Как человек выбирает свой путь?

Предлагаем вашему вниманию интервью со слабовидящим православным богословом Ильёй Гавриловым, с которым я встретилась накануне Крещения.
Наш разговор проходит в храме Покрова Пресвятой Богородицы, где располагается детская воскресная школа.
Перевод осуществляет Илья Бруштейн.

- Илья Борисович, прежде всего, всегда интересно, почему человек выбирает тот путь, по которому идёт. А как в вашем случае? Когда Вы пришли к Богу и увидели своё призвание в том, чтобы приводить людей в храм?
- Пришёл к Богу весной 1991 года. Умерла бабушка. Скорбь по ней заставила меня обратиться к Богу. Мне было тогда 15 лет.
А приводить людей в храм, особенно людей с инвалидностью – это важно и необходимо. Я  - инвалид первой группы по зрению.
23 декабря 2020 года завершил обучение в Санкт-Петербургской духовной академии, получив учёную степень магистра. Моя магистерская работа посвящена христианской жизни инвалидов по зрению, их участию в деятельности православных приходов. Необходимо как можно активнее привлекать внимание Церкви и общества к людям с инвалидностью.

- По Вашим наблюдениям к Богу человек приходит чаще, когда ему плохо, или когда есть за что благодарить, когда он счастлив?
- К Богу приходят по-разному. Но чаще всего это люди несчастные. В церковь их приводит болезнь, смерть близкого, какое-то горе. Но есть и другие люди, и немало… А мне Бог дал счастье. Лично я увидел в Церкви рай на земле. Я пришёл к духовному просветлению и понял, что моё место – в лоне Православной Церкви.

- Отсутствие зрения как-то сказывается на Вашей работе?
- У меня всё-таки есть небольшой остаток зрения. Я адаптировался к инвалидности, но бывает, конечно, по-разному… Последние лет пять испытываю некоторые сложности, особенно с пространственной ориентировкой.

- Илья Борисович, Вы говорите, что нужно приводить в церковь людей с инвалидностью. Допустим, у меня есть потребность посещать храм, разговаривать со священником. Как это сделать технически, если я на коляске, а доступность среды оставляет желать лучшего, я не слышу, а священник не знает дактиля. Что Вы  мне посоветуете?
- Как раз об этой проблеме я говорю в своей магистерской работе. Сложностей много. Инвалидам трудней прийти, приехать в храм.
Недавно к нам в храм пришла женщина с собакой-поводырём, но, к сожалению, её не пустили из-за собаки. А меня тогда не было. Женщина обиделась и ушла. Поэтому тема эта трудная. Мой совет в том, чтобы искать сопровождающих. Можно подать заявку на поиск волонтёра, у нас в общине такие волонтёры есть, в том числе и на машинах.

- Оттолкнуть на самом деле очень просто. Меня в прошлом году не хотели брать в Израиль из-за моей коляски. Мне повезло, что заступился Отец Лев из Пучково. Я убедилась, что в Израиле действительно тяжело колясочнику, но люди помогали как могли. Почти ко всем основным святыням мне удалось прикоснуться. Важно, чтобы Вера сопровождалась и большим потенциалом человеческой доброты. Как бы жизнь дальше ни сложилась, эта поездка всегда теперь останется со мной.
- Я пока в Израиле не был, но был в Греции, на Афоне. По поводу отношения к людям…  Хамство, грубость можно, к сожалению, встретить везде. В том числе и в церковном приходе. Давайте будем реалистами! Но настоящий христианин относится к таким испытаниям с христианским смирением. Кроме того, добрых, сочувствующих, искренних, понимающих людей в любом православном приходе гораздо больше. И это наполняет сердце радостью!
Я являюсь членом местной организации ВОС «Коломна». Недавно вместе мы ездили в монастырь Александра Свирского. Тотально слепым разрешили прикоснуться к мощам Александра Свирского… Мне тогда, к сожалению, не удалось приложиться к мощам, но находясь в этом святом месте, я испытывал чувство благоговения и единения с братьями и сёстрами по Вере.
Хочу сказать, что монахи и священнослужители в святых местах почти всегда очень хорошо относятся к людям с любой инвалидностью. Поэтому можно получить благословение у своего священника и с чистым сердцем совершать такие паломнические поездки.

- А вот возьмём такую ситуацию, которая, к сожалению, не единична. Человек усердно молится, регулярно посещает храм, соблюдает все посты… При этом годами не разговаривает с близкими родственниками. На лбу написано, что человек этот - злой. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Непростой вопрос, но это реальная ситуация. Мне лично грустно от этого, потому что такие вещи, действительно, отталкивают от Церкви. В этом наша беда. Надо иметь глубокую, непоколебимую Веру, чтобы находить в себе силы противостоять таким жизненным коллизиям. Но давайте не забывать, повторю это ещё раз, что хороших людей рядом с нами гораздо больше, чем плохих! Пусть негативные эмоции не станут для нас искушением!

- Когда меня крестили, предупредили, чтобы я об этом не очень распространялась среди ровесников. Хотя запретов тогда уже никаких не было, сказалось скорее советское воспитание мамы и бабушки. Как мне представляется, новое поколение родителей совсем другое. Детей как-то даже любят более открыто, чем раньше. А в то же время, куда ни глянь, кажется, почти всё сейчас решают деньги… Как Вы думаете, склонен современный ребёнок идти в храм?
- Родители и дети бывают разные. В настоящее время я являюсь руководителем детской воскресной школы. Работа с детьми – это новые эмоции, новые ощущения каждый день. Я учу детей отвечать за свои поступки. Не искать виноватого. Хочу заложить в детях семена Веры. Я верю, что они вырастут достойными христианами.

Илья Борисович показывает мне Рождественскую композицию из мягкого пластилина, выполненную учениками воскресной школы. Искусно сделанный рельефный рисунок изображает младенца Христа.
После этого мы продолжаем разговор.

- Как вы относитесь к современным возможностям распространения информации: Интернет, социальные сети?
-  Нормально отношусь. У нашей воскресной школы есть группа в Контакте, там всё можно о нас прочитать.

- Ситуация с коронавирусом как-то повлияла на посещение храма прихожанами?
- Повлияла весной. Тогда люди очень боялись. Сейчас ситуация гораздо лучше.

- Есть какие-то планы на будущее?
- У меня были планы заниматься духовно-просветительской работой в школе имени К.К.Грота, но, к сожалению, директор школы пока не предоставил мне такую возможность… Хотелось бы, чтобы в наш храм приходило больше людей с инвалидностью. В том числе, с инвалидностью по зрению. Надеюсь, что наша с Вами беседа тоже будет этому способствовать. И участников Группы в других регионах также призываю не забывать о духовной жизни.

- Вы учились в школе имени К.К.Грота?
- Да. В классе для слабовидящих детей.

- Школа оставила хорошие воспоминания?
- Разные воспоминания. Класс был не очень дружный, иногда было тяжело.

- Расскажите, чем Вы занимаетесь помимо основной работы?
- Я очень люблю спорт. Спорт доставляет огромную радость. Занимался дзюдо. В 2007 году занял третье место на Кубке России. А потом началось моё увлечение скалолазанием. В 2012 году занял третье место в открытом Кубке Италии по скалолазанию, а потом в том же году участвовал в Чемпионате мира по скалолазанию в Париже. Занял четвёртое место. Также я играл в театре для инвалидов по зрению «Слово», увлекался бальными и латиноамериканскими танцами. Но сейчас у меня на увлечения остаётся очень мало времени.

- Илья Борисович, спасибо за интересный разговор!
- Был бы рад продолжить сотрудничество. Важно, чтобы люди больше о нас читали, задумывались и приходили в храм.


Рецензии