Кто такие мы есть
К Т О Т А К И Е М Ы Е С Т Ь
Настоящий материал подобран исключительно для пополнения моего образования в части истории возникновения нашей народности и российского государства, особенно «смутного периода» на Руси, и, в частности, истории моей малой Родины – Вологодчины. Возможно, он заинтересует и других. Знания, полученные по этим вопросам в период обучения в школе и институте, были недостаточны.
Использованная литература.
1. В.О. Ключевский. Русская история. Изд. «Эксмо», 2011 г.
2. Н.М. Карамзин. Предания веков. Из «Истории государства Российского». Изд. «Правда», 1988 г.
3. Н.М. Карамзин. Марфа посадница или покорение Новагорода. Изд «ХЛ», 1989 г.
4. С.М. Соловьёв. Чтения и рассказы по истории России. Изд. «Правда», 1989 г.
5. «Три века. Россия от Смуты до нашего времени». Исторический сборник под редакцией В.В. Каллаша. Типография тов-ва И.Д. Сытина, Москва, 1912 г.
6. Б. Акунин. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия. Изд. «АСТ», 2013 г.
7. Б. Акунин. История Российского государства. Ордынский период. Изд. «АСТ», 2014г.
8. Б. Акунин. История Российского государства. От Ивана Третьего до Бориса Годунова. Изд. «АСТ», 2016 г.
9. Ефрон и Бракгауз. Россия.
10. «Россия 15 – 17 в.в. глазами иностранцев». Лениздат, 1986 г.
11. В.О.Ключевский. Исторические портреты. Изд. «Правда», 1990 г.
12. Народы России. Вып. 1. С-Пб, 1878 г.
13. История отечества. С древних времён до наших дней. Энцикл. словарь. М., 1999 г.
14. Из истории русской культуры (Соловьёв А.В. «Великая, Малая и Белая Русь»), М, 2002 г.
15. Создание Рыбинского водохранилища. Краеведческий альманах «Весьегонск», вып. 3, 2009 г.
16. Родины. Краеведческий альманах «Весьегонск», вып.3, 2009 г.
17. Краткий очерк истории судоходства по Верхней Мологе. Краеведческий альманах «Весьегонск», вып.2, 2004 г.
18. О.И.Афанасьева. Тихвинская водная система. Гениальный проект Петра. (Википедия ).
19. Пучкова Татьяна. Из истории церквей Череповецкого района в советское время. (Википедия).
20. В.А.Николаев. Опыт сплава леса по Рыбинскому водохранилищу. Гослесбумиздат, 1956 г.
2
И С Т О К И И С Т А Н О В Л Е Н И Е
Откуда и когда славяне пришли на территорию современной России до сих пор точно не установлено. Нашими предками могли быть древние жители Дакии, геты, покорённые римлянами (Траяном). В русских древних сказаниях упоминается о счастливых войнах Траяна в Дакии и что российские славяне начинали своё летосчисление от времени этого императора. Летописец Нестор пишет, что славяне издревле обитали в странах дунайских и были вытеснены оттуда болгарами и волохами (ныне живущими в Венгрии), после чего перебрались на территорию современных России, Польши и соседних земель. Часть их поселилась на Днепре близ современного Киева и назвалась полянами, а позже стала называться именем ляхов, основателей польского государства. Два брата этого племени славян Радим и Вятко стали главами радимичей и вятичей, поселившись на берегах Сожа, на территории Можайской губернии и на Оке – в Калуге, Тульской и Орловской губерниях. Древляне обитали на территории Волынской губернии, дулебы и бужане – по реке Бугу, лутичи и тивирцы – по Днестру, белые хорваты – в окрестностях Карпат, северяне (соседи полян) – на берегах Десны, Семи и Сулы, на территории Черниговской и Полтавской губерний; дреговичи – в Минской и Витебской губерниях, между Припятью и Западной Двиной; кривичи – в Псковской, Тверской и Смоленской губерниях, в верховьях Двины, Днепра и Волги; полочане – на Двине близ впадения в неё Полоти; на берегах же озера Ильмень поселились собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород. К тому же времени летопись относит основание Киева тремя братьями Киром, Щеком и Хоривом, жившими среди полян на трёх холмах. Именем старшего, Кира, и был назван город. В летописях нет также точных дат основания и других славянских городов: Изборска, Полоцка, Смоленска, Любеча, Чернигова; известно лишь, что три первых основаны кривичами и были уже в 9-м веке, остальные – в начале 10-го века, но все они могли существовать и раньше. Кроме народов славянских по сказанию Нестора на территории славян жили и многие иноплеменные народы: меря (вокруг Ростова), мурома на Оке; черемиса, мещера, мордва – на правобережной Волге; ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладоге, нарова на Нарве, ямь или емь в Финляндии, весь на Белоозере, пермь в Пермской губернии, югра на Оби и Сосьве, печора на Печоре. Многие из этих народов давно смешались со славянами, всех их можно считать одноплеменными и назвать финскими по сходству языков. Многочисленные племена финнов расселились от моря Балтийского до Ледовитого океана, от глубины европейского севера на восток до Сибири, Урала и Волги. Неизвестно, когда они поселились на территории России, этот народ не имел своего историка.
3
О происхождении названия «Россия» существует несколько версий. Польско-литовская версия: Россия получила своё имя от некоего Русса, брата или внука Леха, князя польского, который был яко бы и князем руссов. Другая версия: имя происходит от очень древнего города Русса (Старая Русса). Украинская версия, которую я услышал в краеведческом музее города Белая Церковь Киевской области, расположенном на реке Рось недалеко от впадения её в Днепр: именно здесь поселились первые славяне (об этом яко бы свидетельствуют проведённые раскопки на берегу реки), и этот народ стал называться росью (позже русью). Но наиболее популярная версия состоит в том, что наша страна издревле называлась «Рассейей» как народ рассеянный или разбросанный по обширной территории, на которой перемешались разные народности, пользующиеся славянским языком и называющиеся руссами. Обычаи и нравы русославянских народов формировались под влиянием природных условий, в которых им пришлось существовать. Н.М. Карамзин пишет, что поляне, жившие на открытых просторах, были образованнее других, кротки и тихи обычаями, их жёнам была присуща стыдливость, брак издревле считался священной обязанностью, в семьях царили мир и целомудрие. Древляне же имели обычаи дикие, подобно зверям, среди которых они жили в тёмных лесах, убивали друг друга, не знали браков, основанных на взаимном согласии – уводили или похищали девиц. Северяне, радимичи и вятичи уподоблялись нравами с древлянами, в их обычаях было многожёнство. Важную роль в жизни рода славян играл старейшина (позже – «князь»). Главным богом был повелитель молний Перун; бог Солнца и дождя – Дажбог, бог ветров – Стрибог, бог охоты и скотоводства – Велес. До принятия христианства у народов существовала традиция жертвоприношений. Славянские жёны не хотели переживать своих мужей и добровольно сжигались на костре вместе с их трупами. Живая же вдова бесчестила семейство. Всякая мать имела право умертвить свою дочь, когда семейство было очень многочисленным, но обязана была сохранять сыновей для службы отечеству. Все летописцы хвалят общее гостеприимство славян, редкое в других землях. Уходя из дома, они оставляли двери открытыми и готовую пищу для странника. В 6-м веке славяне питались просом, гречихой и молоком, а позже научились готовить разные вкусные яства, не жалея ничего для весёлого угощения гостей и доказывая своё радушие изобильной трапезой. Любимым питьём их был мёд. Древние славяне любили скрашивать свой быт увеселениями – песнями, игрой на музыкальных инструментах, плясками. Ими были изобретены гусли, дудочки, свистульки. Пляска была любимым занятием всех народов. И по нынешним русским, богемским, далматским пляскам можно судить о плясках древних славян, состоящим в том, что в сильном напряжении мышц взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, хлопать руками. Доныне сохранились борьба, кулачный бой, бегания наперегонки…
4
Славяне, ещё не зная грамоты, имели некоторые сведения в арифметике и хронологии. Название «тьма», означавшее 10000, есть древнеславянское. Год они делили на 12 месяцев: просинец (январь), сечень (февраль), сухий (март), березозол (апрель), травень (май), изок (июнь – так звали какую-то певчую птицу), червень (июль), зарев (август), рюен или ревун (сентябрь – от рёва зверей), листопад (октябрь), груден (ноябрь – от груд снега и грязи), студень (декабрь). Столетие называлось веком. Праздник почитания Ладо (бога веселья и любви) в разных племенах отмечался в период от 25 мая до 25 июня. Купалу, богу земных плодов, отдавали дань 23 июня – в самый светлый день. Коляду, бога торжеств и мира, славили 24 декабря. Ещё совсем недавно в сельских местностях дети крестьян собирались на «колядки», ходили по домам, славили хозяев, собирая приношения и подарки. Отголосками этого языческого праздника остались святошные игры и гадания. В суеверных традициях русского народа сохранились следы древнего славянского богопочитания: доныне простые люди говорят о леших, русалках, нимфах, домовых, кикиморах и пр. Ум людей непросвещённых заблуждался во мраке идолопоклонства и творил богов на всяком шагу, чтоб изъяснить действия природы и успокаивать сердца в надеждах на высшую помощь. Славяне российские – кривичи, северяне, вятичи, радимичи – творили над умершими тризну. Печальные обряды проходили в причитаниях и плачах женщин и заканчивались торжественным застольем и восхвалением умершего.
Мы не имеем никаких памятников первобытного языка славян и можем судить о нём только по Библии и другим церковным книгам, переведённым в 9-м веке Св. Кириллом, Мефодием и их помощниками. Рассеянные по Европе и окружённые народами, славянские племена утратили единство языка, в течение времени образовались разные его наречия, главные из которых: русское, польское, чешское, иллирическое (болгарское), кроатское (почти везде позже заменённое немецким). Венеды или славяне языческие, обитавшие в балтийских государствах, знали употребление букв. Славяне же богемские, иллирические и российские не имели никакой азбуки до 863-го года, когда философ Константин (в монашестве Кирилл) и брат его Мефодий изобрели славянский особенный алфавит, образованный по греческому, с добавлением новых букв: Б, Ж, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ю, Я. Эта азбука, названная Кириллицей, до сих пор употребляется с небольшими изменениями в России, Молдавии, Болгарии, Сербии и пр.
Дата возникновения русского государства (Русь, Россия) до сих пор остаётся неопределённой, т.к. доказательных источников этому нет. Всё базируется на древних сказаниях славян и западных летописей, и как бы утвердилась западная версия. Карамзин это трактует так. В 9-м веке странами чуди и славян овладели воинственные варяги и правили ими без угнетения и насилия, брали лёгкую дань и наблюдали за справедливостью. Славянские бояре, недовольные властью завоевателей, которая уничтожила их собственную, возмутили народ, обольстили его именем прежней
5
независимости, вооружили против варягов и норманнов и выгнали их. Но сами не могли восстановить древних законов и ввергли отечество в бездну междоусобиц. Тогда граждане, якобы, и вспомнили о спокойном правлении норманнов-варягов. Как говорит предание, славяне, убеждённые советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Нестор пишет, что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам-руси, сказать им: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет – идите княжить и владеть нами. Братья Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые делами или родом, согласились принять власть над людьми, которые умели сражаться за вольность, но не смогли ею пользоваться. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область финского народа веси, а Трувор – в Изборск, город кривичей. Эти земли и были тогда названы Русью по имени вождей варяго-русских. Более никаких подробностей не известно. Через два года после кончины Синеуса и Трувора Рюрик присоединил их земли к своему княжеству и образовал первую российскую монархию. Во всём этом, по мнению Бориса Акунина, много тумана, сомнений. Куда именно «за море» отправились новгородские посланцы? Что за «варяги-русь», не упоминающиеся ни в каких скандинавских эпосах? Что за таинственный Рюрик, приглашение которого покняжить в инородных краях (событие удивительное) не отражено ни в хрониках, ни в сагах европейских? Карамзин пишет: «Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают своё правление и требуют Государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрых честолюбивых вводил самовластие…; в России оно утвердилось с общего согласия граждан». Такой сценарий сомнителен, он не в характере славян. Это выглядит странно и нелепо. Варяги (Рюрик с братьями) первоначально прибыли на Ладогу. Ладожцы только что сбросили ярмо викингов – и буквально через несколько лет опять пригласили их «володеть» собой? И, судя по летописи, пригласили вовсе не викингов данов или шведов, а неких «варягов-русь». И пригласили-де варягов-русь из-за моря, а море здесь подразумевалось одно – Балтийское. Но Ладожское озеро так велико, что наши предки называли его морем (подобно Байкалу и Каспию). А за озером-морем Ладожским находится и Белое море, на котором испокон веку жили русские поморы. Возможно, их пригласили, а может, и не приглашали их, они сами пришли на Ладогу и взяли власть силой. Известно, что некий словен Вадим Храбрый пытался бороться с ними. А спустя 200 лет летописец в угоду князьям сочинил байку о приглашении варягов-русь. Тёмная это история. Верно в ней лишь то, что на южной ладоге в 862–м году появился Рюрик с братьями и дружиной. Началом государства Российского и считается 862-й год. Время Рюрика и его преемника Олега Вещего оставило на Ладоге много выразительных следов. Но почему-то русский народ очень мало знает о Ладоге. Почему об этом молчат историки? А ведь здесь, возможно, и сокрыта истинная история Руси-Росии. Борис Акунин, проанализировав всю имеющуюся литературу по древней истории и издавший свою «Историю российского государства», пишет: «По настоящему
6
существенны всего три тезиса: государство возникло в последней трети 9-го века; его столицей стал город Киев; создателем единого государства был Олег, (сделавший Киев столицей), а Рюрик - лишь основателем династии, правившей с конца 9-го до конца 16-го веков.
История древней Руси (Киевской) заканчивается с вторжением монголов (1237 г.). Позже появится Великое княжество (затем царство) Московское, государство евроазиатского типа, союз Запада и Востока, заключённого, отнюдь, не по любви. В результате симбиоза цивилизаций многое было приобретено, но многое и утрачено. С 1238-го года до середины 15-го века был период татаро-монгольского владычества (Ордынский период). Если древняя Русь была совершенно европейским государством, то двести лет спустя, когда на карте континента появилось московское государство, московиты будут восприниматься западом как азиаты, и так останется вплоть до петровской «перестройки».
Несколько особняком от остальной Руси стоит история Новгородчины, региона, избежавшего татарской оккупации и сохранившей черты изначальной русской государственности. Многие русские князья пытались прибрать к рукам богатый Новгород, но безуспешно. Это удалось только Ивану Васильевичу Третьему… В ордынский период русские князья вели себя недостойно: постоянно грызлись между собой, кляузничали Орде, вероломно подставляя единоплеменников под татарские сабли. С начала 15-го века всё понемногу упорядочивается. Возникают большие княжества, собирающие вокруг себя союзников, и вступают в борьбу за первенство. Самым сильным становится княжество Тверское, выгодно расположенное на торговом пути в Новгород. Однако в это время на политической карте Руси неожиданно возник новый центр притяжения – городок Москва, прежде никакой важности не имевший. Эта небольшая волость досталась младшему сыну Александра Невского Даниилу. В 1302-м году неожиданно умер его бездетный родственник, владевший богатым Переславлем, который завещал свои земли московскому князю. Даниил Александрович сразу перешёл из мелких феодалов в средние, но вскоре скончался. Его сын Юрий, едва заняв отцовское место, присоединил к себе княжество Можайское, посадив в темницу тамошнего князя. Теперь Москва стала достаточно сильной, чтоб начать борьбу с Тверью за великокняжеский престол. К тому же Юрий сумел жениться на ханской сестре царевне Кончаке, которая перешла в православие, взяв имя Агафья. Кроме того, московский князь заключил союз с новгородцами, которые опасались соседа, сильного князя тверского. В 1318 г. тверской князь Михаил Ярославович был по доносу Юрия обвинён в смерти своей ордынской царевны и был казнён. Так Юрий Московский получил от Орды ярлык на великое княжение. В 1328 г. великокняжеский ярлык получил князь Иван (Калита), при котором Москва окончательно возвысилась над Тверью. Калита значительно прирастил земли княжества. Он не размахивал мечём – он платил, благо деньги были. Территория княжества до Калиты была меньше современной Московской области, всего с
7
четырьмя городами: ещё Коломна, Можайск и Звенигород. При нём были присоединены Серпухов, Радонеж, Руза, Белозерск, Углич и Галич. Его наследники присоединили Муром, Тарусу, Нижний Новгород. Относительная безопасность, в которой существовали подданные московских князей (Москва не граничила непосредственно с «опасными» соседями – татарами и литовцами) стимулировала постоянный приток переселенцев. В 14-м веке прежде скудный людьми лесной регион постепенно превращается в самую населённую область Северной Руси. Русь, руководимая деятельными правителями, крепла и, наконец, стала готовой сразиться за восстановление независимости – после полутора веков существования на положении колонии или вассальной территории. Большая война началась в 1378-м году. Князь Дмитрий Иванович (Донской), одержав несколько победных сражений с монголами, 8 сентября 1380 –го года разбил в генеральном сражении на Куликовом Поле основные силы Орды под предводительством Мамая («Мамаево побоище»). Но это была ещё не окончательная победа.
Орда сохраняла власть над Русью ещё целый век. Окончательно независимость Руси от Орды провозгласил Иван Васильевич Третий в 1462-м году. Да и сама Орда вскоре распалась. В суровую эпоху всеобщей несвободы, бесправия и междоусобиц не могли не ожесточиться нравы. Долгое время законов вообще не было, властвовал лишь один закон: кто сильнее, тот и прав. Очень сократилась доля образованных людей, сильно ухудшилось положение женщин, в систему наказаний были введены смертная казнь и телесные истязания. Сильно ожесточились и войны. Нормализация жестокости стала общим следствием огрубления нравов. Второе русское государство, московское, пришедшее на смену киевскому, было тоже грубее, жёстче, несвободнее. Но у него было и преимущество: оно было прочнее сколочено, а стало быть, обладало большей жизнеспособностью. Большинство исследователей считает, что самодержавие, российская форма абсолютной монархии, возникла по ордынскому образцу. Очень важным качеством, приобретённым в результате «монголизации» Руси, стала удароустойчивость конструкции, способность мобилизации всех ресурсов и национальных сил в момент большой опасности. Московия, а за ней Россия унаследовала великую монгольскую мечту об объединении Евразии от океана до океана. Едва окрепнув, «второе» русское государство начнёт двигаться по этому ухабистому пути.
Иван Васильевич Третий, властвовавший 43 года (1462 – 1505) на славу и укрепление России, добился многих успехов, ратных и гражданских. В нашей столице одно за другим стали являться иноземные посольства: император, Папа, короли азиатские приветствовали монарха российского, славного победами и завоеваниями от пределов Литвы до Сибири. Италия даёт первые плоды рождающихся художеств, Москва украшается великолепными зданиями, земля открывает недра, и мы начинаем извлекать своими руками драгоценные металлы. Дело Ивана Васильевича
8
продолжил Василий Иванович (1505 – 1533), устранивший малолетнего царевича Дмитрия, но он не смог построить государство, фундамент которого создал его отец. После смерти Василия Ивановича власть перешла к малолетнему Ивану Васильевичу Четвёртому, который стал первым русским царём и правил с 1533 по 1584-й год. Случился парадокс: самодержавию целых полтора десятилетия до 1547 г. пришлось обходиться без самодержца. Русь существовала в условиях беспрерывной политической чехарды, сотрясаемая всё новыми политическими переворотами. Пока подрастал новый самодержец, политическая власть менялась шесть раз. Никто в русской истории не вызывал столько споров, как Иван Васильевич Четвёртый (Грозный). Он, казалось, совмещал в себе две личности: с одной стороны был реформатором и строителем, с другой – разрушителем отечества; истинным христианином – и сатанинским отродьем. Убив в приступе гнева старшего сына, он практически обрёк династию Рюриковичей к кончине. Реформа, которую попытался осуществить Грозный, должна была, по его представлениям, сделать государство более эффективным. Но (ценой большой крови и ужасающих репрессий) Иван Грозный поколебал аристократическую структуру, что привело к ослаблению и разорению государства.
Численность населения Москвы к концу царствования Ивана Четвёртого сократилась втрое, обезлюдели и многие другие города, пашни перестали возделываться. Тщетными оказались огромные жертвы и расходы, принесённые во имя экспансии на запад. Ни закончить объединение русских земель, ни обзавестись собственной балтийской торговлей Ивану Четвёртому не удалось. Карамзин поставил царствование Ивана Четвёртого по конечным его результатам в один ряд с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Но всё же не все итоги его правления были негативными. Присоединение Поволжья и Приуралья открыло будущим поколениям простор для расширения страны. Был сделан первый важный шаг для освоения Сибири (походы Ермака). Последним русским царём династии Рюриковичей стал недееспособный сын Ивана Грозного Фёдор Иоаннович (1584 – 1598). В нём сочетались необыкновенная кротость, ум ребёнка, беспредельная набожность и равнодушие к мирскому величию. Страной же фактически управлял шурин Фёдора Борис Годунов, брат царицы Ирины, хитростью и интригами отодвинувший от престола других знатных бояр. После смерти Фёдора Иоанновича, последовавшей 7 января 1598 года, правительницей формально стала царица Ирина, т.к. Фёдор оставил духовную грамоту, в которой завещал Ирине державу. Так пресеклось на московском троне варяжское поколение, которому Россия обязана бытием, именем и величием, достигнув господства на севере Европы и Азии… На девятый день по кончине царя было объявлено, что Ирина отказывается от царства и навсегда удаляется в монастырь. В тот же день Ирина выехала в Новодевичий монастырь и под именем Александры вступила в сан инокини. Россия осталась без главы, а Москва – в тревоге и волнении. 20-го февраля в церкви Успения Бориса Годунова объявили царём.
9
С М У Т Н О Е В Р Е М Я У Ивана Грозного был ещё один сын, младший Дмитрий. Сразу после воцарения Фёдора Ивановича младенца Дмитрия вместе с его роднёй по материнской линии сослали в г. Углич. Дмитрий подрастал, и это не могло не тревожить Годунова. В этой обстановке случилось непредвиденное: 15 мая 1591 года восьмилетний Дмитрий вдруг оказался на земле с перерезанным горлом. Эта трагедия послужила началом большой смуты. Подозрение в организации убийства Дмитрия Угличского пало на Бориса Годунова, как и Борис на престоле правил умно и осторожно и добился большого успеха. Современники писали, что он внутренней и внешней политикой «зело прорассудительное к народам мудрство показал». Однако боярство смотрело на Годунова как на выскочку и только ждало, когда он споткнётся. Молва, всегда злоязыкая, была к Борису особенно немилосердна, всякое негативное событие приписывалось его козням. Неурожай и угроза смерти начала нового столетия согнала с места крестьян, боярских и дворянских холопов, выгнанных хозяевами. Среди этой публики хватало людей, не привыкших к труду и умеющих обращаться с оружием. Некоторые устремились на юг, в степи, пополнив ряды казачества. Вскоре, привлечённые хаосом, они вернулись назад с войском самозванца Лжедмитрия. Весть о самозванце-юноше, появившемся в Литве и называвшем себя Дмитрием Ивановичем, дошла до Москвы в 1603-м году. Самозванца поддержала Речь Посполитая, сам король Сигизмунд дал «царевичу» денег и негласно позволил добровольцам собираться под его знамёна. Главным сторонником претендента на российский престол являлся магнат и авантюрист сандомирский староста Ежи (Юрий) Мнишек, который взял с новоявленного Дмитрия письменное обязательство после победы жениться на его дочери Марине. Польских волонтёров набралось всего 1600 человек. Но Лжедмитрий предпринял действенный шаг: разослал по малороссийским областям и казачьей степи грамоты, заявляя о своих «природных» правах на престол, что в глазах народа было выше, чем «избранничество» Годунова. Воззвание Лжедмитрия сыграло роль искры, упавшей в сухую траву. Под его знамёна собралось много неприкаянных людей, малороссийская и донская казачья вольница. В августе 1604-го года Лжедмитрий выступил в поход, и вскоре пал первый город – Моравск. Началась, по сути, гражданская война, продолжавшаяся до начала 1605-го года. Самозванец дошёл до Москвы, разгромил московскую рать и объявил себя Государём. И московское боярство присягнуло ему, боясь, как бы за самозванца не заступился польский король. 13 апреля 1605-го года царь Борис внезапно умер. По слухам, его отравили или он сам принял яд. Так в разгар бури государственный корабль остался без капитана… За Годуновым в истории прочно закрепилась репутация государя, при котором
10 русские крестьяне утратили самую главную из прежних вольностей – право раз в году, в Юрьев день, переходить от помещика к другому помещику. Но Ключевский пишет: «Мнение об установлении крепостной неволи крестьян Борисом Годуновым принадлежит к числу наших исторических сказок». «Юрьев день» был введён при Иване Третьем, временный запрет же перехода от одного помещика к другому (т.наз. «заповедные годы») учрежден Иваном Грозным, бессрочный сыск беглых крестьян был узаконен в 1649-м году, а окончательное порабощение крестьян с правом их продажи произошло уже в 18-м веке… К годуновскому времени относится важное событие нашей истории – учреждение автокефальности, т.е. самостоятельности русской церкви. В 1589 году на Руси появился первый патриарх -- Иов. Из Константинополя пришла грамота, подтверждающая, что Собор православных церквей согласился учредить новую Московскую патриархию (помимо Константинопольской, Александрийской и Антиохчийской). Теперь великорусская церковь возвысилась над малороссийской, руководимой митрополитом Киевским. Иов немедленно учредил у себя целых 4 митрополии: Новгородскую, Ростовскую, Казанскую и Крутицкую, каждая из которых по статусу равнялась Киевской. Обычно в нашей истории время Годунова упоминается в связи с двумя эпохальными событиями: с распадом «второго государства» в Смуту и началом колонизации Сибири, но в конечном счёте получилось, что освоение Сибири – самый значимый итог его деятельности. Зауральские просторы казались бесконечными и никто не знал, насколько далеко тянется великий лес. При Годунове Сибирь стала частью державы. Почти ежегодно за Урал посылался очередной воевода с войсками и закреплялся там. Так возникли города: Тюмень, Тобольск, Пелым, Берёзов, Томск, Нарым и ряд посёлков. В 1601-м году в устье Оби был основан пост Мангазея. Сибирь из расходной статьи бюджета навсегда превратилась в прибыльную с организацией мехового промысла. Покорение Сибири отличалось от других колониальных захватов той эпохи относительной бескровностью. Воеводам было приказано не притеснять местные народы, а устанавливать с ними добрые отношения, не облагать их тяжёлой данью. И этот принцип не нарушался никогда… В мае 1606-го года в результате боярского заговора во главе с Василием Шуйским Лжедмитрий был убит, и на престол вступил князь Василий Шуйский. Против Шуйского немедленно выступило среднее боярство, пустившее слух о спасении Лжедмитрия, т.е. о втором самозванце. Во имя этого призрака в 1606-м году против Василия поднялись Северская земля и заокские города во главе с Путивлем, Тулой и Рязанью. Мятежники, разбитые царскими войсками под Москвой, засели в Тушине и обратились к полякам выслать им кого-нибудь с именем царевича Дмитрия. Лжедмитрий Второй нашёлся и, усиленный польско-литовскими и казачьими отрядами, летом 1608-го года прибыл в подмосковное село Тушино. Царь Василий обратился за помощью к королю Швеции Карлу Девятому. Переговоры закончились посылкой шведского отряда, за что Шуйский был вынужден заключить вечный союз со Швецией против Польши и пойти на другие тяжкие уступки. На такой прямой вызов Сигизмунд ответил полным разрывом с Москвой и осенью 1609 го года осадил Смоленск. 4-го февраля 1610-го
11
года тушинское посольство заключило с Сигизмундом договор, по которому признавали московским царём королевича Владислава. Этот договор был делом нескольких классов, преимущественно московского дворянства и дьячества. Однако племянник царя Василия князь Скопин-Шуйский с отрядом шведов очистил от тушинцев северные города и в марте 1610-го года вступил в Москву. Молодой даровитый воевода был в народе желанным преемником старого бездетного дяди, но внезапно он умер. Войско царя, высланное против Сигизмунда, было разбито поляками. Тогда дворяне во главе с Захаром Ляпуновым свергли царя Василия с престола и постригли. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству. Думе пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом и самозванцем, тоже подступившем к столице в расчёте на расположение к нему московского простонародья. 17 августа 1610 года Москва присягнула Владиславу. В конце 1610-го года умер самозванец («вор тушинский»), после чего поднялось сильное народное движение против поляков. Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов собрал ополчение, которое подошло к Москве. Но до этого поляки перерезались с москвичами, сожгли столицу (в марте 1911 г.). Ополчение, осадив уцелевшие Кремль и Китай-город, выбрало временное правительство из трёх лиц. Это первое дворянское ополчение распалось со смертью Ляпунова. В конце 1611-го года московское государство представляло собой зрелище полного разрушения. Поляками был занят Смоленск, в сожжённой Москве они засели в Кремле и Китай-городе, шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол; на смену второму убитому Лжедмитрию в Пскове уселся третий. Страна жила без правительства. Государство стало распадаться на части, каждый город действовал особняком. Но с конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земле. Призывные грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия из Троицкого монастыря подняли нижегородцев под руководством их старосты Кузьмы Минина. На призыв нижегородцев стали стекаться люди разных сословий, которым Минин нашел и вождя, князя Дмитрия Пожарского. Так составилось второе дворянское ополчение против поляков. Это ополчение было хорошо снаряжено благодаря обильно собранной денежной казне. Полгода это ополчение двигалось к Москве, пополняясь по пути. Под Москвою стоял отряд князя Трубецкого, остаток от первого ополчения. В октябре 1612-го года приступом был взят Китай-город, а поляки, сидевшие в Кремле, сдались сами. Казацкие атаманы отбили от Волоколамска короля Сигизмунда, направлявшегося к Москве, и заставили его убраться домой… Заканчивался период Смуты, но Россия была ещё без государя. Вожди земского и казачьего ополчений князья Пожарский и Трубецкой разослали по всем городам повестки, призывающие в столицу духовные власти и выборных людей
12
всех сословий для земского совета и государева избрания. В начале 1613-го года состоялся первый поистине всесословный Земский Собор. Когда выборные съехались, первый вопрос, выбирать ли царя из иноземных королевских домов, был единодушно решён отрицательно. Но нелегко было выбрать и своего природного русского царя, единомыслия не оказалось. Когда Собор распался на партии, не зная, кого выбрать, в него вдруг пошли «писания», петиции за Михаила Фёдоровича Романова от дворян, больших купцов, от городов Северской земли и даже от казаков. Это и решило дело. Михаил Романов – сын Филарета (Фёдора Романова), получившего во время Смуты сан митрополита и затем провозглашённого патриархом. Во время бурных споров к столу подошёл донской казачий атаман и положил на него писание. «Какое это писание ты подал, атаман?» - спросил князь Пожарский. «О природном царе Михаиле Фёдоровиче», - ответил атаман. После прочтения этого писания будто бы и решено было избрать Михаила. Но это было предварительное избрание, только наметившее соборного кандидата. Окончательное решение этого вопроса было предоставлено всей русской земле. По городам были разосланы тайные агенты разузнать мнение народа по поводу нового царя. Народ оказался уже достаточно подготовленным и высказался за Михаила Романова. А в это время польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Фёдоровича и его матери инокини Марфы. Они намеревались уничтожить реального претендента на русский престол. Михаил находился в родовом имении Домнино. По народной легенде будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал и оказался на выселках в доме Сусанина. Крестьянин укрыл его в яме, забросав её головешками и горелой ветошью. Поляки напали на дом Сусанина и стали его пытать, но он не выдал Михаила. Собаки не нашли его, т.к. головешки перебивали запах человека. Охмелевшие враги изрубили Сусанина и ускакали прочь. Михаил выбрался из укрытия и в сопровождении крестьян ушёл в Ипатьевский монастырь. Похоронили Сусанина сначала в селе, затем его прах перенесли в Ипатьевский монастырь, который стал символом спасения династии Романовых. Популярна и другая версия. Поляки встретили старосту Сусанина неподалёку от Домнина, и он взялся показать дорогу до села, а сам завёл отряд в непроходимые болота… 21 февраля 1613 года состоялись окончательные выборы. Каждый чин подавал особое письменное мнение, и во всех мнениях было одно имя – Михаил Фёдорович. В царе Михаиле большинство видело не соборного избранника, а племянника царя Фёдора Иоанновича, наследственного царя. Позже дьяк И.Тимофеев в непрерывной цепи наследственных царей ставил Михаила Фёдоровича прямо после Фёдора, игнорируя и Годунова, и Шуйского, и всех самозванцев. С избранием на царствование Михаила Романова период «Смутного времени» закончился. Бури смутного времени произвели глубокие опустошения как в хозяйственном положении народа, так и в нравственном настроении русского общества. Страна была крайне разорена. Иностранцы, приехавшие к нам после избрания Михаила, рисуют страшную картину опустошённых или сожжённых сёл и деревень с заброшенными жилищами, наполненными ещё не убранными трупами (1615 г.). Смрад вынуждал зимних
13
путников ночевать на морозе. Люди, уцелевшие от Смуты, разбежались, кто куда смог; расстроился и расшатался весь гражданский порядок. От времён царя Михаила сохранилось много поусадебных списков служилых людей, писцовых книг, изображающих хозяйственное положение служивого земского и крестьянского населения. По писцовым книгам 16-го века крестьянство распалось по имущественной состоятельности на два класса: на крестьян собственно и на бобылей (бобыли – немощные крестьяне, пахавшие крошечные участки или совсем беспашенные), причём в некоторых местах бобыли преобладали. (Кстати, раньше сельских жителей называли «сиротами», что красноречиво говорило о качестве жизни главного русского сословия. Монастыри, владевшие земельными угодьями и селившие там землепашцев, именовали их просто «христианами». Примерно с конца 14-го века это название «хрестьяне», затем «крестьяне» - распространилось на всех деревенских жителей (Б.Акунин)). Соловьёв, ссылаясь на писцовую книгу того времени, пишет о России: «Сёл и селец с народонаселением от 15 до 120 душ встречаем очень мало; деревень с народонаселением от 7 до 15 и свыше душ тоже очень мало; обыкновенно деревни состоят из 1, 2, 3, 4 дворов с 1, 2, 3, 4 душами» («Душой» называли работника мужского пола, женщины в счёт не шли). Произошла и глубокая перемена в настроении общества. Новой династии правителей (Романовых) пришлось иметь дело с совсем иным обществом, вечно недовольным своим положением, и 17-й век стал в нашей истории временем народных мятежей. Смутное время снова отбросило московское государство с западных позиций, занятых в 16-м веке. Поляки, отобрав Смоленскую и Северскую области, отрезали Москву от Днепра, а шведы сбили её с берегов Балтики. Внешнее положение государства ухудшилось ещё пренебрежением, с каким стали относиться к нему соседи со времени Смуты. Время династии Романовых подробно исследовано нашими историками, материалов по этому периоду предостаточно. Династия Романовых попыталась построить новое «третье» русское государство, создать более совершенную административную систему, и это тоже не удалось. Петру Первому пришлось осуществить ещё одну кардинальную модернизацию, будет создано «четвёртое» российское государство, которое продолжит движение от «Азии» к «Европе», военно-бюрократическая империя – европейская по внешнему декору, но та же «ордынская» по внутренней сути, просуществует два с лишним века и опять рассыплется в начале 20-го века во время тотального кризиса европейской цивилизации. Возникнет «пятое» государство (Советский Союз) и «шестое» - Российская Федерация, жизнеспособность которой сейчас проверяется на прочность.
14
В Е Л И К О Р О С С Ы
Великороссы – одна из трёх главных ветвей (ещё малороссы, белороссы) русской группы славянской семьи народов, имеющих историческое, этническое и культурное единство. Понятие «малороссы» связано с названием территории юга распавшейся Киевской Руси. После распада Киевской Руси вселенский патриарх православной церкви в Константинополе принял решение о разделении церковных епархий русского пространства на две части: Малая Русь (для южных земель) и Великая Русь (для северных территорий с резиденцией в Новгороде). В русском языке с 14 века название «Малороссия», данное для определения территориальной единицы в церковно-административном плане, переходит в неофициальное название территории Приднепровья, а позднее и всей левобережной части после вхождения её в состав России (в 17-м веке). В 18-м веке эта территория стала Малороссийской губернией. В описании народов России (Л. 12) малороссы численностью 11 млн душ составляли главную массу населения в губерниях: Полтавской, Харьковской, Черниговской, Киевской, Волынской, Подольской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической. Определение «Малороссия» употреблялось и для обозначения всех восточнославянских русских земель в составе Речи Посполитой: позже их них выделили «Белую Русь». Происхождение термина «Белая Русь» окончательно не выявлено. Согласно одной из версий так называли земли, которые некоторое время не зависели ни от татаро-монгольских ханов, ни от литовских князей, т.е. – земля независимая, свободная. Другая версия предполагает, что так называли земли, население которых было христианским в противоположность «Чёрной Руси», языческой. Название это пришло к нам из Западной Европы через польскую литературу. В источниках Великого княжества Литовского это название впервые встречается в 1585 году. После раздела Речи Посполитой в 1796 году была образована Белорусская губерния с центром в г. Витебске. Беларусь – националистическое название, принятое идеологами белорусского национального движения в конце 19-го века. Сейчас – это Республика Беларусь.
Вследствие русской колонизации Верхнего Поволжья, Ростовско-Суздальского края образовалась ветвь великорусского племени в составе русской народности, которая составляла до двух третей в общей сумме русского населения России. Приблизительно с 13-го века население центральной среднеднепровской полосы, служившее основой первоначальной русской народности, разошлось в противоположные стороны, обе ветви потеряли связующий центр, которым был Киев, и перестали жить общей жизнью. В образовании великорусского племени совместно действовали два фактора: племенная смесь и природа страны. Инородцами, с которыми встретились в междуречье Оки-Волги пришельцы, были финские племена. Финские племена расселялись среди лесов и болот центральной и северной России ещё в те времена, когда здесь не было заметно никаких следов славян. В области Оки и Верхней Волги в 16-17 веках жили три финских племени: мурома, меря и весь. Мурома жила на нижней Оке, меря – по озёрам Переславскому и Ростовскому, весь – в области Белоозера. Сейчас в центральной Великороссии нет живых остатков этих
15
племён, но они оставили по себе память в географической части. От Оки до Белого моря мы встречаем тысячи нерусских названий городов, сёл, урочищ и рек, которые взяты из одного лексикона, родственного современному финскому языку и языку финских инородцев среднего Поволжья – мордвы и черемисов. Название самой Оки финского происхождения: это – обрусевшая форма финского «йоки», что значит «река» вообще. Даже племенные названия мери и веси не исчезли бесследно: встречается много сёл и речек, которые носят их названия. Уездный городок Весьегонск Тверской губернии получил название от веси егонской (по реке Егоне), так же и город Череповец – от веси череповской (черепами раньше называли пологие безлесые холмы). По этим названиям можно определить и границы расселения мери и веси, что они некогда обитали от слияния Сухоны и Юга, от Онежского озера и реки Ояти до средней Оки, охватывая северные части губерний Калужской, Тульской и Рязанской. Встреча Руси с финскими племенами произошла мирно. Сам характер финнов способствовал такому сближению сторон. Финны в европейской историографии сразу были отмечены характерной чертой – миролюбием, даже робостью. Древняя Русь все мелкие финские племена объединила под общим названием – чудь. Этот процесс встречи закончился поглощением одного встретившегося племени другим, а именно чуди русью. Несомненно, влияние чуди на русь было, и проникало оно двумя путями: пришлая русь, селясь среди туземной чуди, неизменно должна была путём общения, соседства что-то заимствовать из её быта; чудь, русея, всей своей массой, со всеми своими особенностями, обличьем, языком, обычаями и верованиями входила в состав русской народности. Тем и другим путём в русскую среду проникало немало физических и нравственных особенностей от финнов. Говоры великорусского языка сложились путём постепенной порчи первоначального русского говора. Древнерусский говор в наибольшей чистоте сохранился в наречии новгородском, в говоре владимирском виден первый момент порчи русского языка под финским влиянием, а говор московский -- дальнейший момент этой порчи. Явные признаки финского влияния хранят и народные обычаи и поверья великороссов (культ воды и леса – лешие, водяные, водяной царь...). Природа Великороссии также оказала заметное влияние на смешанное население, образовавшееся посредством русской колонизации. Главная особенность этого края – обилие лесов и болот, суглинистая почва и паутина мелких рек и речек, бегущих в разных направлениях. В старой Киевской Руси внешняя торговля создала многочисленные города – центры торговли. В верхневолжской Руси внешняя торговля не могла стать главной движущей силой народного хозяйства. Сельские поселения получили здесь решительный перевес над городами. В южной Руси постоянные внешние опасности и недостаток воды в открытой степи заставлял население скучиваться в огромные тысячные сёла; на севере же с трудом отыскивалось сухое место, в котором
16
можно было выстроить избу. Такие сухие места, открытые пригорки, являлись островками среди моря лесов и болот. Поэтому деревня в один или несколько дворов являлась господствующей формой расселения в северной Руси до конца 17-го века. Места, которые можно было распахать вокруг деревень, попадались нечасто. Хлебопашество на верхневолжском суглинке могло удовлетворять лишь насущные потребности самих хлебопашцев. А через 6-7 лет почва истощалась, и крестьяне должны были покидать её на продолжительный отдых, запускать в «перелог»; тогда они переносили свои дворы на другое место, ставя новый «починок» на лесе. В восполнение скудного заработка от хлебопашества крестьянин должен был обращаться к промыслам. Здесь причина развития местных сельских промыслов, называемых кустарными. Лыкодёрство, мочальный и берестяной промыслы, зверогонство, бортничество, солеварение, смолокурение, железное дело, -- издавна служили основанием хозяйственного быта для целых округов. Великороссия 13-15 -го веков со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцам тысячи мелких опасностей, затруднений и неприятностей, с которыми приходилось постоянно бороться, «смотреть в оба», ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не «соваться в воду, не поискав броду». Это развивало в них изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе со всеми невзгодами. В Европе нет народа менее избалованного природой и более выносливого. Великороссам свойственна удивительная наблюдательность, которая открывается в народных приметах. Церковный календарь – это памятная книжка их наблюдений над природой и дневник дум над хозяйственным бытием. Январь – году начало, зиме серёдка. Вот с января уже, натерпевшись стужи, великоросс начинает подшучивать над нею. В крещенские морозы он говорит им: трещи, трещи – минули водокрещи; дуй, не дуй – пошло к великодню (Пасхе). Однако 18 января (день Афанасия и Кирилла; все даты приведены по старому стилю) афанасьевские морозы дают о себе знать, и великоросс опять не радуется: Афанасий да Кирило забирают за рыло. 24-го января – память преподобной Ксении (Аксиньи-полухлебницы-полузимницы): половина старого хлеба съедена. Примета: какова Аксинья, такова и весна. Февраль – бокогрей, с боку Солнце припекает. Второго февраля – сретенье, сретенские оттепели: зима с летом повстречались. Примета: на сретенье снежок, весной – дождёк. Март тёплый, да не всегда: и март на нос садится. 25 марта – благовещенье, в этот день весна зиму поборола. На благовещенье медведь встаёт. Апрель – в апреле земля преет, ветрено, и тепло веет, крестьянин настраивается: скоро землю пахать. «Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит, что-то будет». 1 апреля – день Марии Египетской. Её прозвище – Мария-пустые щи (зимние запасы капусты кончились). 5 апреля – день мученика Феодула. Феодул-ветреник («Пришёл Федул, тёплый ветер подул», «Федул губы надул» - ненастье). 15 апреля – день апостола Пуда. Пора выставлять пчёл из зимнего омшаника – цветы появились («На святого Пуда доставай пчёл из-под спуда»). 23 апреля – Егорий (день Св. Георгия Победоносца). Замечено климатическое соотношение этого дня с днём 9 мая
17
(«Николой»): Егорий с росой, Никола – с травой; Егорий с теплом, Никола с кормом. Май. Зимние запася съедены. «Ай, май-май. Не холоден, да голоден»; «Май – коню сена дай, а сам на печь полезай». Примета: «Коли в мае дож, будет и рож», «Май холодный – год хлебородный». 5 мая – День великомученицы Ирины. Арина – рассадница: сажают капусту и выжигают траву, чтобы новой не мешала. 21 мая – день Св. Константина и матери его Елены. «На Алёну сей лён и сажай огурцы, Алёне – лён, Константину – огурцы». Июнь, когда закрома пусты, зовётся «Июнь-ау!». Июль – страдник, работник. Август – серпы греют на горячей работе, а вода уже холодит; «На Преображенье (второй Спас) бери рукавицы про запас». Сентябрь – холоден, да сыт – после уборки урожая. Октябрь – грязник, ни колеса, ни полоза не любит: ни на телеге, ни на санях не проедешь. Ноябрь – курятник: 1-го числа, в день Козьмы и Дамиана, бабы кур режут; этот день поэтому зовётся «куриные именины». Декабрь – студень, развал зимы: год кончается, зима начинается. Время в избе сидеть да учиться. 1 декабря – день Наума-грамотника: учителя начинают учить детей. Поговорка: «Батюшка Наум, наведи на ум!» Стужа крепнет, трещат морозы. 4-го декабря – день великомученицы Варвары: «Трещит Варюха – береги нос да ухи!» Так в цепкой памяти великоросса проходит весь годовой цикл своей жизни. Дни Святых и праздники были его путеводителем. Он навешивал на их имена свои приметы в виде бесцеремонных прозвищ, какие дают закадычным друзьям. В приметах великоросса и его метеорология, и его хозяйственный учебник, и его бытовая автобиография. Народные приметы великоросса своенравны, как своенравна и отразившаяся в них природа. Она часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса и, привыкнув к этим обманам, он любит подчас, очертя голову, выбрать самое нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность играть в удачу и есть великорусское «авось». Природа заставляет великоросса спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а потом оставаться без дела осень и всю зиму. Так он приучился к чрезмерному кратковременному напряжению сил, работать лихо и споро, а потом вынужденно отдыхать. Ни один народ в Европе не способен на это, но и нигде в Европе, по-видимому, не найдётся такой непривычки к ровному, размеренному, постоянному труду, как в Великороссии. Великоросс привык бороться с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руках. Поэтому он лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами, это удаётся только тогда, когда находится уважаемый всеми организатор работ. Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, необщителен, сам себе на уме, лучше в начале дела, чем в конце, когда уже наметится успех: неуверенность в успехе возбуждает его силы, а успех роняет их. Он принадлежит к тому типу людей, которые глупеют от признания своего ума. Словом, великоросс лучше
18
великорусского общества. Природа сделала невозможным рассчитать наперёд план действий и прямо идти к намеченной цели. В борьбе с неожиданными природными вывертами человек стал более осмотрительным, чем предусмотрительным, воспитал в себе умение подводить итоги искусства составлять планы. Это и называется «задним умом». Великороссу принадлежит поговорка: «Русский человек задним умом крепок». Великоросс часто «думает надвое». Он всегда идёт к намеченной цели, часто и недостаточно обдуманной, оглядываясь по сторонам, и поэтому его походка кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь «лбом стены не прошибёшь, и только вороны прямо летают», говорит великорусская пословица. Природа и судьба вели великоросса так, что приучила его выходить на прямую дорогу окольными путями. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского просёлка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямо: только проплутаете и всё равно выйдите на ту же извилистую тропу. Идеолог пролетарской революции в России В.И.Ульянов (Ленин) признавал значение великороссов как ведущей политической силы в России, известна его статья «О национальной гордости великороссов». Но после революции 1917-го года в свете политики большевиков, которые были заинтересованы в нейтрализации самоидентичности русских как великого народа, этот термин оказался вне закона и был заменён на понятие «русский». После создания СССР узаконили «новый этнос» - «советский народ», стал популярным лозунг: «Мы – советские люди». Теперь, после развала СССР, термин «великоросс» снова возвращается в обиход. Лингвисты считают, что великороссы отличается от других ветвей русского народа языком – они не говорят на диалектах, а объясняются с помощью литературного русского языка, в котором довольно чётко произносятся буквы «ч» и «г»; по северным территориям великороссов распространён говор с «оканьем», а в центре – с московским «аканьем». Но уже сейчас имеется и много мелких диалектов. Известный составитель книг конца 19-го – начала 20-го веков серии «Природа и люди России» В.Воробьёв писал, что великороссы роста среднего или выше среднего, широки в плечах и коренасты, волосы у них русые, мягкие и нередко волнистые, глаза – серые или серо-голубые, нередко и светло-карие. Лицо у них широкое, но довольно длинное, нос слегка вздёрнут, на кончике приплюснут. Взгляд открытый, в нём присутствует гордость от сопричастности к народу, чьими силами были собраны великие земли и образована огромная страна – Российская империя.
В О Л О Г О Д С К И Й К Р А Й -- М А Л А Я Р О Д И Н А
Западные районы нынешней Вологодской области издревле входили в состав независимого Великого Новгородского княжества вплоть до покорения его Иваном Третьим в 15-м веке. Карамзин Н.М. в повести «Марфа – Посадница или Покорение Новагорода» писал: «Новгород, оставленный союзниками, ещё с большей ревностью начал вооружаться. Ежедневно отправлялись гонцы в его области с повелением выслать войско. Жители берегов Невских, великого озера Ильменя, Онеги, Мологи,
19 Ловати, Шелони один за другим являлись в общем стане…» После покорения Новгорода наши земли вошли в состав Московского государства. С 1708-го года территория вошла в состав Архангелогородской и Ингерманландской губерний. С 1727-го года западная часть вошла в Новгородскую губернию. В 1780-м году Вологодская, Великоустюгская и Архангельская провинции Архангелогородской губернии были преобразованы в области и вошли в состав Вологодского наместничества. В 1796-м году из южной и юго-восточной частей Вологодского наместничества была образована Вологодская губерния. В 1918-м году из Тихвинского, Устюженского, Череповецкого, Кирилловвского и Белозерского уездов Новгородской области была образована Череповецкая губерния с центром в г. Череповце, а из северных уездов – Северо-Двинская губерния с центром в Великом Устюге. В 1927-м году Череповецкая губерния вошла в состав Ленинградской области, а в январе 1929-го года Северо-Двинская и Вологодская губернии вошли в состав Северного края. 14-го января 1929-го года в Северном крае был образован Вологодский округ с центром в Вологде, а 23-го ноября 1930-го года окружное деление в крае было ликвидировано. После принятия Конституции СССР 05.12.1936-го года восточная часть современной области вошла в состав Северной области при разделении Северного края. 23-го сентября 1937-го года Северная область была разделена на Вологодскую и Архангельскую области. Из Ленинградской области в Вологодскую были переданы город Череповец и 18 районов, в результате чего и образовалась современная Вологодская область.
По данным энциклопедии «Россия» Ефрона и Бракгауза в 1897-м году население Вологодской губернии составляло 1 365 587 человек (в среднем 88 жителей на одно селение); в Вологде проживало 27 822 чел., в Череповце – 6 916, в Устюжне – 5 109, в Весьегонске – 3 469. Население России составляло 128 924 289 человек. В настоящее время (данные на 01.01.2017г.) население РФ – 146 804 372 человек (седьмое место в мире после Китая – 1400 млн чел., Индии – 1100 млн чел., США – 288 млн чел., Индонезии – 215 млн чел., Бразилии – 175 млн чел., Пакистана – 147 млн чел.), в Вологодской области проживают 1 183 860 чел., в Вологде – 313 012 чел., в Череповце – 318 856 человек.
Первоначально д. Харламовская располагалась на р. Вочкомке вблизи впадения её в р. Мологу. От Мологи деревню отделяла лесистая коса под названием Грива. После заполнения Рыбинского водохранилища Грива исчезла под водой, и Молога подступила непосредственно к деревенским берегам. Ширина разлива составляет около 4-х км, собственно отсюда и начинается Рыбинское водохранилище. Участок реки от Харламовской до Весьегонска именуется теперь Мологским плёсом
20 Рыбинского водохранилища. Началом создания Рыбинского водохранилища следует считать середину 30-х годов. Инженеры «Гидростройпроекта» предложили начать строительство плотин в Рыбинске (прекратив строительство плотины в Ярославле, начатое в 1935-м году). При этом обеспечивалась глубоководность пути по Волге и Шексне. «Рукотворное море» должно было затопить 663 деревни и город Мологу, и следовало переселить с затопленных мест 130 тысяч человек. Никого это не остановило. Строительство Рыбинской ГЭС началось в 1936-м году, одновременно началось строительство и Угличской ГЭС. К весне 1941-го года были готовы шлюзы, плотины перекрыли Волгу и Шексну. В 1941-м году, когда началась война, поток электроэнергии хлынул в Москву из Рыбинска и Углича (два агрегата, закрытые брезентом, работали всю зиму, давая Москве 50% электроэнергии). Окончательное заполнение водохранилища завершилось в 1947- м году. Польза от водохранилища – в обеспечении судоходства и электроэнергии. Но любое бесцеремонное вмешательство человека в природу не проходит бесследно, вскоре проявились и отрицательные последствия: утрата богатейших заливных лугов, пашен и пастбищ, абразия (размывание волнами) берегов, подтопление и заболачивание лесов. Сейчас научно доказано, что Рыбинское водохранилище оказало влияние на все компоненты природы. Во-первых, изменился микроклимат побережья, сила ветров увеличилась в дневное время в несколько раз, а в ночное – в десятки раз; уменьшились морозы, участились туманы на берегах, поднялись подпочвенные воды. Во-вторых, изменилась флора и фауна прибрежных районов, претерпел изменения видовой состав рыб; из-за малой проточности вод, торфяных берегов и нехватки кислорода наблюдается зимний замор рыбы, в связи с этим её количество катастрофически уменьшается.
На протяжении всей истории государства водные пути использовались для транспортного сообщения, не составляла исключение и Молога. А что означает слово «Молога»? Академик А.М.Шерген считает, что названия рек, имевшие окончания на «ега», «ога», «йёга», произошли от финско-саамских названий, в которые входило слово «река». Если учесть, что по вепски (вепсы – потомки веси) «мол» означает «рыба», то в переводе с вепского – Рыбная река. Конечно, любой перевод с древнего языка названия не следует считать абсолютным. Развитию водных путей сообщения, включающих Мологу, способствовала открытая в 1811-м году Тихвинская судоходная система, обеспечивающая сквозной водный путь на С.-Петербург. В своё время Пётр Первый обратил особое внимание на уникальное явление природы – водораздел между реками Тихвинкой и Соминкой, которые, приближаясь друг к другу, текли в разных направлениях. Пётр лично исследовал этот водораздельный путь. Стоило соединить эти реки – и открывается путь с Балтики в Каспийское море. В именном указе Петра Первого от 28 мая 1712-го года впервые было дано направление Тихвинской водной системы и водораздельным пунктом намечено озеро Крупино. В 1718-м году царь приказал капитан-поручику Кормчину и князю Гагарину приступить к работам по устройству Тихвинской водной системы. Работы по строительству были закончены в 1803 году, в 1806 году были завершены все гидротехнические
21 сооружения. Регулярное движение было открыто в 1811-м году. С Волги товары шли на больших лодках «соминках», потом перегружались на более мелкие «тихвинки». Водная дорога начиналась на месте современного Рыбинского водохранилища, проходила по рекам Мологе, Чагодоще, Горюну, Соминке, Валченке, далее по тихвинскому соединительному каналу, по рекам Тихвинке, Сяси, Сясьскому каналу, Старо-Ладожскому каналу, Ладожскому озеру и Неве. Длина всей системы составляла 654 версты, 176 из которых – шлюзованные участки. Всего было 62 шлюза, 4 канала, два питательных резервуара (озёра Пятино и Долгомошье), 105 пристаней (важнейшими из которых были Весьегонск, Сомино, Тихвин, Колчаново, Реброво и Сясьские Ряжи), 61 плотина, 7 мостов, 1 водоспуск и 2 водослива. Пароходство осуществлялось по Мологе и Сяси, на остальном пути – конная тяга и самосплав. Суда шли от Рыбинска до С.-Петербурга 29 дней. При Петре Первом были построены три судоходные системы от Волги до Петербурга (ещё Мариинская и Вышневолоцкая), из которых Тихвинская была самой короткой, к тому же по ней движение было в двух направлениях – туда и обратно одновременно. В течение 150 лет Тихвинская водная система была жизненно необходима краю, но постепенно она угасала. Сильно подорвала её значение построенная в 20-м веке Северная железная дорога, а также реконструированная Мариинская водная система (теперь это Беломор-канал) с более высокой пропускной способностью. Тихвинская водная система стала убыточной. В 1956-м году она была официально закрыта. Некоторые учёные считают, что Тихвинскую водную систему можно и нужно восстановить, пока ещё не поздно.
В конце 1880-х годов появилось регулярное пароходное сообщение населённых пунктов Верхней Мологи с Рыбинском, Тверью, Череповцом. Видную роль в этом сыграли братья Родины, выходцы из крестьянского села Харламовского. Благодаря трудолюбию и деловой хватке они добились своего благосостояния. Николай Михайлович Родин с братьями переехали в Весьегонск, как тогда говорили, «из-за реки». Николай Михайлович имел свои пароходы, он и возглавил местное пароходство. Знаменитый весьегонский пароход «Гаршин» (бывший «Голубка») имел осадку в любом грузу не более 0,45 м, он проходил любые перекаты на Мологе и Верхней Волге. Наше поколение прекрасно помнит этот пароход, курсировавший от Весьегонска до Устюжны… Николай Михайлович был уважаем в купеческой среде. После революции Николай Михайлович был сослан вместе с братом Михаилом в Сибирь. Николай Михайлович отбыл в лагерях 10 лет и умер (по некоторым сведениям расстрелян). Михаил Михайлович заболел туберкулёзом и умер в Весьегонске. Остальные члены семьи разъехались, кто куда… . В1928-м году на правом берегу Мологи против устья реки Чагодощи была заложена судоверфь для производства угольных барж, положившая начало рабочему посёлку, названному Посёлком им. Желябова (в честь известного народовольца). Позже для нужд верфи в посёлке был построен крупный деревоперерабатывающий комбинат.
22
Есть также сведения, что раньше здесь стояла лодочная верфь, принадлежавшая богатому купцу Юрию Петровичу Желябову, и деревню эту называли Желябово… Верфь просуществовала до конца 20-го века, тогда же прекратилось и всякое судоходство по реке Мологе. Этому способствовало открытие регулярного автобусного сообщения от Весьегонска до Устюжны, строительство моста в Устюжне через Мологу и налаженное автобусное сообщение между Череповцом и большинством населённых пунктов левобережной Мологи… . В течение двадцати лет (в 50-е – 70-е г.г.) по Мологе осуществлялся сплав леса, работала Харламовская запань Весьегонского сплаврейда Московской лесосплавной конторы. Производство находилось в пяти километрах от Харламовской вверх по Мологе, там для рабочих был построен посёлок (Песчаник). Рабочих, проживающих в Харламовской, утром и вечером на производство и обратно возил катер. В настоящее время можно найти лишь следы бывшего посёлка и всего производства. Заготовленная деловая и дровяная древесина направлялась в плотах и баржах водным путём в Москву, Московскую, Ярославскую и Костромскую области на деревообрабатывающие предприятия. Транзитный сплав по Рыбинскому водохранилищу и дальше на Москву и Волгу осуществлялся Московской сплавной конторой, буксировку плотов и перевозку леса в баржах осуществляло Московское речное пароходство. Постоянно дующие ветры северо-западного и западного направлений создавали штормы силой до 8 баллов и выше, при которых плотовождение по Рыбинскому водохранилищу было затруднено и даже невозможно. Плоты формировались длиной 220-240 м и шириной 24-27 м с таким расчётом, чтоб плот вместе с буксиром мог поместиться в шлюз плотины. Объём лесосплава составил 120-130 тысяч кубометров древесины. Древесина поступала на Мологу с рек Кобожи, Чагодощи и Шалочи в пучках зимней сплотки и молем (свободным спуском по течению). Пучки зимней сплотки формировались в небольшие речные плоты и отбуксировывались на Харламовский рейд, где их переплачивали в пучки озёрной сплотки с помощью сплоточных механизмов (лебёдок)… Значительная часть лиственной древесины в момент аварий тонула, поэтому возврат её практически был невозможен. Средний процент возврата утерянной из плотов древесины составлял 50-60 %. После завершения сплава леса на дне Мологи осталось много топляка. От рабочих лесосплава я услышал следующую историю. Где-то в нашем районе перед затоплением Рыбинского водохранилища вырубили дубовую рощу, эти дубы сплавляли по Мологе. Но гонка с дубом затонула в водохранилище, т.к. дуб оказался тяжелей воды. В 90-х годах водолазы делали изыскания, но ценный (морёный!) дуб не обнаружили… Молога берёт начало из болот на северных склонах «Моркиных гор» Средне-русской возвышенности и образуется от слияния речек Ворожи и Олчины у деревни Боровой в Тверской области (Бежецкий уезд). Длина её до впадения в Волгу составляла 544 км. Рыбинское водохранилище имеет длину более 200 км и ширину до 70 км. Кроме основных рек (Шексны, Мологи, Волги) в него впадает до 85 малых рек и ручьёв.
23
Пассажирское судоходство осуществлялось по Мологе до 2008 года. Пароход «Гаршин» сначала ходил от Весьегонска до Пестова и топился дровами и, двигаясь вверх по течению, останавливался для загрузки дров, которые специально укладывались на берегу. Позже он стал курсировать только до Устюжны. «Гаршина» сменил теплоход МО-545, который ходил только до пристани Модно вплоть до 2005 года. До 2008 года по Мологе ходил теплоход на крыльях «Метеор» из Ярославля до Весьегонска. Затем причал в Весьегонске был передан в аренду Весьегонскому винзаводу… . Неизвестно, почему деревня Харламовская так названа. Первые сведения о деревне обнаруживаются в документе «Список с писцовых книг Северьяна Давыдова да подъячего Трофимова. О селе Веси-Егонской с деревнями, пустошами и угодьями» (г. Весьегонск, типография А.П.Виноградова, 1911г.). Документ этот в весьегонском архиве обнаружила филолог Эльвина Владимировна Лукичёва. Список сделан в 1713-м году, но в писцовых книгах есть ссылки на 1628-29 г.г. Не исключено, что деревня существовала ещё раньше. В этом документе, заверенном личной печатью Петра Первого, даётся описание всех населённых пунктов и угодий, в т.ч. и всех наших деревень. Ни одной из современных фамилий там не обнаруживается. Откуда пришли предки современных жителей, остаётся лишь гадать. Скорее всего, сверху или снизу по Мологе, т.к. других приличных дорог просто не было. В 1912 году рядом с деревней возникла Вочкомская Георгиевская церковь (Церковь Георгия Победоносца). Церковь была построена на средства местных жителей в честь событий 1609-го года. Тогда здесь был остановлен и разбит отряд поляков, добравшихся до нашего края. В трестах метрах от церкви находилась братская могила тех времён. Это место до сих пор считается святым. Церковь была закрыта советской властью в 30-х годах и использовалась под клуб и зернохранилище. Постепенно церковь разрушилась и сейчас находится в руинном состоянии. В 1996-м году местные жители собирали подписи под обращением о восстановлении церкви Георгия Победоносца. В настоящее время д. Харламовская превратилась в большой дачный посёлок и относится к сельскому поселению Уломскому. Точные географические координаты деревни: 58 град. 48 мин. 19 сек. северной широты; 37 град. 12 мин. 43 сек. восточной долготы. Н = 120 м (высота над уровнем океана). Почтовый индекс 162710.
Шадриков Ю.Н. , 2017-й год.
Свидетельство о публикации №221021800605