Гани Муратбаев. Промелькнувший метеор

                «Великий человек всегда является
                словно молния с неба, остальные
                лишь ожидают его, подобно горючему
                веществу, и затем воспламеняются
                также пламенем»
               
                Т.Карлейль

       Говорить о комсомоле и комсомольцах в наше время считается «моветон». Как же?  Дурное наследие тоталитарного времени. А между тем совсем недавно подавляющее большинство почитало за счастье получить награду комсомола, а премия Ленинского комсомола Казахстана в различных областях была равна наградам государства. Но мракобесие заразно, и теперь считается нормальным плевать в колодец, из которого испивали воду. За тридцать лет независимости мы так и не создали молодёжной организации хоть на йоту равной по уровню влияния на умы молодёжи. Фактов это подтверждающих тысячи, достаточно назвать движение студенческих строительных отрядов, созданное и взращённое комсомолом, и ударные комсомольские стройки. Но вопрос не в этом. Если мы не научимся уважать свою историю, изучать и познавать её без фанатизма, прагматически оценивая и извлекая уроки, мы дойдём до уровня «просвещённых» руководителей «Талибана». Если помните, придя к власти в Афганистане, они отменили в стране как наследие сатаны – искусство, телевидение, радио и другие достижения человеческой цивилизации. И вопрос стоит именно таким образом. Мы уже имеем случаи, когда молодые люди, всё, что делалось и создавалось нашими пращурами, считают харамом (греховным). Мы теряем молодёжь, одна часть которой уходит под влияние тоталитарных религиозных и иных течений и движений, другая, не видя перспективы развития в собственной стране, погрязшей в коррупции и трайбализме, уезжает за границу. Достаточно посмотреть на статистику, для нас с населением 18 миллионов это критические цифры, необходимы срочные системные меры, не видеть этого - преступление перед будущими поколениями. Но поднять и повести за собой молодёжь могут настоящие лидеры, такие, каким был Гани Муратбаев организатор комсомола Туркестана.
       Гани родился в 1902 году в небольшом городке Казалинске Кызылординской области. В родном городе его с уважением звали Бала батыр, Гани батыр, отдавая дань уважения его смелости и неукротимой энергии. Гани рано потерял отца и мать Батима вынуждена была батрачить, чтобы прокормить сына и дочь, хотя отец был зажиточным, более того избирался волостным. Но это не принесло семье ничего хорошего, так как многие баи были против волостного Муратбая, и в конце концов козни врагов привели его на скамью подсудимых. Джут (массовый падёж скота) покосил всю живность, принадлежавшую семье. Тем не менее, Гани окончил русскую школу, проявив свои природные способности. Казахи говорят, что беда не приходит одна, от болезней умирают мать и сестра Г.Муратбаева. Он уезжает в Ташкент, устраивается в интернат, затем добивается встречи с директором Ташкентского педагогического училища и  тот выслушивает подростка. Гани говорит о клятве данной матери: «Я поклялся маме хорошо учиться и Вам обещаю». В 1919 году Гани Муратбаев вступает в комсомол и получает билет под номером 1027. В 1920 году он работает учителем русского языка и литературы в г.Верном (Алма –Ата) на курсах подготовки учителей. Участвует в подавлении контрреволюционного мятежа в городе. Активно борется с беспризорностью, помогает детям из бедных семей, борется с нищетой. Огромная вера и энергия даёт серьёзные результаты в его работе. Активно продвигает создание комсомольской организации Туркестана, в состав которой входят комсомольцы узбекской, таджикской, киргизской и казахской организаций. С 1921 году на съезде он избран первым секретарём ЦК комсомола Туркестана. Бескомпромиссный боец за идеалы свободы, честный и открытый, обладавший даром убеждать людей, трибун и оратор, как никто более олицетворял мечты и чаяния молодёжи Востока и по достоинству был избран лидером комсомола. И именно он стоял у истоков создания комсомольских организаций Казахстана и Средней Азии,  которые в полной мере проявят себя в тяжелейшие годы становления государства и в годы Второй мировой войны. За свою короткую жизнь, (Гани Муратбаев умрёт в возрасте 23 -х лет в 1925 году от туберкулёза), он спасший сотни жизней беспризорных и нищих детей, отдавший огромную созидательную энергию будущему своей страны, работавший сутками, не покладая рук, сгорит как метеор, освещая путь в будущее своим соплеменникам и единомышленникам. Он уйдёт, оставаясь в памяти, как герой Н.Островского Павка Корчагин, став за столь небольшой срок  реальным и достойным лидером молодёжи Востока, отдав всю свою жизнь без остатка своей огромной и многонациональной стране. Стране, которой гордились все поколения молодёжи, пришедшие после Гани, стране, которая победит абсолютное зло – фашизм, стране, которая падёт не от внешнего врага, а в результате предательства зажравшихся и отупевших от собственного величия руководителей, стране, где идеалы, за которые умирали такие как Гани, продадут за «понюшку табака». Сейчас по прошествии времени идеи социального равенства овладевают умами по всем континентам и государствам. А пример Китая показал, что коммунистическая идеология вполне жизнеспособна и имеет перспективы развития и гармонизации. Но, увы, мы пошли путём волюнтаристского отрицания опыта прошлого, возведения ошибок и негативных моментов в необходимость слома всей системы. И, к сожалению, до сих пор не выработали государственную идеологию и стратегию развития страны, определяясь  сиюминутными реакциями на вызовы времени.
      Центральный комитет комсомола страны будет бороться за жизнь Гани, заставляя его лечиться, отправляя на черноморские  курорты, но он опять будет сгорать, став заведующим Восточным отделом Коммунистического интернационала молодёжи, и многое успеет за короткий срок. Вот что напишет о нём один из организаторов комсомола А. Мильчанов: «…Если на высокие государственные должности выдвигали молодого двадцатилетнего работника, значит видели расцвет его таланта и практической деятельности…». Кроме непосредственной комсомольской работы Гани отдавал много энергии и сил для сохранения казахской культуры, помогал учёному этнографу А.Диваеву, подключил к сбору фольклора комсомольцев, был первым редактором газеты «Жас Алаш». Именно с его голоса А.Затаевич записал песню «Дудар –ай». Супруга Гани  Бахытжан Муратбаева сохранит память о короткой, но насыщенной совместной жизни и доказательство этого, ее внук Серик Ганиевич Муратбаев, который живёт в Алмате. Имя организатора комсомола Казахстана не забыто в нашей стране, его именем названы улицы, ему воздвигнуты памятники. Тем не менее, находятся люди, которые хотят вычеркнуть его из памяти народа, писатель М.Алимбаев вспоминает: за свою статью о Г.Муратбаеве в газете получил письмо отповедь из Кызыл-Орды, что вы нам в глаза тычите, этим байским сынком. Всегда найдутся те, кто готов во всех своих бедах обвинить того, кто уже не сможет ответить и взглянуть в глаза своих недругов. Но не ими движим этот мир, и не они его созидательная сила. Пассионарии - это Гани Муратбаевы.


Рецензии