Снегурочкой , чебурашки всякие. Но  уже первоклассник получал на грудь значёк с Лениным в образе херувима (но без крыльев) , затем пионерия в галстуке , который  « с красным знаменем цвета одного» и , наконец . комсомол – уже без галстука , но опять с Лениным на значке , только уже лысым.
    Комсомольцами   числились   до двадцати семи лет, далее  если ты не вступал в КПСС ,система   тебя  «приотпускала» , отдавая на откуп профсоюзной организации , которая была вне возрастная и   менее навязчивая.
Так вот, до двадцати семи лет человек считался  комсомольской молодёжью и с ним полагалось «идеологически работать » .  Для этого  на крупных предприятиях , где количество  тех самых молодых превышала некий статистический барьер, существовал «освобождённый комсомольский секретарь» , который  как бы избирался собранием местных комсомольцев , но непосредственно на производстве не трудился. По правилам того времени  двадцатилетнему не могли доверить ответственную задачу  воспитания себе подобных , поэтому  «на комсомол»  направлялся
« молодой  коммунист» - карьерист  возрастом под сорок, который воспринимал такую должность как начальную ступень в партийной карьере.
    В большинстве своём простые комсомольцы   вообще не
осознавали зачем они таковыми стали , воспринимая  своё членство
как одно из  естественных  обременений которые накладывало
социалистическое государство на население вроде поездок на овощную
базу или участие в народной дружине по охране правопорядка. Существовал
небольшой слой активистов , кому организация способствовала в карьерных
и чисто житейских целях : через комсомол вступали в КПСС , получали
туристические путёвки , билеты в кино и театры.
    Освобождённый секретарь руководил процессами  , и главной проблемой для  него являлась пассивность основного контингента.  Чтобы немногочисленные заинтересованные лица  , включая самого секретаря ,могли  функционировать ,  добиваясь бюрократического роста в купе с сопутствующими благами , им необходимо было  хоть как-то вовлечь основную массу юных граждан в «комсомольскую жизнь» с  отчётными собраниями, политическим просвещением , спортивными праздниками а также культурными мероприятиями.

 Справедливости ради надо сказать , что иногда у способного секретаря действительно получалось разнообразить  досуг и помочь  своим подопечным  веселей проводить свободное время. Те же самые дискотеки устраивал комсомол , просто так в городе попасть на них было трудно.

Хороший освобождённый секретарь становился кем-то типа «массовика-затейника» . наделённого в прочем определёнными  воспитательными и карательными функциями.
Помнится у нас на предприятии  работал такой секретарь  Саша. Это был крупный малый тридцати с лишним лет, который непрерывно улыбался. Улыбки у него были весёлые , грустные , угрожающие , иногда  подобострастные ,если ругало начальство.  Обращаться к нему надлежало без отчества , просто по имени , что видимо должно было подчёркивать его  близость к юношеской среде.
Интересно, что наши непосредственные производственные руководители были в основном Сашины ровесники,  а то и моложе, но они уже звались Петрами Ивановичами или там Александрами Абрамовичами…
   Кроме  комсомольского секретаря был ещё секретарь партийной организации- строгий дядька которого все боялись. Партийный начальник в советской иерархии являлся ответственным работником  , едва ли не главнее самого директора.  Руководство занималось  производственными вопросами, проводило важные совещания , куда ,к стати, приглашался и наш Саша. Но если по другим было видно , что вот мужики «при делах» , то Саша «по жизни»  определённо «валял Ваньку» ,  только ожидая «хорошего» назначения.
И вот на этого улыбчивого Сашу показался мне зеркально похожим наш новый молодой  министр экономического развития назначенный после осУжденного   Улюкаева. Ну просто один типаж ! Разговаривает ровно , грамотно и ни о чём. Во всём облике нет ни напористости , ни азарта  – исключительно доведённая до совершенства  лояльность.
   Хорош конечно и Познер. Вопросы которые он  задавал всё таки  министру экономического развития  крутились  вокруг размера минимальной оплаты труда , социальных гарантий и пенсионного возраста. Казалось , что интервьюер , человек искушённый и бывалый,  транслирует в своих подходах  исключительно озабоченность  выше  упомянутой  «околоцерковной» бабки…  Но и министра тематика  беседы тоже совершенно не смущала.
   Если говорить в спортивной терминологии, то разговор выглядел так , будто с футболистом центр форвардом обсуждают тактику  игры в своей зоне,  а  так же перспективных  поставщиков  вратарских перчаток.
Эти молодые путинские  чиновники – они ведь фактически одногодки наших старших детей. Я представляю  какие книжки в детстве читали , какое кино смотрели. Музыка, популярные клубы… И вот выпускник знаменитой «Вышки» в двадцать первом веке  оказывается клоном того кто в середине семидесятых  (века двадцатого) обучался в академии общественных  наук при ЦК КПСС !
   У министра обороны есть войска , у министра образования – школьные здания , здравоохранение располагает больничными койками …. У главного по экономическому развитию нет никакой инфраструктуры – исключительно личный креатив  , но где он у этих ?
   Из открытых медийных источников я узнал, что у нас в стране последние пятнадцать –двадцать лет конкурируют две модели экономического развития – так называемые  концепции Глазьева и   Кудрина. Соревнуются естественно не в формате парламентских слушаний или предвыборных дебатов, а посредством придворных консультаций .  Считается , что эти двое  непримиримые  антагонисты. Кудрин – он прозападный либерал , а Глазьев – почвенный патриот.
   Я прочитал ряд статей разбирающих подходы того и другого. Там есть апологетика ,  сарказм , предвзятая и непредвзятая аналитика.  Встречаются  паникёрские заявления о том , что следование Глазьеву ( или Кудрину)  всех погубит. По поводу манифестов действующих министров я не читал ничего. Иногда их просто ругают. Уровень критики как в школьной стенгазете по поводу двоечников.
Наша экономика в связи с этим представляется мне в виде витязя на распутье . но не былинного , а из анекдота. Пока воин в задумчивости анализирует угрозы от  «направо-налево пойдёшь» , в воздухе волшебным  образом высвечивается надпись : «а будешь тормозить – прямо тут «люлей» получишь !»
   Я искренне чаю экономического развития. Будучи сознательным обывателем понимаю,что без него нечего ждать прибавления социальных благ. Хочется догнать убегающий пенсионный возраст , а не быть восьмидесяти лет  арестованным по вновь объявленной уголовной статье за тунеядство.
   Однако с прискорбием убеждаюсь , что за вожделенный прогресс нынешние власти и не пытаются бороться. По кадрам видно, а кадры , как учил вновь набирающий популярность товарищ Сталин, решают всё.


Рецензии
Я давно заинтересовался проблемой правительства времен Путина И я согласен с Вашими сомнениями. Я всегда считал, что повышение должности связано с повышением ответственности. Нужно иметь высокий кругозор и большой опыт. Когда мне в 46 лет предложили пост главного инженера подразделения, а до этого я 25 лет работал в этом подразделению по узкому профилю, меня обуял страх. Были вопросы знаний и опыта по которым у меня было недостаточно, наваливалась работа с персоналом и т.д. А здесь сидят перед Путиным молодые ребята, пусть от природы талантливые но не набравшиеся опыта. Они и сидят как кролики перед удавом. Я привык на подобных собраниях к спору, выколачиванию средств, материальному снабжению, решению кадровых вопросов. Директор только успевал от нас отбиваться.

Артем Кресин   22.02.2021 10:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.