Короткая жизнь второго Есенина. П. Васильев ч. 2

А может, всё это неправда. Анекдоты. Вымыслы. Целевые сплетни? Ведь С.Куняев там не был. Он родился в 1957 году. И нет ссылок на рассказчиков и источники. Похоже на недостоверность. Уж очень примитивно и глупо.
Но как знать, говорят же о двух проблемах на Руси, одна из которых — дороги.   Вот и у Б.Окуджавы в «Молитве»: «Умному дай голову...» И это было весной 1934 года после 17-го съезда, когда Сталин решил расправляться вплоть до расстрелов с «не верными ему и не осторожными», с противниками, оппозиционерами и просто неприятными людьми.

Но если сравнивать личные бытовые качества и продукты гениального ума у человека искусства или учёного, то  в здравом культурном обществе, конечно, перевесит результат труда, значимость таланта для страны, для истории, для людей. А поэта лучше понимать и оценивать по его стихам, по документам, хотя бы по нескольким воспоминаниям современников. (И хорошо, если они написаны не много лет спустя). Если говорят: глаза — зеркало души, то в стихах поэт весь на виду.

Первый раз Васильева  арестовали 4 марта  1932 года  вместе с группой поэтов, в том числе с Леонидом Мартыновым, с обвинением в принадлежности к контрреволюционной группировке по так называемому делу «Сибирской бригады». Приговорили к высылке в Северный край на три года, освобождён условно в конце июня.

В апреле 1934 года у него случился конфликт с таджикскими писателями С. Айни и А. Лахути в Сталинабаде. В 1935 году: в январе тнцидент с искусствоведом А. М. Эфросом в писательском кафе «Дома Герцена» в Москве; 14 мая - драка с сотрудником   "Комсомольской правды" поэтом Джеком Алтаузеном*.  Драку спровоцировали:   «Александр Безыменский, Джек Алтаузен, Михаил Голодный, Михаил Светлов, Алексей Сурков и некоторые другие «собратья по перу» (С.Куняев).
От Васильева ему досталось за гнусности в адрес его возлюбленной Натальи Кончаловской. «А Джек Алтузен, кроме всего этого, был автором сенсационных стихов, в которых призывал задрать старухе-Расее подол. В этой ситуации мордобой приобрел, так сказать, непредусмотренный национально-патриотический оттенок». (С.Куняев).
 Недругов среди еврейских литераторов у Васильева было немало.
«Яростней других на поэта чаще всего накидывался Александр Безыменский. Он со страниц «Октября» ещё в 1933 году заявил, будто Васильев – это целая тенденция, «по которой… надо крепко ударить, которую надо разоблачить» («Литературная Россия», 2006, В.Огрызко). И даже после реабилитации Васильева он никак не мог смириться с восстановлением его в Союзе писателей. И в двадцать первом веке недоброжелатели Васильева никак не успокоятся.

Кампанию против Васильева начали через Горького, ему передали донос, через Мехлиса,   главного редактора  «Правды» и заведующего отделом печати ЦК ВКП(б).  Евгений Долматовский в своих воспоминаниях счёл возможным указать: “Признаться, без особого труда разгадал, кто автор письма. Это был вовсе не партиец, а окололитературный переросток, всеобщий ненавистник и завистник, а сообщение его было адресовано вовсе не одному из литераторов, а в иное, весьма серьёзное учреждение».

14 июня 1934  газеты «Правда», «Известия», «Литературная газета» и «Литературный Ленинград» синхронно публикуют статью М.Горького «О литературных забавах»*   с   критикой молодых литераторов,   с осуждением в их числе и Васильева. Там Горький обмолвился и о фашизме: «расстояние от хулиганства до фашизма короче воробьиного носа".  Ну и пошло. Началась кампания травли. П.Васильева обвиняли в пьянстве, хулиганстве, нарушении паспортного режима, антисемитизме, белогвардейщине и защите кулачества, даже в фашизме. Да ещё на много лет зафиксировали ложную историю, что Павел Васильев бил жену. Это был однофамилец Васильев*, но Сергей, первоначально так  и названный в статье, но потом переиначенный в Павла.
Горький потом  сожалел о последствиях статьи: «...Как только дружески скажешь о ком-либо неласковое или резкое слово — то тотчас же на этого человека со всех сторон начинают орать люди, которые ничем не лучше, а часто — хуже».

"5 февраля 1935-го Генриху Ягоде представили докладную о продолжающихся антисоветских настроениях Васильева с предложением о его аресте. Ягода оставил резолюцию: "Надо подсобирать ещё несколько стихотворений".

Поэта исключили из Союза писателей за «хулиганство и антисемитизм». (В «Литературной газете» от 10 января формулировка несколько отличалась). Это повлекло за собой негласный запрет на публикацию его произведений.  Жить стало не на что.
Союз писателей СССР как единый подконтрольный партии орган был создан в 1934 году вместо массы самостоятельных организаций литераторов, ликвидируемых с 1932 года. 
В его уставе было записано:  «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма».
Это был конец свободомыслию в советской литературе.

После драки с Алтаузеном появилось групповое письмо* подписанное 20 известными советскими поэтами с просьбой "принять решительные меры против хулигана Васильева, показав тем самым, что в условиях советской действительности оголтелое хулиганство фашистского пошиба ни для кого не сойдёт безнаказанным". (По одной информации — подписи поддельные, по другой — настоящие).
«Павел Васильев устроил отвратительный дебош в писательском доме, где он избил поэта Алтаузена, сопровождая дебош гнусными антисемитскими и антисоветскими выкриками и угрозами расправы по адресу советских поэтов. Этот факт подтверждает, что Васильев уже давно прошёл расстояние, отделяющее хулиганство от фашизма…»

24 мая 1935 года это письмо опубликовала «Правда». Его подписали и поэты, которых Павел Васильев считал своими друзьями: Николай Асеев, Борис Корнилов, Семен Кирсанов, Иосиф Уткин.
И уже 15 июля он был осуждён «за бесчисленные хулиганства и пьяные дебоши» на полтора года и направлен в исправительно-трудовую колонию.

Оттуда он обратился к Горькому письмом с просьбой о помощи.
« ...Историю с Алтаузеном расписали в “Правде” страшно преувеличенно. Просто видно решили положить конец и т.д.
Вот уже три месяца, как я в Испр. Труд. Колонии при строительстве завода “Большая Электросталь”.
Я работаю в ночной смене краснознамённой бригады, систематически перевыполняю план. Мы по двое таскаем восьмипудовые бетонные плахи на леса. Это длится в течение девяти часов каждый день. После работы валишься спать, спишь до “баланды” и – снова на стройку…. Я хотел бы сейчас работать где-нибудь на окраинах Союза. Может ли быть заменена тюрьма высылкой, в какие угодно края, на какой угодно срок?…
Если не изменится ничего в теперешнем бытие моём — всё равно не пропаду, сожму зубы, перемучусь и дождусь срока.
Весь Ваш Павел Васильев. 23 сентября 1935 г.  ИТК Электросталь».

После хлопот о нём  Васильева перевели в таганскую тюрьму, а потом в рязанскую. Там ему дали возможность писать.
В марте 1936 года досрочно освободили. Вернулся в Москву. 
В этом же  году   появился   заказной фильм «Партийный билет», в котором прообразом главного антигероя —  «врага народа» был Васильев.  Артист Абрикосов в карикатурной форме старался  ему уподобиться в «повадках».
Сколько же надо было иметь мужество и бесстрашия, понимая сложившуюся с начала тридцатых годов ситуацию  с инакомыслием в Советском Союзе. И не отступить от своих убеждений, зная наперёд, что ожидает. Васильев, как и его товарищи, крестьянские поэты Н.Клюев, С.Клычков и и др., видя  какие беды принесла коллективизация и высылка так называемых «кулаков», не могли промолчать и смириться с выражением неодобрения   действий властей против деревни.
Летом того же года в «Новом мире» напечатали его поэму «Кулаки».  В ней ощущается   сочувствие и уважение к крепкому зажиточному  хозяину, русскому трудолюбивому мужику,  понимание пришедших к нему бед. Но антисоветской эта поэма не была.
Там он отобразил обстановку и характеры противостоящих деревенских групп в самый разгар коллективизации. Да большее отразить было и невозможно.

«Колхоз, ну что ж,
Организуют, как все иные,
И приведут на аркане вошь
Юдины, Митины и Кривые.

Власти милиции
Недалеки,
Власти партейные — слава богу,
Тут же в властях сидят босяки,
И состоятельные мужики
Будут обобраны им в подмогу…

Они — верховоды хозяйств своих,
Они — верховоды земли и хлеба!
И шапку снимали,
Встречая их,
С почтенья кося
И вздыхая: «Мне бы…»

И тыщи безвестных, глухих годов
Стояли они в правоте и силе,
Хозяева хлебов и скотов
И маяки мужицкой России!»

Не побоялся озвучивать такое! Не хотел «сюсюкать» как другие поэты-приспособленцы, «хвастуны и мерзавцы». Да ещё выступал против  них, пишущих под соответствующие политические задачи с оглядкой на ЦК «про свеклу и «тысячи га». 
И началась последняя шумиха не затихающей годами травли. И защитник Горький умер. Приближалась беда.

Он был готов к ссылке на север. И не ожидал, как и масса других тогда арестовываемых, что убьют. Такого в истории просвещённого человечества ещё не было. Что, изуверствуя, уничтожат ни за что, да ещё оклевещут, в голову придти не могло.

«...Ой и долог путь к человеку, люди,
Но страна вся в зелени — по колени травы.
Будет вам помилование, люди, будет,
Про меня ж, бедового, спойте вы…»
 - были его последние слова в стихотворении "Прощание с друзьями". 

В конце сентября 1936 главой НКВД стал Ежов, завертевший маховик большого террора.
6 февраля  1937 года Павла Васильева арестовали на одной из московских улиц по обвинению в принадлежности к «террористической группе».  Пытками, истязаниями,  запугиванием гибелью родных, обманом о снисхождении  заставили оговорить  товарищей, признаться в планируемой роли исполнителя террористического акта против Сталина и 13 июня 1937 года подписать обвинение. 15 июля судом под председательством Ульриха его приговорили к расстрелу. И расстреляли в этот же или на следующий день 16 июля в Лефортовской тюрьме. Под репрессии попали и его ближайшие родственники и товарищи.

По этому же делу были расстреляны: Юрий Есенин – сын С.А. Есенина, и как руководитель группы террористов Артём Весёлый – автор романа «Россия, кровью умытая». 
Похоронен в общей могиле «невостребованных прахов» на новом кладбище Донского монастыря в Москве. «На Кунцевском кладбище в Москве Павлу Васильеву установлен кенотаф рядом с могилой его жены Е.А.Вяловой-Васильевой».
Такими методами расправлялись с видными деятелями культуры. Такая была у них судьба. Есенину с Маяковским ещё повезло уйти раньше...
Как же можно защищать И.В.Сталина, хотя бы  только оценивая ущерб, который он нанёс нашей литературе, культуре, исторической памяти русского народа!

Хула продолжалась не только при жизни поэта, но и после трагической  гибели. В 1956 году Павел Николаевич Васильев был реабилитирован за отсутствием состава преступления. Но секретариат Союза писателей противился его литературной реабилитации.
Поэта достойно защищал C.Залыгин. «Большую роль в восстановлении доброго имени, в собирании и подготовке к изданию разрозненного тогда наследия Васильева сыграли (возвратившаяся из ссылки,А.Т.) его вдова Елена Александровна Вялова-Васильева и его свояк и литературный покровитель Иван Гронский (в 1930-е годы — ответственный редактор  «Известий» и «Нового мира», тоже репрессированный, в 1938, А.Т.), а также поэты Павел Вячеславов, Сергей Поделков и Григорий Санников, на свой страх и риск собиравшие и хранившие произведения Васильева, в том числе неизданные».

На копии письма К.Симонову, секретарю СП СССР,  И.Гронский оставил запись: «Первое письмо отослал 15.1Х.56. Ответа не получил. …почти через месяц второе письмо, ответа на которое тоже не получил, и, понимая, что Симонов и другие руководители правления СП …, проводившие линию Сталина, Ежова, Берия на уничтожение кадров советского общества, в том числе литературы, я 6.Х.56 г. обратился к В.М.Молотову. По распоряжению ЦК литературные чиновники сразу же восстановили Васильева в Союзе писателей».

При жизни поэта отдельными изданиями вышли лишь две его книги очерков о Сибири (1930) и поэма «Соляной бунт» (1933). Последним опубликованным в 1936 году было его стихотворение "Живи, Испания!",  сделанное уже не в его традиционной манере.

Первой после реабилитации в 1957 году вышла книга «Павел Васильев. Избранные стихотворения и поэмы», подготовленная с участием его жены.
В 50-70-е гг. были изданы 7 сборников поэтических произведений П.Васильева.

Из предисловия С.А.Поделкова к книге стихов Васильева: «Когда говорят: «поэзия Павла Васильева», я невольно оказываюсь в живописном и стремительном мире его творчества. Сколько человеческих голосов звучит в  сознании, - тут и казачий говор и чокающий сибирский, и казахская гортанная речь,  шумный праздничный хмель и потаённый девичий шёпот, и смех и плач.
Васильев жил на счастливой земле России и создавал горячие, трепетные, убедительные самобытные образы её людей.
У него нет убогих тропов, унылых и вялых строк, всё под током творческой ярости, каждый образ слепящ и рельефен. Он виртуозно владел словом, много читал, знал мировую историю, литературу, изучал философию.   П.Васильев самозабвенно любил природу. Он обожал лошадей, собак, птиц, всякое зверьё».
 
Кроме литературного наследия осталось и несколько памятных мест, связанных с жизнью поэта.

В Омске  на здании, где в 1920–1930-е годы размещалась редакция газеты «Рабочий путь» , в которой бывал Васильев, - памятная доска.

Одна из муниципальных библиотек Омска носит его имя. В 2003 году  на бульваре Мартынова установили памятный знак – камень поэту.

Одна из улиц Усть-Каменогорска на левобережье Иртыша носит его имя.

5 марта 2011 года в Москве на доме №26 по 4-ой Тверской-Ямской улице открыта мемориальная доска Павлу Васильеву.

В октябре 2011 года в Павлодаре открыт памятник Павлу Васильеву. Памятник установлен в старой части города, недалеко от улицы, носящей имя поэта.

Во Владивостоке, где Павел Васильев начинал первые шаги своей творческой жизни, на здании бывшего Восточного института - мемориальная доска.

В Петропавловске (Казахстан) есть улица его имени. Сохранилось здание школы, в котором он учился.

В  Рязани * есть библиотека его имени,  музей Павла Васильева, в котором собрано большое количество материалов.  Библиотека им. П.Васильева ежегодно проводит «Васильевские чтения», работает при ней и «Васильевское общество».

В  Павлодаре  работает «Дом-музей Павла Васильева»,  организован школьный музей П. Васильева, учреждена премия его имени. Традиционными стали праздники «Васильевской поэзии».

В Казахстане его чтят и любят, во многих городах есть улицы, названные его именем,  его творчество вошло  в школьную программу, и даже город Павлодар сохраняет из-за него своё название.*

Это — всё.
Коротко, о значительном  мастере  русской поэзии, крупно представившем российскую Азию,  и о том времени,  когда большой талант, искренность, пылкость, смелость, открытость, честность грозили смертью.


ПРИМЕЧАНИЯ 

*  Яков Моисеевич Алтаузен в конце 1920-х  работал в редакции газеты «Комсомольская правда» в должности секретаря литературного отдела. Член Союза писателей СССР с 1934 года. Член ВКП(б) с 1939 года. Погиб в 1942 году под Харьковом.  
 
*  Из «Литературные забавы». М. Горький.
«Жалуются, что поэт Павел Васильев хулиганит хуже, чем хулиганил Сергей Есенин. Но в то время, как одни порицают хулигана, -- другие восхищаются его даровитостью, "широтой натуры", его "кондовой мужицкой силищей" и т. д.  Но порицающие ничего не делают для того, чтоб обеззаразить свою среду от присутствия в ней хулигана, хотя ясно, что, если он действительно является заразным началом, его следует как-то изолировать. А те, которые восхищаются талантом П.Васильева, не делают никаких попыток, чтоб перевоспитать его. Вывод отсюда ясен: и те и другие одинаково социально пассивны, и те и другие по существу своему равнодушно "взирают" на порчу литературных нравов, на отравление молодежи хулиганством, хотя от хулиганства до фашизма расстояние "короче воробьиного носа". …»

«А вот -- Васильев Сергей, он бьет жену, пьянствует. Многое мной в отношении к нему проверяется, хотя облик его и ясен. Я пробовал поговорить с ним по поводу его отношения к жене.
   -- Она меня любит, а я ее разлюбил... Удивляются все - она хорошенькая... А вот я ее разлюбил...»

* Сергей  Александрович Васильев
В начале 1930-х годов первые его стихи появились в московских газетах и журналах.   В 1935 году опубликованы поэмы «Голубь моего детства» и «Анна Денисовна», которые принесли ему первый успех. В 1934—1938 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького.
На его стихи были написаны известные песни «Берёза белая», «Дорожная»   и другие.

 *  Из письма в «Правду» писателей:
«В течение последних лет в литературной жизни Москвы почти все случаи проявления аморально-богемских или политически-реакционных выступлений и поступков были связаны с именем поэта Павла Васильева…
Последние факты особенно разительны. Павел Васильев устроил отвратительный дебош в писательском доме по проезду Художественного театра, где он избил поэта Алтаузена, сопровождая дебош гнусными антисемитскими и антисоветскими выкриками и угрозами расправы по адресу Асеева и других советских поэтов. Этот факт подтверждает, что Васильев уже давно прошел расстояние, отделяющее хулиганство от фашизма…
Мы считаем, что необходимо принять решительные меры против хулигана Васильева, показав тем самым, что в условиях советской действительности оголтелое хулиганство фашистского пошиба ни для кого не сойдет безнаказанным».

* Его жена и дочь последние годы жили в Рязани.

* Из рецензии Марата Жусипалиева 2018 года на стихотворение Трофимова Александра Сергеевича «Памяти Павла Васильева», Стихи.ру.

 
 


Рецензии
Здравствуйте, Александр Сергеевич!
Пророчески сказал ваш тёзка: "Жестокий век, жестокие сердца".
Страшная эпоха репрессий накладывала свой отпечаток и на людей, и на события.
Да и характер Васильева восстанавливал друзей против него...
Признание таланта утвердилось позже: "У него нет убогих тропов, унылых и вялых строк, всё под током творческой ярости, каждый образ слепящ и рельефен. Он виртуозно владел словом". Спасибо за эссе о талантливом поэте!
С уважением,

Элла Лякишева   09.04.2022 17:48     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Элла Евгеньевна! Снова радуете и воодушевляете на новые расследования.
А Васильеву повезло вдобавок к оригинальному дару и характеру и обстоятельствам прославиться, стать известным, хотя и до сих пор некоторые ему кое-чего не прощают.
И сейчас у нас немало оставшихся неизвестными самородков очень значительных и интересных. В том числе интернетовских.
В СССР с начала тридцатых раскручивала партия, теперь коммерсанты.
Рубль, а сильнее доллар - командиры. Талант ещё надо понять оценить, помочь... Да некому. Везёт счастливчикам.

С неизменным искренним почтением, просто Александр

Александр Сергеевич Трофимов   09.04.2022 19:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.