Народный театр, ставший легендой. Часть 5

Воспоминания участника "Камерного театра" г. Тольятти - Михаила Клавдиева.
Статья опубликована в Самарской газете "Культура" №6-7 (апрель 2020г.)

***

   А на нашей теперь основной сцене, которую мы всё время перестраивали и улучшали, Витя Николаев выпустил спектакль по пьесе Вампилова "История с метранпажем". Но спектакль этот несколько выбивался по эстетике – как-то небрежно он был сделан, что ли?.. Да и Анатолием Анатольевичем, нашим руководителем, завладели совсем иные мечты, уже далекие от нашего дела. Толя всегда мечтал о профессиональном театре, где с актёрами не надо так скрупулёзно погружаться в материал, прорабатывать психологические нюансы, а атмосферу в спектакле (да и актеров) можно прикрыть яркой формой. Он открыто заявил коллективу, что самодеятельностью больше заниматься не хочет, будет строить профессиональный театр и возьмёт с собой из нынешнего состава человек 12–14.

   Коллектив разорвало, кончилось наше братство. Конечно, и раньше все мечтали о больших ролях, но было радостно просто быть участником яркого события – спектакля. А для этого нет ненужных людей, каждый вклад ценится одинаково. Спектакль сорвётся, если кто-то вовремя не включит свет, не проверит, как закреплен станок, если музыка опоздает... Но если дальше идут 12 человек, то кто-то попадёт в этот список, а кто-то нет? И вот две девочки, две наши Тани – обе беленькие, обе пухленькие, примерно одного возраста, а возьмут-то одну. Кого? И вокруг девочек образуются свои группы, и друг за другом они всё замечают и ничего не прощают, и раздувают, и призывают... Словом, как в большинстве коллективов.

   А Толя уже на это не обращал внимания, он проектирует Театроград, который кто-то будет строить в городе. Для этого нужно правительственное решение, не меньше, и Толя уверен, что он такого решения добьётся. Проекты рассылаются всё выше и выше, а на репетиции уже и времени нет. Вот тут мы с ним и разошлись: было очень больно смотреть, как рушится дело, которому отдано столько сил. Да и перед теми, кто был до нас и делал рабочий поселок театральным городом, тоже были долг и ответственность. Я честно сказал, что отыграю весь текущий репертуар, все концерты и встречи, но в новых работах участвовать не буду и из театра ухожу. Тогда думалось, что навсегда.

   За два последующих года Толя выпустил три спектакля, всё остальное время ушло на борьбу за профессиональный театр. Не получилось, и в конце 1977 года он со своей группой уехал в Димитровград, в местный театр: там обещали полную автономию, как бы театр в театре. Но и из этой затеи тоже ничего не получилось.

***

   А мне после ухода из театра предложили подхватить студенческий театральный коллектив политехнического института: у них руководитель уехал. Я пришел довести их до конца учебного года, но увлёкся. Ребята оказались очень талантливые, и подтянулись участники Камерного театра, оставшиеся не у дел. Вот таким пёстрым, но очень дружным коллективом мы и оказались в старых стенах нашего ДК. Мы уже не назывались Камерным театром, восстановили прежнее название, а спектакли свои играли и на большой сцене, и в нашем родном помещении. В 1980 году я передал театр своему преемнику и уехал в Москву. Преемник театр не удержал, и эта яркая и интересная страница нашей жизни закрылась.

***

На фото: сцена из спектакля "История с метранпажем" по пьесе А.Вампилова
(слева направо: Юрий Берладин, Владимир Козлов, Евгения Бурмацкая, Анатолий Берладин).


Рецензии