Старец СтратОник и монах СилуАн
в течение 46 лет подвизался на Афонской горе
с дальнего 1892 по 1938-й почти ближний
в Русском монастыре святого
Великомученика Пантелеймона.
Рождён 24 сентября 1866, Лебедянский уезд
Россия царская империя в селе Шовском,
Шовской волости Тамбовской губернии
в семье вольных крестьян, не крепостных.
Это село расположено недалеко от села Сезёново,
где жил затворник Иоанн Сезёновский.
На Афон приехал в 1892 г.,
в мантию пострижен в 1896; в схИму — в 1911.
Умер: 24 сентября 1938 г. (72 года),
Пантелеимонов монастырь Афон Греция.
\\\\\\ Старец СтратОник ////////
Монах СтратОник прибыл на Афон в Греции с ГрУзии.
СтратОник был прИзнанным и всей Православной Церквовью
'узнанным стАрцем по всей Грузии и за её предЕлами !
Старец мог говорить просто и, в то же время, велелЕпно,
без малейшего тщеславия о вещах,
выходящих за пределы человеческих норм
в слУшающих его умАх.
Если у слушателя было к нему доверие,
то чрез эту простую внешне бесЕду
воспринимал он в доступной ему мЕре
то вышеестЕственное состояние,
в котором находился сам.
2 глава
Отец Стратоник имел редкий дар слова и молитвы с плАчем;
многих пустынников и монахов на Кавказе
восставил он от расслабления и уныния к новому подвигу,
раскрывая им пути духовной брАни.
И вот,- на Афоне стАрец СтратОник
был принят в кругу подвижников с большой любОвью,
и вдохновенное слОво
его производило на многих впечатление глубОкое.
Богатое рассуждение, красивый и сильный ум, обширный опыт,
дар подлинной молитвы — все делало его не врОвень,
а центральной фигурой в кругу подвижников мнОгих !
Провёл Стратоник на Святой Горе
около двух месяцев и начал уже печАлиться,
что напрасно поднял большой труд
далекого путешествия «пользы» рАди;
сам он из встреч с афонскими монАхами
ничего нового не приобрёл
для Архи-духОвности во блАго...
Пришёл Стратоник к духовникУ
Русского Монастыря Святого ПантелеймОна,-
старцу Агафодору и, рассказав о своей печали,
просил указать кого-либо из монАшеских вИдных отцов
из брАтии, с кем можно было бы поговорить о послушании
и других великих деланиях монаха.
Отец Агафодор послал его погостить на «Старый Русик»,
где в то время,- до войны 1914 года,-
собралось несколько замечательных подвижников верных
из братии сего монастыря почтЕнного.
3 глава
"Старый РУсик" расположен в горах, на высотЕ,
приблизительно, 250 метров над уровнем мОря,
на восток от Монастыря, в расстоянии —
.......час и десять минут хОду.
Там был установлен более строгий
ПОСТнический режим всем,
чем в "общем" монастыре.
Место это пустынное, безмолвное
и потому туда тянулись монАхи,
желавшие большего уединения ради делания
УМной молитвы. В то время там жил
и монах Силуан,- стяжАтель духОвной жАтвы !
Отца СтратОника в Старом РУсике
приняли с большим расположЕнием.
Он с брАтией РУсика и наедине,
и в группах много бесЕдовал.
Однажды в праздничный день схимонах Досифей
....пригласил к себе в келлию
...его и несколько других монахов,
среди кОих монАхи духо-крЕпкие:
Вениамин с Калягры, Онисифор и СилуАн.
Беседа была очень содержательной
.......и не в первый раз.
Все были увлечены тем, что говорил Отец Стратоник,
который не тОлько как гость имел преимущество,
но и по дару слова превосходил прОчих.
Силуан из присутствующих был более молодой
и потому, естЕственно, по обычному монахам смирению,-
сидел в углу келлии и молчал степЕнно.
Он внимательно прислушивался к каждому слову
подвижника с КавкАза. После беседы Отец СтратОник,
ещё не посетивший отдельно СилуАна,
выразил желание побывать у него на «калИбке»,
которую СилуАн выстроил себе своим трудом шИбко
в расстоянии 5—6 минут на юго-востОк
от братского корпуса ради уединения
в небЕсный тихо-ток !
4 глава
Условились на следующий день,
в 3 часА дневного свЕта.
В ту ночь молодой Силуан много молился,
чтобы Господь благословил их встречу и бесЕду.
Отец Стратоник пришел в час назнАченный.
Беседа между двумя подвижниками началась легко
и сразу приняла желательный харАктер.
И тот и другой дУхом постоянно
были устремлены к единой цЕли,
и ум их неотрывно жил вопрОсами все тЕми же, -
единственно насущно важными для них, несомнЕнными.
Силуан, накануне внимательно слушавший стАрца СтратОника,
заметил, что последний говорил «от своего ума» БОЛЬее,
и что слово его о встрече вОли
человеческой с волею Божиею и о послушании,-
было «не'ясным». А ведь где неясно, -
кроется для монАхов ОПаСНОСТЬ !!
Беседу он начал тремя вопросами,
на которые просил ответа:
«Как говорят совершЕнные?»,
«Что значит предавАться на волю Божию?»,
«В чем сУщность послушания?»
По-видимому, та удивительная атмосфера духа,
в которой он пребывАл,
сразу повлияла на Стратоника и его нраво-вал;
он почуял важность и глубину вопросов и задумался.
После некоторого молчания он сказал грУстно:
"— Я этого не знаю... Вы мне скажите тут же."
Силуан ответил, источая души покОй:
"— Они от себя ничего не говорят.
Они говорят лишь то, что дает им Дух Святой."
5 глава
Отец Стратоник в этот момент, видимо,
переживал то состояние,
о котором говорил Силуан безстрАстно.
Ему открылась духовной жизни новая ТАйна,
дотоле ему невЕдомая и всеблагАя !!
Он ощутил свои недочеты в прОшлом,
он понял, как был ещё далёк от совершенства,
мысли о котором ему приходили после стольких встреч
с монахами, когда очевидным было его превосходство;
а ведь он встречался со многими
и замечательными подвижниками.
С благодарностью смотрел он на брата СилуАна.
После того, как разрешился первый вопрос
в глубине души его из самого
опыта этого состояния,
данного ему по молитве отца Силуана,
другие два ему уже легко было усвоить.
Беседа далее коснулась молИтвы:
старец Стратоник говорил,
что если молитва проходит без слёз,
то это значит, что она своего места не достИгла,
и потому остаётся бесплодной, внутри грёз...
На это Силуан ответил, что при молитве слёзы,
как и всякая иная сила в теле, могут истощАться,
но тогда ум, утончённый сердЕчным плАчем,
переходит к некоему тонкому чувству БОГа нАшего,
и чистый созерцает БОГа от всяких помыслов безмОлвно
И это может быть дороже даже плАча !
Отец СтратОник ушёл благодарный из монАхо-"скИнии".
После он к СилуАну еще несколько раз вершил свой ход,
и до конца его пребывания на Святой Горе между нИми
сохранилась большая братняя христианская любовь.
В одно из своих последующих посещений вИдных
он подтвердил слова СилуАна о молИтве.
Ибо,- это состояние Бог дал ему познать, вИдимо !
у{{{{{{{{{{{^^*^^}}}}}}}}}}}}}у
БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка
* ДНР – НовоРОСсия *
Старец Силуан Афонский
Труд архимандрита Софрония (Сахарова)
«Старец Силуан Афонский».
Настоящая книга по своему содержанию
предназначается для узкого круга людей,
интересы сосредоточены на христианском
подвижничестве, и потому главной заботой
нашей является не литературное искусство,
а.. скИния,- 1-й походный храм Израиля
во время их вождя-пророка МоисЕя.
Силуан, накануне внимательно слушавший Отца Стратоника,
заметил, что последний говорил «от своего ума»,
и что слово его о встрече воли
человеческой с волею Божиею и о послушании было «неясным».
Беседу он начал тремя вопросами, на которые просил ответа:
«Как говорят совершенные?» Незадолго перед своей кончиной
О. Вениамин из пустыни приехал в Монастырь
Святого Пантелеймона. Он заболел водянкой и слег
в больницу, которую содержит Монастырь
ради пустынников и вообще бездомных странников.
Называется эта больница — «Покой»...
Свидетельство о публикации №221021800464