Паровоз - живой механизм
Встречаясь с интересными, увлечёнными людьми, нередко задумываюсь: не на них ли держится развитие всей цивилизации? Немножко фанаты, немножко романтики, в деле, которым занимаются, они видят не только пользу, но и красоту, ощущают в нём живое тепло, душу.
Общение с такими людьми всегда воспринимается как маленький, но дорогой подарок судьбы.
Таким подарком для меня стало посещение посёлка Ульяновка в Тосненском районе Ленинградской области, где состоялась наша встреча с инженером, создателем собственной железной дороги Павлом Чилиным.
Хозяин радушно показал депо, паровоз, после чего ответил на мои вопросы.
- Павел Константинович, пожалуйста, немного о себе. Увлечение железной дорогой – это у Вас с детства?
- Родился я в Москве, с года живу в Петербурге. В Ульяновке с 1999 года. Когда мне было 12 лет, путешествовал с родителями по Литве. Увидел узкоколейную железную дорогу, так всё для меня и началось. Я просто влюбился в маленькие поезда и вагончики узкоколейки.
- Было бы интересно подробней узнать о размерах рельсов, паровоза.
- Колея рельсов 30 сантиметров. Длина моего паровоза 3 метра. Для сравнения – большой паровоз может быть длиной 20 метров. Мой паровоз весит одну тонну, а промышленный – 180 тонн. Ездит он на дровах, длина железнодорожных путей 350 метров. Построил паровоз осенью 2019 года. А железную дорогу начал строить в 2008 году. Это было связано с рождением сына Павла.
- А вагоны есть?
- Есть два пассажирских вагона, каждый вмещает 8 человек, и один товарный.
- Ваше увлечение – это и Ваша работа?
- Нет, железная дорога не имеет коммерческого использования. Она для друзей, для души, а зарабатываю я созданием комнатных органов.
Павел отвечает на мои вопросы, перевод в Ватцапе пишет сопровождающий Илья. Читаю, и просто не верю, что называется, глазам (пальцам в моём случае). Рельсы, паровозы и вдруг - музыка, орган.
Но поверить приходится. Мне показывают два органа: большой и маленький, которые Павел Константинович сделал сам.
- Вы играете?
- Играю. Я делаю и другие инструменты: гитары, флейты, лютни.
- А какие музыкальные инструменты больше всего нравятся?
- Орган и гитара.
- Вернёмся к тому, что для друзей, для души. Над чем Вы работаете сейчас?
- Сейчас я ремонтирую частный паровоз для другого человека, этот паровоз весит 16 тонн. А у меня ещё есть маленький паровой катер, строю большой пароход. Живу ведь на полуострове. Кругом вода, пруды, а рядом река Тосно. Построил три железнодорожных моста через пруды. Получается путешествие как в Венеции.
Кроме паровоза, есть маленький локомотив на бензине, а ещё ручная дрезина. Есть вагонетки – вагоны для перевозки сыпучих грузов. Участок стоит на болоте и, благодаря вагонеткам, участок осушается.
- Есть какое-то ещё хобби?
- Люблю лес. У меня на участке посажено 145 сосен. Каждый год сажал по 15-20 сосен вокруг дома. А ещё берёзы, клёны и другие деревья.
- Вы входите ж какой-нибудь клуб любителей-железнодорожников?
- Нет, я сам по себе. Вокруг меня есть группа друзей и коллег. Есть помощник, который специализируется на ремонте больших паровозов.
- Вы увлечены железной дорогой, строительством паровозов, а сами Вы любите железнодорожные путешествия, или когда надо куда-то далеко поехать, всё-таки предпочитаете самолёты?
- Я очень люблю путешествовать по железной дороге, но, кстати, по профессии я - авиационный инженер.
- Даже так?
- Да, а работал военно-морским инженером. Потом стал заниматься органами.
- Летом к Вам, наверно, любят приходить гости. Такая экзотика: полуостров, паровозы, пароход, катер.
- Бывает летом ко мне приходит в день до пятидесяти человек.
- Вы настолько гостеприимны, Павел Константинович?
- Мне важно делиться радостью с людьми.
- Сын тоже проявляет интерес к железной дороге.
- Да, интересуется, помогает мне.
Разговор с этим ярким, одарённым самыми разносторонними талантами человеком, мы заканчиваем, снова возвращаясь к паровозам.
- Паровоз - это живой механизм, - говорит Павел Константинович, - пар, тепло – это и есть душа. Внутри паровоза тепло, хотя окон нет. Я не исключаю, что когда-нибудь паровозостроение возобновится в промышленном масштабе. С пятидесятых годов двадцатого века паровозы не строят, но, думаю, ситуация может измениться. Надо просто паровоз автоматизировать и увеличить коэффициент полезного действия.
- В чём причина, что перестали строить паровозы?
- Паровозы перестали производить по экономическим причинам, к тому же, управлять паровозом - это очень тяжёлая физическая работа. Паровоз надо долго готовить к поездке, это тоже проблема. Если человек хочет самостоятельно построить паровоз, то каждую деталь приходится вытачивать, почти ничего невозможно купить. Зато паровоз экологически чистый, а от золы хорошо растёт картошка. Многие люди любят запах дыма из трубы паровоза. Паровоз - это романтика.
Свидетельство о публикации №221021800252