Луч, подобный изумруду

«Слава тебе, о Ты, сущий в сиянии, Ты, вседержитель. О Тем-Хармахис, когда Ты встаёшь на горизонте восточном, к Тебе летит вопль ликования от уст всех народов. О Ты, Сущий, в урочный час Ты обновляешь себя в образе Диска во чреве Твоей матери – Хатхор, а потому всюду сердце любого исполнено радости при воскресении Твоём вечно. Регионы Севера и Юга идут воздать честь Тебе и шлют возгласы при Твоём восхождении на горизонте; Ты освещаешь Обе Земли лучами цвета бирюзы.»

Из папируса (Книги мёртвых) военачальника Нахта. «Гимн Ра при восходе его» (отрывок) (Брит. музей, папирус Лондон BM 10,471, лист 21)

«Рёк Кенна, торговец, торжествуя: «Ты воспрял, Ты восстал и Ты исходишь от бога Ну. Ты обновляешь свою юность и становишься на то место, где Ты выходил вчера. О божественный отрок, сотворивший себя. Я не в силах описать Тебя. Ты явился со своими венцами и осветил небо и землю лучами твоими чистого изумрудного света».

Из папируса (Книги мёртвых) торговца Кенны «Гимн Ра при восходе его» (отрывок) (Лейденский музей, Cat. T. 2, Inv. SR)

У астрономов древнего мира не было сомнения в том, что диск Солнца – это живая икона демиурга в небе, а явления, рождённые игрой его света в хрустальном эфире неба – знамения, ведь все они – вавилоняне, халдеи, подданные фараонов, были жрецами. В священных книгах бывает много поэтических аллегорий и метафор, но не кто иной, как сам У.М.Ф. Питри весьма часто видел в Египте (на море и на суше) дивный, но эфемерный «зелёный луч». Там и ландшафт, и погода большую часть года идеально сочетают три условия для этого изысканного оптического феномена: открытый горизонт (в степи, пустыне или на море, скованном штилем), кристально-чистая атмосфера и отсутствие облаков на той части горизонта, где восходит или заходит Солнце.

От самой низкой точки над горизонтом лучи светила должны проходить особенно долгий путь через более плотные, чем в вышине, слои атмосферы. Там рефракция рассеивает их в спектр, и лучи с малой длиной волны (фиолетовые, синие, голубые) не доходят до зрителя. Оптика атмосферы, будто магический кристалл, делит солнечный диск на ряд кругов разного цвета, неровно наложенных друг на друга, и от самого дальнего, зелёного, виден лишь краешек. Не последнюю роль в явлении «зелёного луча» играет шутка природы – инверсия температуры (она вдруг начинает расти с высотой, а не падать). Диск выглядит как в кривом зеркале, он даже может «разбиться» на сегменты и выглядеть как лестница из огня.

В последний момент захода он быстро меняет цвета от красного к оранжевому, жёлтому и, на один миг – зелёному (адвективный мираж). На восходе всё происходит в обратном порядке: мигает «зелёный луч», затем, будто молниеносно зреющий плод, солнечный диск желтеет, далее становится оранжевым, и, наконец, алым (радиационный мираж). В зените же он будет ослепительно бел. Тот самый знаменитый «зелёный луч» видели и запечатляли в трёх формах: в виде каёмки на верхушке диска, в виде мелкого сегмента диска и в виде столбика пламени, вырывающегося из-за горизонта. Только при исключительно высокой прозрачности воздуха он может быть ещё и цвета морской волны и даже голубым, и это чрезвычайно редкое явление. Так же редок «зелёный луч», который в разное время видели у Луны, Венеры и даже Юпитера.

У. Грофф и У.М.Ф. Питри утверждали, что в более яркой версии феномен «зелёного луча» в Египте бывает на заре, так как на закате там небо уж слишком багровое. Н. Дженкинс, видимо, очень метко сравнила закатное египетское зарево с занавесом из малиновой кольчуги. Знатоки ярких и диковинных атмосферных явлений советуют в то время, как удалось увидеть «зелёный луч», быстро и непрерывно бежать вверх по склону горы, холма или насыпи, что увеличивает срок «свидания» с заветным миражом, обычно длящемся не более двух – трёх секунд. Во время бега глаза «догоняют» ускользающую красоту. Об этом способе упоминает и Питри.

К слову, рекордно долго «зелёный луч» можно видеть в условиях полярного круга. Р. Бэрд, американский лётчик и исследователь, наблюдал его в течение 35 минут на Южном полюсе, когда край солнечного диска выглянул из-за горизонта в первый раз после окончания полярной ночи. Но невозможно забыть и одно мгновение этого чуда. У. Грофф был первым, кто связал образ Ра, осеняющего, согласно древним гимнам, утром землю изумрудно-зелёными или бирюзовыми лучами, с явлением «зелёного луча», которое в Египте не редкость. Ра на заре был в ипостаси Хепри, он воплощал возрождение. Его символом был скарабей, при этом изначально его зелёная разновидность. Со зрелищами в небе был связан ряд богов и богинь, бывшие с Ра одной сутью, но чтимые по отдельности.

Исида и Нефтида отвечали за зарю и сумерки, но иногда Нефтида ассоциировалась лишь с закатом. Исида готовила путь для бога Ра. Солнце, поднимающееся между двумя богинями – это само утро. Шу – первородный сын Ра (Ра-Атума) был олицетворением не только воздуха, но и света, рассеянного в нём. Его сестра-близнец, Тефнут, - это венец многоцветных лучей на рассвете. Чета Шу и Тефнут – это ещё и глаза Ра (или Хора), Солнце и Луна. Один из эпитетов Шу – Нешем, что означало излюбленный египетскими ювелирами амазонит, который на заре египтологии путали с изумрудом. Он явно связан с «зелёным лучом», о котором говорили как о видении райской сикоморы.

С зарёй связана и богиня-львица Сехмет (с огненным восходом, ясное дело). Но её ипостась – богиня-кошка Бастет, чей цвет – зелёный. На закате Ра, падающий в загробный мир, истекал кровью и окрашивал ею горизонт. С Осирисом (Великим Зелёным) он сливался в мире ночи, чтобы от его животворящей силы возродиться, вернуть юность и взойти утром. Только земля, покрытая зеленью растений, может считаться живой в стране, которую душат с двух сторон великие пустыни. Удивительно чистый изумрудный тон солнечного знамения, как решил Вильям Кон, связан с какими-то сложными метаморфозами атомов кислорода. Но развить эту теорию он не смог. У древних не было кино- и фотокамер, чтобы запечатлеть божественное знамение, но они упивались этим чудом едва ли не каждое утро.

Николай Заболоцкий

ЗЕЛЁНЫЙ ЛУЧ

Золотой светясь оправой
С синим морем наравне,
Дремлет город белоглавый,
Отражённый в глубине.
Он сложился из скопленья
Белой облачной гряды
Там, где солнце на мгновенье
Полыхает из воды.
Я отправлюсь в путь-дорогу,
В эти дальние края,
К белоглавому чертогу
Отыщу дорогу я.
Я открою все ворота
Этих облачных высот,
Заходящим оком кто-то
Луч зелёный мне метнет.
Луч, подобный изумруду,
Золотого счастья ключ —
Я его ещё добуду,
Мой зелёный слабый луч.
Но бледнеют бастионы,
Башни падают вдали,
Угасает луч зелёный,
Отдаленный от земли.
Только тот, кто духом молод,
Телом жаден и могуч,
В белоглавый прянет город
И зелёный схватит луч!

1958

На снимке: явление зелёного луча на заре. Автор - Тим Г. Росс. 23 июня 2014 г.

Источники:

Локьер Джозеф Норман. Рассвет астрономии. Планеты и звезды в мифах древних народов. Litres, 5 сент. 2017 г.

Зверева С. В. В мире солнечного света. Л., Гидрометеоиздат, 1988.

О'Коннел Д.Дж.К. Зелёная вспышка и другие явления низко стоящего солнца/D. J. K. O'Connell. The Green Flash and Other Low Sun Phenomena: Vatican Observatory Photographs. North Holland Publishing Company, 1958

Питри У.М.Ф. "Зелёный луч"/W.M. Flinders Petrie. The Green flash. Nature, 94, 88, 1914.

Гальперин И. А. «Зелёный луч» (результаты трехлетних наблюдений) // Природа. — 1974. — № 11

Бадж Э.А.У. Книга мёртвых. Главы книги "Выхода днём". Фиванская версия./The book of the dead. The chapters of Coming forth by day. The Egyptian text according to the Theban recension in hieroglyphic edited from numerous papyri, with a translation, vocabulary, etc . By E, A . Wallis Budge LITT. D., D. LIT ., F . S. A . Keeper of the Egyptian and Assyrian antiquities in the British Museum London Kegan Paul, Trench, Trubner & CO., LTD. Paternoster House, Charing Cross Road 1898. [All rights reserved.]

Дженкинс Н. Ладья под пирамидой. Пер. с англ. Ф.М. Менедльсона. Послеслов. Т.Н. Савельевой. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986 г.

Бадж Э.А.У. Боги египтян. Царство света или тайны загробного мира. Пер. с англ. А.Б. Давыдовой, И.Б. Куликовой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2014 г.


Рецензии