Старец СтратОник и монах СилуАн

   Блаженный старец схимонах Силуан
в течение 46 лет подвизался на Афонской горе
 с дальнего 1892 по 1938-й почти ближний
  в Русском монастыре святого
   Великомученика Пантелеймона.
Рождён 24 сентября 1866, Лебедянский уезд 
Россия царская империя в селе Шовском,
 Шовской волости Тамбовской губернии 
в семье вольных крестьян, не крепостных.
Это село расположено недалеко от села Сезёново,
  где жил затворник Иоанн Сезёновский.
     На Афон приехал в 1892 г.,
в мантию пострижен в 1896; в схИму — в 1911.
 Умер: 24 сентября 1938 г. (72 года),
  Пантелеимонов монастырь Афон Греция.

  \\\\\\ Старец СтратОник  ////////
Монах СтратОник прибыл на Афон в Греции с ГрУзии.
СтратОник был прИзнанным и всей Православной Церквовью
'узнанным стАрцем по всей Грузии и за её предЕлами !
Старец мог говорить просто и, в то же время, велелЕпно,
     без малейшего тщеславия о вещах,
выходящих за пределы человеческих норм
        в слУшающих его умАх.
 Если у слушателя было к нему доверие,
  то чрез эту простую внешне бесЕду
 воспринимал он в доступной ему мЕре
   то вышеестЕственное состояние,
     в котором находился сам.
                2 глава
Отец Стратоник имел редкий дар слова и молитвы с плАчем;
     многих пустынников и монахов на Кавказе
восставил он от расслабления и уныния к новому подвигу,
        раскрывая им пути духовной брАни.
       И вот,- на Афоне стАрец СтратОник
был принят в кругу подвижников с большой любОвью,
          и вдохновенное слОво
его производило на многих впечатление глубОкое.
Богатое рассуждение, красивый и сильный ум, обширный опыт,
 дар подлинной молитвы — все делало его не врОвень,
 а центральной фигурой в кругу подвижников мнОгих !

       Провёл Стратоник на Святой Горе
около двух месяцев и начал уже печАлиться,
   что напрасно поднял большой труд
  далекого путешествия «пользы» рАди;
сам он из встреч с афонскими монАхами
    ничего нового не приобрёл
  для Архи-духОвности во блАго...

     Пришёл Стратоник к духовникУ
Русского Монастыря Святого ПантелеймОна,-
старцу Агафодору и, рассказав о своей печали,
просил указать кого-либо из монАшеских вИдных отцов
из брАтии, с кем можно было бы поговорить о послушании
    и других великих деланиях монаха.
Отец Агафодор послал его погостить на «Старый Русик»,
    где в то время,- до войны 1914 года,-
собралось несколько замечательных подвижников верных
       из братии сего монастыря почтЕнного.
                3 глава
"Старый РУсик" расположен в горах, на высотЕ,
приблизительно, 250 метров над уровнем мОря,
  на восток от Монастыря, в расстоянии —
.......час и десять минут хОду.
  Там был установлен более строгий
    ПОСТнический режим всем,
    чем в "общем" монастыре.
 Место это пустынное, безмолвное
   и потому туда тянулись монАхи,
желавшие большего уединения ради делания
   УМной молитвы. В то время там жил
и монах Силуан,- стяжАтель духОвной жАтвы !

  Отца СтратОника в Старом РУсике
  приняли с большим расположЕнием.
   Он с брАтией РУсика и наедине,
   и в группах много бесЕдовал.
Однажды в праздничный день схимонах Досифей
....пригласил к себе в келлию
...его и несколько других монахов,
  среди кОих монАхи духо-крЕпкие:
Вениамин с Калягры, Онисифор и СилуАн.
 Беседа была очень содержательной
.......и не в первый раз.

Все были увлечены тем, что говорил Отец Стратоник,
  который не тОлько как гость имел преимущество,
    но и по дару слова превосходил прОчих.
 Силуан из присутствующих был более молодой
и потому, естЕственно, по обычному монахам смирению,-
   сидел в углу келлии и молчал степЕнно.

Он внимательно прислушивался к каждому слову
подвижника с КавкАза. После беседы Отец СтратОник,
    ещё не посетивший отдельно СилуАна,
выразил желание побывать у него на «калИбке»,
которую СилуАн выстроил себе своим трудом шИбко
  в расстоянии 5—6 минут на юго-востОк
  от братского корпуса ради уединения
      в небЕсный тихо-ток !
            4 глава
  Условились на следующий день,
   в 3 часА дневного свЕта.
В ту ночь молодой Силуан много молился,
чтобы Господь благословил их встречу и бесЕду.

  Отец Стратоник пришел в час назнАченный.
Беседа между двумя подвижниками началась легко
   и сразу приняла желательный харАктер.

  И тот и другой дУхом постоянно
   были устремлены к единой цЕли,
и ум их неотрывно жил вопрОсами все тЕми же, -
единственно насущно важными для них, несомнЕнными.

Силуан, накануне внимательно слушавший стАрца СтратОника,
заметил, что последний говорил «от своего ума» БОЛЬее,
    и что слово его о встрече вОли
человеческой с волею Божиею и о послушании,-
  было «не'ясным». А ведь где неясно, -
    кроется для монАхов ОПаСНОСТЬ !!

  Беседу он начал тремя вопросами,
    на которые просил ответа:
    «Как говорят совершЕнные?»,
«Что значит предавАться на волю Божию?»,
   «В чем сУщность послушания?»
По-видимому, та удивительная атмосфера духа,
       в которой он пребывАл,
сразу повлияла на Стратоника и его нраво-вал;
он почуял важность и глубину вопросов и задумался.
После некоторого молчания он сказал грУстно:
"— Я этого не знаю... Вы мне скажите тут же."

 Силуан ответил, источая души покОй:
  "— Они от себя ничего не говорят.
Они говорят лишь то, что дает им Дух Святой."
            5 глава
 Отец Стратоник в этот момент, видимо,
      переживал то состояние,
о котором говорил Силуан безстрАстно.
Ему открылась духовной жизни новая ТАйна,
  дотоле ему невЕдомая и всеблагАя !!

   Он ощутил свои недочеты в прОшлом,
он понял, как был ещё далёк от совершенства,
мысли о котором ему приходили после стольких встреч
с монахами, когда очевидным было его превосходство;
   а ведь он встречался со многими
    и замечательными подвижниками.
С благодарностью смотрел он на брата СилуАна.

После того, как разрешился первый вопрос
   в глубине души его из самого
        опыта этого состояния,
данного ему по молитве отца Силуана,
другие два ему уже легко было усвоить.

  Беседа далее коснулась молИтвы:
      старец Стратоник говорил,
 что если молитва проходит без слёз,
то это значит, что она  своего места не достИгла,
 и потому остаётся бесплодной, внутри грёз...

 На это Силуан ответил, что при молитве слёзы,
как и всякая иная сила в теле, могут истощАться,
  но тогда ум, утончённый сердЕчным плАчем,
переходит к некоему тонкому чувству БОГа нАшего,
и чистый созерцает БОГа от всяких помыслов безмОлвно
    И это может быть дороже даже плАча !

 Отец СтратОник ушёл благодарный из монАхо-"скИнии".
После он к СилуАну еще несколько раз вершил свой ход,
и до конца его пребывания на Святой Горе между нИми
  сохранилась большая братняя христианская любовь.

В одно из своих последующих посещений вИдных
   он подтвердил слова СилуАна о молИтве.
Ибо,- это состояние Бог дал ему познать, вИдимо !
у{{{{{{{{{{{^^*^^}}}}}}}}}}}}}у
БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка
    * ДНР – НовоРОСсия *
   Старец Силуан Афонский
Труд архимандрита Софрония (Сахарова)
    «Старец Силуан Афонский».
Настоящая книга по своему содержанию
предназначается для узкого круга людей,
интересы сосредоточены на христианском
подвижничестве, и потому главной заботой
нашей является не литературное  искусство,
а.. скИния,- 1-й походный храм Израиля
  во время их вождя-пророка МоисЕя.

Силуан, накануне внимательно слушавший Отца Стратоника,
заметил, что последний говорил «от своего ума»,
       и что слово его о встрече воли
человеческой с волею Божиею и о послушании было «неясным».
Беседу он начал тремя вопросами, на которые просил ответа:
«Как говорят совершенные?» Незадолго перед своей кончиной
О. Вениамин из пустыни приехал в Монастырь
Святого Пантелеймона. Он заболел водянкой и слег
   в больницу, которую содержит Монастырь
ради пустынников и вообще бездомных странников. 
    Называется эта больница — «Покой»...


Рецензии